Песни изгоя

Эзра Паунд (1885 – 1972)

Эзра Уэстон Лумис Паунд – американский эмигрант, поэт и критик и одна из ключевых фигур модернистской поэзии.

Эзра Паунд родился в Хейли, штат Айдахо, 30 октября 1885 года. Он закончил за два года колледж в Университете Пенсильвании и получил степень в Гамильтон-колледже в 1905 году. После двух лет преподавания в колледже Вабаш он уехал за границу в Испанию, а затем жил в Италии и Лондоне, где в качестве «литературного рабочего» при ученом Эрнесте Фенеллосе заинтересовался японской и китайской поэзией.

Он женился на Дороти Шекспир в 1914 году и стал лондонским редактором The Little Review в 1917 году.

Паунд работал в Лондоне в начале 20-го века в качестве иностранного редактора нескольких американских литературных журналов. Он помог открыть своим современникам таких замечательных авторов, как T. S. Элиот, Джеймс Джойс, Роберт Фрост и Эрнест Хемингуэй. Как редактор, он помогал этим литераторам сделать первые шаги в литературе, публикуя их на страницах своих журналов и давая им необходимые рекомендации.

Возмущенный кровавой бойней Первой мировой войны, Паунд потерял веру в Великобританию и обвинил в разжигании войны ростовщичество и международный капитализм.

В 1924 году он переехал в Италию. В этот период добровольного изгнания Паунд стал активным участником фашистской политической жизни.

На протяжении 1930-х и 1940-х годов он активно поддерживал Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера, писал для изданий, принадлежащих британскому фашисту сэру Освальду Мосли.

Во время Второй мировой войны он получал деньги от итальянского правительства и провёл сотни радиопередач, где критиковал Соединенные Штаты и Франклина Рузвельта.

В 1945 году он был арестован американскими вооружёнными силами в Италии по обвинению в государственной измене. Ему вменялось осуществление радиовещания на территории США с целью распространения фашистской пропаганды во время Второй мировой войны.

Он провел месяцы в заключении в США, в военном лагере в Пизе, в том числе три недели на открытом воздухе в стальной клетке размером 6 на 6 футов.

Это, возможно, и привело к последовавшему психическому расстройству.

В следующем, 1946-м году, он был признан непригодным для суда и помещен в психиатрическую лечебницу Святой Елизаветы в Вашингтоне, округ Колумбия, где и провёл более 12-ти лет.

Во время его заключения жюри поэтической премии Боллингена при библиотеке Конгресса США (в состав которого входил ряд самых выдающихся писателей того времени) решило закрыть глаза на политическую карьеру Паунда и признать его поэтические достижения – в результате ему была присуждена премия за «Пизанские Канто», вышедшие в 1948-м году, и работу над которыми он начал ещё находясь под стражей в Италии.

Это привело к серьёзным спорам.

После многочисленных обращений от писателей к правительству он был выпущен из больницы в 1958 году, после чего вернулся в Италию и поселился в Венеции, где вёл полузатворнический образ жизни.

Ом умер 1 ноября 1972 года.

Из-за своих политических взглядов он является одной из самых спорных фигур американской литературы.

В 1933 журнал Time назвал его «кошкой, которая гуляет сама по себе, упорно нечистоплотной и очень небезопасной для детей». А Хемингуэй написал о нём: «лучшее из сочинений Паунда – это его Песни, и они будут звучать до тех пор, пока существует какая-либо литература».

Основанный им Имиджизм – движение в поэзии, которое получило свою технику от классической китайской и японской поэзии, подчеркивало ясность, точность и лаконичность языка, отказываясь от традиционной рифмы и метра, чтобы, по словам Паунда, “сочинять в последовательности музыкальной фразы, а не в последовательности размера».

Эзре Паунду, как правило, ставят в заслугу развитие модернистской эстетики в поэзии. В раннем периоде своего творчества, в начале 20-го века, он начал плодотворный обмен работами и идеями между британскими и американскими писателями и прославился упорством, с которым продвигал работы таких крупных современников, как У. Б. Йейтс, Роберт Фрост, Уильям Карлос Уильямс, Марианна Мур, Х. Д., Джеймс Джойс, Эрнест Хемингуэй и особенно Т. С. Элиот.

Среди его известных работ – «Ответный удар» (1912), Hugh Selwyn Mauberley (1920) и неоконченный сборник эпических песен, работа над которым продолжалась с 1917-го по 1969-ый год.

ОСТАВШИЕСЯ

О, одиночки моей страны,
Оставшиеся в рабстве!
Творцы, надломленные в борьбе,
Затворники в уединенье,
Осмеянные отщепенцы,
Любовники нищие красоты,
Заплутавшие в системах,
Потерявшие управленье.
Вы, не торгующие собой
В угоду успеху,
Вы, желающие творить,
Не хотящие красть повторений.
Вы, с изощренным чувством
Отвергающие лжезнанье,
Вы, познающие первыми,
Ненавидимые и гонимые,
Поймите:
Я почуял бурю,
Я избрал изгнанье.

Перевёл МИХАИЛ ЗЕНКЕВИЧ

***

Когда, когда опустит наши веки смерть,
Мы обнаженные все на одном плоту по Ахерону,
Вместе завоеватель и плененные все вместе,
Мариус и Иогурта – один клубок теней.
Цезарь плетет заговоры против Индии,
Тигр и Евфрат отныне да слушают его приказа,
Пусть Тибет наполнится римскими полицейскими,
Пусть парфяне привыкнут к нашим статуям
Усвоят религию римлян.
Один плот через туманный попик Ахерона, –
Мариус и Иогурта вместе.

И на моих похоронах не будет длинных процессий,
Несущих лары и изображения предков;
Ни труб, наполненных моей пустотой,
Не будет этого на ложе Аталика;
И без надуманных одежд.
Маленькая плебейская процессия
Больше, чем достаточно, и даже слишком много…

Перевела ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВА