Продолжается второй сезон международного проекта Stage Russia HD (продюсер – Эдди Аронофф), а это значит, что мы продолжаем смотреть в кино лучшие спектакли ярчайших представителей современного русского театра. Сезон открылся показом спектакля Юрия Бутусова “Чайка” Московского театра “Сатирикон”. Мы увидели постановки недавно назначенного художественного руководителя МХТ Сергея Женовача (“Самоубийца” Московского театра “Студия театрального искусства”), Римаса Туминаса (“Дядя Ваня” Московского театра имени Вахтангова), Тимофея Кулябина (“Три сестры” Новосибирского театра “Красный факел” – с этим спектаклем проект впервые покинул Москву). Впереди нас ждет спектакль
“Сверлийцы. Эпизоды I и II“ Московского Электротеатра Станиславский. Режиссер-постановщик — Борис Юхананов. Художник – Степан Лукьянов. Композиторы – Дмитрий Курляндский и Борис Филановский. Дирижер – Филипп Чижевский. Исполнители: N’Caged, вокальный ансамбль под руководством Арины Зверевой; QUESTA MUSICA, ансамбль под руководством Марии Грилихес; МАСМ (Московский ансамбль современной музыки).
“Сверлийцы” — самый яркий, дерзкий, неожиданный спектакль второго сезона Stage Russia HD. Впервые в мире на драматический сцене одного, отдельно взятого театра создан оперный сериал! Впервые драматический театр заказал музыку шести ведущим российским композиторам! Впервые на драматической сцене воссоздана новая, параллельная реальность, имя которой — Сверлия!
“Сверлийцы” – из разряда фильмов в жанре “фэнтези”. Вымышленная волшебная страна Сверлия пребывает в трех временах: прошлом, настоящем, будущем. Из Сверлии к Земле можно попасть тропами. Один путь – через Венецию, второй – через Санкт-Петербург. Населяет Сверлию множество рас, управляют ею царь Упырь и царица Лядище… Ну и так далее. Даже судя по описанию, нас ждет нечто невиданное.
В беседе со мной продюсер проекта Эдди Аронофф рассказал о том, как родилась идея показать в кино “Сверлийцев”: “Спектакль посоветовал мне живущий в Москве театральный критик Джон Фридман. Он назвал его “переворачивающим жизнь”. Я прислушался к его рекомендации… “Сверлийцы” – феноменальное произведение. Музыкальное, визуально очень красивое, зрелищное. Борис Юхананов — уникальная личность русского театра. Он больше, чем просто режиссер, он — художник-провидец, создающий не спектакли, а культурное пространство. Пространство для жизни и пространство для искусства… Мы хотим, чтобы в мире узнали Бориса Юхананова и его неповторимый стиль. Электротеатр Станиславский снял фильм по этому спектаклю. В данном случае компания Stage Russia выступает как дистрибьютор. До начала спектакля и в антракте демонстрируются фрагменты интервью с режиссером”.
Ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева, режиссер, теоретик театра, педагог Борис Юрьевич Юхананов — легендарное имя в русском театре. В 1986 году он создал первый в России независимый театр и назвал его “Театр-Театр”. В девяностых годах он занимался “параллельным кино”, создал частную балетную труппу “Санкт-Петербургский маленький балет”, работал над проектом “ЛабораТОРИЯ” (латинское слово “labora” — “работа” + Тора = “работа Торы”), руководил режиссерско-актерским курсом в РАТИ-ГИТИС. В 2013 году Департамент культуры Москвы объявил конкурс на должность руководителя Московского драматического театра имени К.Станиславского. Борис Юхананов участвовал в конкурсе, и его концепция развития театра победила. С июля 2013 года Юхананов возглавляет театр. Сегодня он называется Электротеатр Станиславский. Режиссер объясняет это название так: “Здесь заложено сразу три важных смысла. Один связан с “ангелом места”. В начале ХХ века в России, как и во всей Европе, начали появляться кинотеатры. Тогда они назывались “электротеатрами”. Фешенебельный кинотеатр, воздвигнутый на Тверской, так и назывался “Электротеатр”. Так что было естественным делом восстановить его первое название. Станиславский в конце жизни хотел создать там оперно-драматическую студию, звал туда работать Всеволода Мейерхольда, буквально перед арестом последнего. Второе значение этого слова для России — современность, энергия, излучение будущего. А третье — греческий корень “электро”, “свет”, “театр света”. (Из интервью С.Конеген, радио “Свобода”.)
Борис Юхананов часто употребляет выражение “новая процессуальность”. Согласно его теории, театр должен стать местом сборки всех форм искусства, связанных с процессуальностью, будь то кино, музыкальный концерт или перформанс. Для осуществления этой стратегии создана Электрозона — зона действий и процессов, окружающих театр и питающих его. Юхананов говорит: “Мы создаем вокруг себя “электрозону”, в которой происходят разные художественные происшествия, связанные с музыкой, изобразительным искусством, разными образами современной литературы, образовательной программой – пространство, открытое для города. Сюда можно приходить с утра, взять чашечку кофе… Но это не просто способ проведения досуга. Здесь придется достаточно напряженно трудиться по восприятию современной культуры”. За пять лет существования нового старого театра идеи Юхананова доказали свою жизнеспособность. Театр действительно превратился в один из культурных центров Москвы, а Электрозона подпитывается энтузиазмом как творческой группы, так и зрителей.
