“Сельская честь” во всей красе

Концерт 29 ноября 2020 года

Анита Рачвелишвили. Фото - Дарио Акоста
Анита Рачвелишвили. Фото - Дарио Акоста

В серии воскресных радиоконцертов Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) CSO Radio Broadcast Series 29 ноября в 8.00 pm состоится тематический вечер “Muti Conducts Cavalleria rusticana”. Мы услышим записанное 6-8 февраля 2020 года концертное исполнение оперы П.Масканьи “Сельская честь”. Исполнители: Сантуцца — Анита Рачвелишвили, меццо-сопрано; Туридду — Пьеро Претти, тенор; Альфио — Лука Салси, баритон; Люсия — Роннита Миллер, меццо-сопрано; Лола — Саша Кук, меццо-сопрано. Чикагский симфонический хор. Хормейстер — Дайан Вулф. В качестве бонуса — симфония “Рим” Ж.Бизе. Запись сделана в мае 2019 года. ЧСО дирижирует его музыкальный руководитель Риккардо Мути.

…Это было одно из главных событий музыкального сезона. Риккардо Мути собрал в Чикаго команду мечты. Главной героиней стала грузинская певица Анита Рачвелишвили в партии Сантуццы. В перерыве между репетициями мне удалось поговорить с Анитой. Она рассказала о новых ролях, работе с маэстро Мути, мопсе Фрэнки… Полностью интервью было опубликовано в одном из февральских выпусков нашей газеты. Сегодня я вспомню лишь некоторые фрагменты беседы.

— Прошлым летом в Симфоническом центре мы слышали вас в партии Амнерис в “Аиде”, в этом году вы поете Сантуццу. После Верди — Масканьи, веризм, совсем другая эстетика… Как вы себя чувствуете в этом репертуаре?

— Я очень люблю “Сельскую честь” и хорошо понимаю свою героиню. В ее характере много грузинских черт. Сицилия похожа на Грузию, у нас похожее отношение к жизни, религия, традиции… Думаю, мне легко выразить чувства Сантуцци.

Анита Рачвелишвили и Риккардо Мути. Чикаго, 6 февраля 2020 года. Фото - Тодд Розенберг
Анита Рачвелишвили и Риккардо Мути. Чикаго, 6 февраля 2020 года. Фото — Тодд Розенберг

— Премьера “Сельской чести” состоялась в Риме в 1890 году, в следующем году была премьера в Чикаго. Опера пошла сразу по всему миру, а ведь если разобраться, перед нами — обычная мелодрама, бразильская “мыльная опера”. Сантуцца любит Туридду, Туридду любит Лолу, у Лолы — муж Альфио… В чем секрет успеха оперы?

— Потрясающая музыка Масканьи и простая, понятная всем история. Любой человек, даже тот, кто не любит оперу, послушав “Сельскую честь”, влюбится в нее. Музыка захлестывает, забирает эмоции, затрагивает сердце. Правильно, “мыльная опера”, но все смотрят “мыльные оперы”. Это нормально, это — наша жизнь, такое может произойти с каждым. Ты чувствуешь боль этой женщины, которая влюблена, которую отвергают… Ты чувствуешь боль мужчины… Любовь, верность, измена, ревность — эти чувства вне времени, поэтому опера есть и всегда будет актуальна.

— Сантуцца чувствует себя виноватой? Ведь если бы она не рассказала всего Альфио, кровавого финала можно было избежать?

— Конечно, она виновата и чувствует себя виноватой. Она ослеплена местью за то, как бесчувственно Туридду бросил ее. Месть — главное, что осталось в ее жизни, и она мстит Туридду, говоря Альфио правду о его романе с Лолой.

— Предположим, все произошло иначе и Туридду убил Альфио. Что было бы тогда?

— Сантуцца знает, что такое практически невозможно. Она уверена, что Альфио убьет Туридду и в глубине души надеется на такой финал. Сантуцца не злая, но в данной ситуации не может себя контролировать.

— Что нового вы узнали о своей героине после репетиций с маэстро Мути?

— Очень много. Маэстро помог мне по-новому выстроить роль. В моей партии много “цветов”. Палитра красок просто бесконечная. Маэстро работал над “Сельской честью” абсолютно по-другому в сравнении с “Аидой” прошлым летом. Понятно, что сейчас совсем другая музыка, и его подход к музыке совершенно другой. Перед Верди мы все, как школьники, сдерживаем голос и контролируем эмоции; с Масканьи маэстро нас не сдерживает. У Верди forte — не самое сильное; у Масканьи каждое forte — крик души. Крик этот, по словам маэстро, “надо из себя вытащить”…

— В разговоре с журналистами маэстро сказал, что ненавидит экзальтированные чувства и педалирование интонаций. Мне запомнилась еще одна его фраза: “Страсть без пошлости, насилие без жестокости”…

— Мути просит исполнять так, как написано в партитуре. Даже если в некоторых местах сказано, что певцы свободны петь ту или иную фразу, как они хотят, всегда есть рамки, которые надо соблюдать. Мути в этом — первый.

