Риккардо Мути: от Бетховена до Гласса

Р.Мути дирижирует ЧСО (27 января 2022 года). Фото - Тодд Розенберг
Р.Мути дирижирует ЧСО (27 января 2022 года). Фото - Тодд Розенберг

17 февраля, 7.30 pm; 18 и 19 февраля, 8.00 pm. После блистательной январской барочной, редкой для Риккардо Мути программы, музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) возвращается в Чикаго с двумя бетховенскими программами. Но и здесь не обойдется без сюрприза. В первой программе Бетховен будет “разбавлен” живым классиком Филиппом Глассом. В программе: увертюра “Афинские развалины” и Четвертый фортепианный концерт Бетховена (солистка – Митсуко Учида), Одиннадцатая симфония Гласса.

“Афинские развалины” – одно из двух произведений, созданных Бетховеным для двух драматических спектаклей по пьесам известного австрийского драматурга того времени Августа фон Коцебу. В феврале 1812 года этими спектаклями открылся новый императорский театр в Пеште (часть Будапешта).

В 2022 году музыкальный мир отмечает восьмидесятипятилетие американского композитора Филиппа Гласса. Он родился 31 января 1937 года. В честь этого события ЧСО впервые в своей истории исполнит сочинение композитора – Одиннадцатую симфонию. Гласс создал ее пять лет назад, к своему восьмидесятилетию. О жизни Гласса рассказывает журналистка Наталия Сурнина: “Гласс вырос в еврейской семье эмигрантов из Литвы. Его отец владел магазином грампластинок, и Филипп проводил часы, слушая записи. Из нераспроданных экземпляров он собрал огромную коллекцию музыки Хиндемита, Бартока, Шенберга, Шостаковича и европейской классики, среди которой всегда особенно выделял Моцарта, Бетховена и Шуберта. В Чикагском университете Гласс изучал математику и философию, профессионально заниматься музыкой начал в Джульярдской школе. В 1964 году он уехал в Париж к Наде Буланже, воспитавшей множество авангардистов. Но больше, чем музыка Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена, его привлекали фильмы Годара, пьесы Беккета и сама атмосфера богемного города. Здесь он познакомился с Рави Шанкаром, с которым работал над музыкой к фильму “Чаппакуа”, а двадцать лет спустя записал альбом “Passages”. “Когда я жил в Париже, – вспоминает Гласс, – то оказался рядом с двумя большими профессионалами: музыкантами Надей Буланже и Рави Шанкаром. Я всегда представлял их себе так: одного сидящим на моем правом плече, другую – на левом. Каждый нашептывал мне на ухо что-то свое. Я пытался объединить ясность и точность техники, которой научился у Буланже, с эмоциональной силой, найденной в музыке Рави”. Долгие годы Гласс работал таксистом и не думал о славе. О композиторе заговорили после премьеры его первой оперы “Эйнштейн на пляже” на Авиньонском театральном фестивале в 1976 году. Спектакль в постановке Роберта Уилсона стал событием для оперного (и не только) театра. На сегодняшний день Гласс – автор двадцати восьми опер, двенадцати симфоний, одиннадцати концертов, восьми струнных квартетов и музыки более чем к пятидесяти кинофильмам. Когда-то он был известен как композитор-модернист и минималист. Сам он описывает свою работу как “музыку с повторяющимися структурами”, а себя – как “одного из поколения людей, которые вернулись к идее тональной музыки”. С творчеством Гласса мы имели возможность познакомиться осенью прошлого года, когда в серии “Метрополитен-опера в кино” демонстрировалась его опера “Эхнатон”.

Премьера Одиннадцатой симфонии состоялась 31 января 2017 года в Карнеги-холл. Австрийским оркестром из Линца Bruckner Orchester Linz дирижировал его тогдашний музыкальный руководитель Деннис Расселл Дэвис.

О второй февральской программе Риккардо Мути – в следующем выпуске Музыкального обозрения.

19 февраля, 11.00 am и 12.45 pm. Концерты семейной серии “Family Matinee”. В программе пьеса “Starburst” (2012 год, обработка для струнного оркестра) нового резидента-композитора ЧСО Джесси Монтгомери и симфоническая сказка для детей “Петя и волк” С.Прокофьева. Исполнители – музыканты ЧСО. Дирижер – музыкальный руководитель Чикагского оперного театра Лидия Янковская. Это ее дебютное выступление с музыкантами оркестра. В концертах участвует ансамбль Magic Circle Mime Company. Пьесу Монтгомери “Starburst” мы слышали в январе 2021 года в Первом эпизоде серии камерных концертов Civic Orchestra of Chicago.

Лидия Янковская. Фото из пресс-службы ЧСО
Лидия Янковская. Фото из пресс-службы ЧСО

Обратите внимание! Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.

20 февраля, 3.00 pm. В сольной фортепианной серии – концерт американского пианиста, лауреата премии “Грэмми” Ричарда Гуда. В программе: сюита “Бабочки” Р.Шумана, Соната ля минор Ф.Шуберта, Венгерские народные песни Б.Бартока, Двадцать восьмая соната Л.ван Бетховена.

Ричард Гуд – частый гость в Чикаго. Мне особенно запомнилось его исполнение Второго фортепианного концерта Бетховена с Будапештским фестивальным оркестром под управлением Ивана Фишера в 2017 году.

20 февраля, 8.00 pm. Музыкально-драматическое представление “The Chevalier” на основе музыки шевалье Жозефа Болони де Сен-Жоржа (1739-1799), В.А.Моцарта и К.Ф.Глюка. Премьера на Среднем Западе. Автор сценария, режиссер и аранжировщик – Билл Барклай. Исполнители: ансамбль “Music of the Baroque”. Солист – Брендон Эллиотт, скрипка. За дирижерским пультом – музыкальный руководитель ансамбля, дама-командор ордена Британской империи Джейн Гловер. Этот почетный титул она получила в январе 2021 года.

Постер к представлению “The Chevalier”. Фото из пресс-службы ЧСО
Постер к представлению “The Chevalier”. Фото из пресс-службы ЧСО

Французский композитор, дирижер, скрипач, шевалье, королевский мушкетер Жозеф Болонь де Сен-Жорж – любопытнейшая личность в истории музыки. Он родился в Гваделупе в семье отца-француза и матери сенегальского происхождения. В Париже его называли “чернокожим Моцартом”. Во второй половине XVIII века сочинения шевалье де Сен-Жоржа часто звучали в домах французских аристократов, в 2021 году – неожиданно зазвучали в Чикаго. В феврале 2021 года в рамках серии “Black History Month” ЧСО исполнял произведения композиторов афроамериканского происхождения, в том числе – Третью скрипичную сонату де Сен-Жоржа. В апреле 2021 года в серии камерных концертов музыкантов Civic Orchestra of Chicago прозвучал Пятый струнный квартет де Сен-Жоржа. Наконец, на открытии сезона 23 сентября 2021 года ЧСО под управлением Риккардо Мути впервые в своей истории исполнил увертюру к комической опере де Сен-Жоржа “Анонимный любовник” (“L’Amant anonyme”) – его единственной, сохранившейся до наших дней, оперы.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org или в кассе Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.