На прошлой неделе мне удалось побеседовать с Борисом Юрьевичем. Он рассказал много интересного об истории создания спектакля, поделился своими мыслями о современном искусстве и обратился к будущим кинозрителям спектакля “Сверлийцы”. Интервью с режиссером читайте в одном из ближайших выпусков газеты “Реклама”.
Проект Stage Russia состоялся во многом благодаря энергии и энтузиазму американского продюсера Эдди Аронофф. Влюбленный в русскую культуру, девять лет назад он уехал из Нью-Йорка, поселился в Москве, стал преподавать английский язык, подружился со многими своими студентами. Как-то раз один из них повел его в Гоголь-центр на спектакль “Митина любовь” по повести Ивана Бунина. Эдди рассказывает: “До этого я не ходил в московские театры. Я ведь не говорю и не понимаю по-русски. Единственная фраза, которую я знаю: “Мне не нужен салфетка”. (Эдди старательно выговаривает русские слова). И вот – “Митина любовь”. Потрясающая постановка с двумя актерами “снесла мне голову”. Я загорелся идеей показать этот спектакль в Нью-Йорке. Поговорил с Элизабет Клайхенс из театра 59 East 59 Street (Элизабет Клайхенс – президент и художественный руководитель 59Е59 Theatres), и она согласилась показать его. Я не думал делать тур по нескольким городам страны. Мне хотелось показать спектакль в одном месте примерно три недели, т.е. сделать своеобразный вариант офф-бродвейской постановки. К сожалению, это оказалось невозможно из-за российской репертуарной системы. Актеры заняты в других постановках Гоголь-центра… Я встречался с Камой Гинкасом и Сергеем Женовачом, мы обсуждали вопросы показа их спектаклей в Нью-Йорке. Они были очень добры ко мне, угощали чаем с пирожными. Не знаю, поверили ли они в мою идею, но сразу согласились с ней. Я помню, Кама спросил меня: “Сколько я вам должен заплатить?” — “Вы — мне??? За что???” — “За то, чтобы вы перестали спрашивать меня, согласен ли я.” Однако все заканчивалось теми же самыми проблемами. И вдруг до меня дошло, что эти спектакли идеально подходят для показов в кино. Я загорелся новой идеей”.
Идея Эдди состояла в том, чтобы записывать лучшие спектакли театров Москвы и других городов России и показывать их в городах США и по всему миру. Эдди говорит: “Когда вы живете долгое время в другой стране, вы поневоле проникаетесь ее культурой и хотите показать лучшее у себя на родине. По крайней мере, у меня так бывает. Сейчас говорят много негативного о России: политика, скандалы с допингом… Я со своей стороны хочу показать лучшее, что есть в России. А лучшее — это Театр!”
За два года существования проекта добиться удалось много. В настоящее время компания Stage Russia показывает российские спектакли в более чем двенадцати странах мира, в том числе — в США, Великобритании, Ирландии, Израиле, Австралии, Китае. И это только начало. На прошлой неделе из компании пришли радостные новости. Теперь лучшие спектакли театров России можно будет смотреть онлайн, не выходя из дома. Эдди Аронофф прокомментировал это так: “На протяжении двух лет мы получали огромное количество обращений от людей, которые живут в отдаленных районах и по тем или иным причинам не могут приехать в кинотеатры на кинотрансляции спектаклей. Онлайн-просмотр дает им прекрасную возможность для этого”. Специальное приложение Stage Russia app работает на всех мобильных устройствах и компьютерах. Скачать приложение можно по адресу https://itunes.apple.com/app/id1358333710. Цена онлайн-просмотра спектакля на территории США — $5.99. В онлайн-просмотрах доступны спектакли “Черный монах” Московского ТЮЗ в постановке Камы Гинкаса с Сергеем Маковецким в главной роли, “Самоубийца” Московского театра “Студия театрального искусства” в постановке Сергея Женовача, “Чайка” Московского театра Сатирикон в постановке Юрия Бутусова, “Три сестры” Новосибирского театра “Красный факел” в постановке Тимофея Кулябина (при покупке этого спектакля можно выбрать язык субтитров: русский или английский). Количество просмотров не ограничивается.
Впервые в истории проекта премьера кинопоказа спектакля пройдет в один день с выходом его в открытый доступ в онлайн. Это произойдет 12 апреля 2018 года со спектаклем “Сверлийцы”, который выйдет одновременно в шести городах США и Ирландии и в сети по всему миру. (В Великобритании “Сверлийцы” будут демонстрироваться на платформе https://www.digitaltheatreplus.com/education.)
По-моему, нам всем давно пора поблагодарить Эдди Аронофф за прекрасную идею. Замечательно, что во времена политического противостояния между Россией и США культурные связи между нашими странами не только не разрушаются, но, наоборот, становятся все богаче и разнообразнее.
Nota bene! Кинопоказ спектакля “Сверлийцы” Московского Электротеатра Станиславский пройдет 19 мая 2018 года в 2 часа дня в помещении Ethel M.Barber Theatre (30 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208). Заказ билетов – на сайте https://web.ovationtix.com/trs/pe.c/10184705. Все новости о проекте “Stage Russia HD” — на сайте http://www.stagerussia.com/.