14 и 16 ноября, 7.30 pm; 15 ноября, 1.30 pm. За пультом Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) — известный немецкий дирижер польского происхождения Марек Яновский. В программе: увертюра “Повелитель духов” Карла Марии фон Вебера, Второй фортепианный концерт Ф.Листа (солист — Франческо Пьемонтези), Третья симфония А.Брукнера.
В этом году музыкальный мир отмечает двухсотлетие со дня рождения великого австрийского композитора Антона Брукнера. Чикаго отмечает это событие двумя программами. После монументальной Третьей симфонии мы услышим Пятую симфонию Брукнера в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Кирилла Петренко. Единственный концерт состоится 26 ноября. Прослушивание симфоний Брукнера часто сравнивают с прогулкой по огромному готическому собору. Давайте войдем в это священное пространство, ощутим его благоговейную тишину, услышим пронзительные мелодии…
Пианист из Локарно (Швейцария) Франческо Пьемонтези второй раз выступает с ЧСО. Он дебютировал в декабре 2022 года со Вторым фортепианным концертом Л.ван Бетховена (ЧСО дирижировал маэстро из Дании Томас Зондергард).
За 75 минут перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Даниэля Шлосберга об исполняемых произведениях.
17 ноября, 3.00 pm. В серии воскресных фортепианных концертов — выступление артиста-резидента ЧСО Даниила Трифонова. В программе: Соната до-диез минор и Сюита из балета “Спящая красавица” (обработка М.Плетнева) П.Чайковского, Вальсы Ф.Шопена, Соната С.Барбера.
Газета New York Times назвала недавно Трифонова “возможно, самым интересным пианистом из поколения суперзвезд моложе сорока лет”. Он родился в 1991 году в Нижнем Новгороде в музыкальной семье. Бабушка — дирижер хора, мама — теоретик, папа — композитор. Даниил рассказывает: “Пианино было дома всегда. До пяти лет я не проявлял никакого интереса к этому инструменту, а потом вдруг стал сочинять. Родители обнаружили у меня абсолютный слух и решили отдать в музыкальную школу”. С тех пор жизнь Даниила была предопределена… С 2000 по 2009 год он учился в Московской музыкальной школе имени Гнесиных по классу Татьяны Зеликман, с 2006 по 2009 год занимался композицией в классе Владимира Довганя. С 2009 года — студент Кливлендского института музыки по классу Сергея Бабаяна. Стипендиат фонда Наума Гузика (Nahum Guzik Foundation). Лауреат международных фортепианных конкурсов. Главными из них были три. Октябрь 2010 года — Третье место и специальный приз за лучшее исполнение мазурки на международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. Май 2011 года — Первый приз, приз зрительских симпатий, приз за лучшее исполнение камерной музыки и приз за лучшее исполнение произведения Шопена на международном конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. Июль 2011 года — Гран-при, приз за лучшее выступление с камерным оркестром и приз зрительских симпатий на XIV международном конкурсе пианистов имени Чайковского в Москве. Сегодня Трифонов нарасхват, он играет с лучшими оркестрами и музыкантами на самых престижных сценах мира.
Дебют Трифонова в большом Чикаго состоялся 19 августа 2012 года на Музыкальном фестивале Равиния. На концерте в Беннетт Гордон холле прозвучали Третья соната А.Скрябина, Три сказки Н.Метнера, Три танца из балета “Жар-птица” И.Стравинского-Г.Агости, “Образы”, Первая тетрадь К.Дебюсси и Двенадцать этюдов Ф.Шопена.
Мне удалось поговорить с пианистом перед его дебютом в “большом” Чикаго. Вот что он говорил, например, о своих любимых композиторах: “Шопен и Скрябин с детства были моими любимыми композиторами. В Гнесинской школе с этими именами была связана значительная часть репертуара. В пятнадцать лет я участвовал в конкурсе пианистов имени Скрябина, потом был шопеновский конкурс в Варшаве. В Шопене я стараюсь достичь спонтанности лирических решений. При этом необходимо оставаться чутким к тем микроизменениям красок и настроений, которые заложены в музыке”.
Трифонов с любовью говорил о Кливленде: “Может быть, Кливленд не обладает такой притягательностью в плане активной, бурной жизни, как Нью-Йорк, зато притягивает почти медитативной концентрацией на творчестве. В Кливленде есть возможность углубиться в новый репертуар. Такой возможности в других местах найти трудно”.
Несмотря на максимальную погруженность в музыку, Даниил Трифонов не выглядит затворником. Он любит заниматься спортом, предпочитает плавание и бег. Любит футбол, смотрит трансляции с Олимпийских игр. Главное увлечение Даниила — живопись: “Стараюсь не пропускать художественных выставок. Огромное впечатление на меня произвела большая выставка картин Рембрандта в Кливлендском музее искусств. Когда я первый раз приехал в Нью-Йорк, первым делом пошел в Метрополитен-музей и в коллекцию Фрика”.
В этом сезоне Трифонова в Чикаго будет много. Кроме сольного, запланированы его камерный вечер со скрипачом Леонидасом Кавакосом (9 марта 2025 года), концерты с ЧСО (1-4 мая 2025 года), мастер-классы, встречи со студентами и другие мероприятия. В камерной программе — произведения Л.ван Бетховена, Ф.Пуленка, И.Брамса и Б.Бартока, в программе с ЧСО Трифонов будет солировать во Втором фортепианном концерте И.Брамса. Оркестром дирижирует будущий музыкальный руководитель Клаус Мякеля.
18 ноября, 7.00 pm. Традиционный ежегодный концерт Civic Orchestra of Chicago с музыкой Баха (Bach Marathon Finale). В программе: Пятый, Третий, Четвертый, Шестой (именно в таком порядке) Бранденбургские концерты, Третья оркестровая сюита Иоганна Себастьяна. За дирижерским пультом — главный дирижер оркестра Кен-Давид Мазур. Концерт бесплатный. Билеты требуются.
Обратите внимание! Концерт состоится в помещении Fourth Presbyterian Church (126 East Chestnut Street, Chicago, IL 60611).
21-23 ноября, 7.30 pm. За пультом ЧСО — маэстро из Финляндии Ханну Линту. В программе: “Slonimsky’s Earbox” Джона Адамса, Скрипичный концерт И.Стравинского (солистка — дебютирующая с оркестром скрипачка из Норвегии Вилде Франг), “Сказочная поэма” С.Губайдулиной, Сюита из балета “Лебединое озеро” П.Чайковского.
Пьеса “Slonimsky’s Earbox” была написана Джоном Адамсом в 1996 году с посвящением давнему другу, русско-американскому композитору, дирижеру, музыковеду Николаю Слонимскому. Именно он дирижировал мировыми премьерами симфонической сюиты “Три уголка Новой Англии” Чарльза Айвза и пьесы “Ионизация” Эдгара Вареза. А еще Слонимский был редактором “Биографического словаря музыкантов” Бейкера и автором “Тезауруса гамм и мелодических паттернов” — этими книгами Адамс часто пользовался. Адамс описывает Слонимского как “персонажа с ошеломляющими способностями” и отмечает, что “Slonimsky’s Earbox” “увековечивает память о его остроумии и сверхэнергичной активности”. Музыкальный критик Илья Овчинников говорит о пьесе “Slonimsky’s Earbox” как о “концертино для оркестра, где виртуозностью отличаются не только солирующие партии, но и сочетания ритмов, от которых захватывает дух”. Премьера пьесы состоялась 11 сентября 1996 года на открытии нового концертного зала Манчестера Bridgewater Hall. Оркестром Халле дирижировал Кент Нагано.
Музыка пьесы “Slonimsky’s Earbox” основана на симфонической поэме “Песнь соловья” Игоря Стравинского. А мы услышим другое произведение русского композитора — написанный им в 1931 году Скрипичный концерт.
Еще одно любопытное произведение программы — пьеса “Сказочная поэма” Софьи Губайдулиной, сочинение 1971 года, в бытность жизни композитора в бывшем СССР.
Маэстро Ханну Линту в разные годы был главным дирижером филармонических оркестров Турку и Тампере, Хельсингборгского симфонического оркестра и Симфонического оркестра Финского радио. С 2022 года — главный дирижер оркестра Национальной оперы и балета Финляндии. С ЧСО дебютировал в сезоне 2019-20 годов.
За 75 минут перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Лауры Сауэр-Ша об исполняемых произведениях.
Обратите внимание! Концерт 22 ноября состоится в помещении Wheaton College (501 College Ave, Wheaton, IL 60187).
22 ноября, 8.00 pm. В джазовой программе Симфонического центра — вечер пианиста Джейсона Морана, контрабасиста Таруса Матина и барабанщика Нашита Уэйтса (“Jason Moran and the Harlem Hellfighters: James Reese Europe and the Absence of Ruin”).
Журнал Rolling Stone назвал Джейсона Морана “самым провокационным мыслителем современного джаза”.
24 ноября, 3.00 pm. Концерт современной музыки называется “Voices of Migration & Innovation”. Среди исполняемых произведений — пьесы куратора программы, композитора Даниэля Бернара Румена. Исполнители: Д.Б.Румен, скрипка; Стефан Рагнар Хескулдссон, концертмейстер секции флейт ЧСО; музыканты ЧСО. Дирижер — Кедрик Армстронг.
25 ноября, 7.30 pm. Оркестр и хор “Music of the Baroque” исполняют “Рождественскую ораторию” И.С.Баха. Солисты: Джулия Ван Дорен, сопрано; Эмили Фонс, меццо-сопрано; Гвилим Боуэн, тенор; Майкл Сумуэл, бас-баритон. Дирижер — Джейн Гловер.
Монументальное музыкальное полотно представляет собой шесть кантат, которые Иоганн Себастьян объединил в одну Рождественскую ораторию. Под энергичные звуки труб и литавр перед нами разворачивается каноническая евангельская история от Рождества до Богоявления. После дебюта в Симфоническом центре с Реквиемом Дж.Верди в прошлом сезоне оркестр “Music of the Baroque” снова на один вечер арендует “дом” ЧСО.
24 ноября в 7.30 pm эта же программа прозвучит в Концертном зале Скоки (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076).
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Оставьте первый комментарий