Анита Рачвелишвили и Пьеро Претти. Чикаго, 6 февраля 2020 года. Фото - Тодд Розенберг
Анита Рачвелишвили и Пьеро Претти. Чикаго, 6 февраля 2020 года. Фото — Тодд Розенберг

— Вы помните свой дебют в партии Сантуццы?

— Это случилось несколько лет назад в Римской опере в интересной, современной постановке в сицилианском стиле. Трудный был дебют. Я счастлива, что это случилось в Италии… Работая с маэстро Мути, я понимаю, что у меня получается идеальная Сантуцца. Я “почистила” партию так, как должно быть, и сейчас, в этой интерпретации, чувствую себя намного комфортнее. В дальнейшем постараюсь использовать уроки мастера.

— Как вам удается на коротком отрезке времени (опера одноактная) так широко “играть” голосом?

— С технической точки зрения приходится тяжело. Очень высокая тесситура для меццо-сопрано, особенно для такого низкого голоса, как у меня. Надо много работать. Масканьи в музыке дает возможность полностью выразить себя. Моя задача — грамотно передать все краски и оттенки: боль и любовь, ревность и отчаяние…

— В прошлом году маэстро Мути назвал вас лучшей вердиевской меццо-сопрано нашего времени. Я тогда спросил у вас, как жить после таких слов, и вы ответили: “Жить станет труднее. Мне придется работать еще больше и доказывать всему миру, что маэстро прав”. Две недели назад в интервью чикагскому музыкальному критику Деннису Полкову маэстро Мути назвал вас лучшей меццо-сопрано нашего времени. То есть уже не только вердиевская, но вообще — лучшая меццо-сопрано! Ваши ощущения после такого комплимента?

— После первого интервью с маэстро мой муж каждый раз, когда я устаю или не хочется петь (такое тоже бывает), повторяет: “Помни, маэстро назвал тебя лучшей. Ты должна оправдывать этот титул везде и всегда”. Он и раньше не давал мне никакого права забывать, что сказал маэстро. Теперь, после ТАКИХ слов, придется работать еще больше, пытаться улучшать технику, исполнение и саму себя.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших коллегах. Маэстро Мути опять собрал лучших…

— Пьеро Претти и Лука Салса — прекрасные певцы с замечательными голосами. Оба — высокие профессионалы. С Пьеро я работаю первый раз. Он, правда, говорит, что это не его репертуар, и согласился только ради маэстро Мути, но справляется с партией прекрасно. Его голос звучит потрясающе. Луку я знаю давно, мы с ним вместе пели “Трубадура” в Метрополитен-опере. Лука — настоящий итальянский баритон, один из лучших в мире. С ним работать всегда очень приятно.

Анита Рачвелишвили. Чикаго, 6 февраля 2020 года. Фото - Тодд Розенберг
Анита Рачвелишвили. Чикаго, 6 февраля 2020 года. Фото — Тодд Розенберг

— Через два года маэстро Мути перестанет быть руководителем Чикагского симфонического оркестра. Кто может быть достойным его уровня?

— Никто. Есть потрясающие дирижеры; есть много хороших дирижеров, но такого, как маэстро Мути, больше нет. Так, как он, никто больше не понимает музыку и главный инструмент певца — голос. Маэстро помогает певцам, с ним очень комфортно работать. Часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда дирижер вообще не знает оперу. Приходится тащить за собой голосом оркестр, хор… Так работать физически очень трудно, а это, к сожалению, случается в оперном мире все чаще и чаще. Поэтому я очень ценю работу с дирижерами, которые могут дать много в плане техники и построения роли, научить многому. Маэстро Мути — первый в этом ряду.

— Анита, в заключение — не про оперу и не про политику. Расскажите, пожалуйста, про вашего обаятельного четвероногого друга.

— Это мопс Фрэнки. Мы его взяли в сентябре 2017 года. Он был с нами на “Аиде”, сейчас — на “Сельской чести”. Он всегда ездит с нами. Мопс — порода, которая очень привыкает к хозяевам и не может без них. Мы отказались от многого ради Фрэнки. Не ходим в рестораны, клубы, кино, ограничиваем себя в развлечениях. В те места, куда с ним нельзя, мы не ходим. Мы не можем без него, ему очень плохо без нас.

Концерт 29 ноября можно слушать на волне классической музыки WFMT-FM (98.7) или на сайте радиостанции wfmt.com. Все подробности о ЧСО — на официальном сайте cso.org/home/ и специально созданной странице “CSO From Home” csosoundsandstories.org/category/cso-from-home/.