На прошедшем в июле Музыкальном фестивале в Экс-ан-Провансе царствовала барочная музыка. Мы (спасибо телеканалу Arte) услышали две оперы Кристофа Виллибальда Глюка “Ифигения в Авлиде” и “Ифигения в Тавриде” (дирижер — Эмманюэль Аим, режиссер — Дмитрий Черняков), а также оперу Жана-Филиппа Рамо и Вольтера “Самсон” (дирижер — Рафаэль Пишон, режиссер — Клаус Гут), по крупицам восстановленную спустя двести девяносто лет после несостоявшейся премьеры. В Чикаго барочная музыка звучит постоянно. За нее “отвечает” оркестр “Music of the Baroque”, который 15 сентября открывает новый, пятьдесят четвертый сезон. Он называется “С самого начала”. Будет много барочной музыки — хорошей и разной. Как всегда, программы оркестра исполняются в Театре музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601) и в Концертном зале ближайшего пригорода Чикаго Скоки (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076). В этой статье — обо всех восьми программах сезона.
Программа N1: “Гайдн. “Сотворение мира”. 15 сентября, 3.00 pm, North Shore Center; 17 сентября, 7.30 pm, Harris Theater.
В первой программе сезона прозвучит одно из самых величественных сочинений в истории музыки — оратория “Сотворение мира” Йозефа Гайдна. Солисты: Джоелле Харви, сопрано; Эндрю Стенсон, тенор; Брендон Седел, баритон. Оркестр и хор “Music of the Baroque”. Дирижер — музыкальный руководитель оркестра, дама-командор ордена Британской империи (почетный титул она получила в январе 2021 года) Джейн Гловер.
Гайдн признавался, что “никогда не был так благочестив, как во время работы над ораторией. Я ежедневно падал на колени и просил Бога, чтобы он дал мне силы для счастливого выполнения труда”. Первое исполнение оратории состоялось 30 апреля 1798 года в Вене во дворце мецената князя Йозефа Шварценберга. Он был одним из тех, кто заплатил гонорар композитору. Биограф Гайдна пишет: “Дворец был расположен на площади мучного рынка. Чтобы обеспечить удобный для гостей подъезд ко дворцу, торговцы мукой и бобами вынуждены были убрать свои лотки. За это князь выплатил им десять гульденов и пятьдесят крейцеров компенсации. Для регулирования движения перед началом концерта на площадь были направлены двадцать четыре полицейских — конных и пеших”. Первое публичное исполнение оратории состоялось год спустя, в день именин Гайдна, 19 марта 1799 года в венском Императорском придворном театре. Желающих послушать ораторию оказалось так много, что перед входом возникла давка, в которой едва не погиб ребенок. “Сотворение мира” стало первой в истории светской ораторией, написанной на немецком языке. Это оказалось настолько непривычным для венцев, что сразу же был сделан итальянский перевод. Именно с “Сотворения мира” 24 марта 1802 года в Петербурге открылось Филармоническое общество. (Источник — А.Кенигсберг.)
Чикагский симфонический оркестр (далее — ЧСО) исполнял Ораторию в Симфоническом центре в сезоне 2011-12 годов. Дирижировал Бернард Хайтинк. Оратория исполнялась в августе 2017 года на Музыкальном фестивале Равиния. ЧСО дирижировал Джеймс Ливайн. Последний раз на Среднем Западе сочинение исполнялось в августе 2022 года на Grant Park Music Festival в Чикаго. Оркестром Грант-парка дирижировал Карлос Кальмар.
Программа N2: “Элементы”. 27 октября, 7.30 pm, North Shore Center; 28 октября, 7.30 pm, Harris Theater. В программе: сюита из оперы-балета “Наида” Ж.-Ф.Рамо, сюита “Гамбургские приливы и отливы” Г.Ф.Телеманна (произведение написано в честь столетия со дня основания Адмиралтейства Гамбурга), концерт “Осень” из цикла “Времена года” А.Вивальди, сюита “Стихии” французского композитора и скрипача Жан-Фери Ребеля (первое исполнение оркестром “Music of the Baroque”).
Музыкальное путешествие в мир шедевров барочной музыки, где царствуют четыре стихии: Земля, Воздух, Огонь, Вода. Оркестром и хором “Music of the Baroque” дирижирует музыкальный руководитель Академии античной музыки (Кембридж, Великобритания) Лоуренс Куммингс. Солистка — концертмейстер оркестра (c 2016 года) Джина Дибелло. С апреля 2013 года — в группе первых скрипок ЧСО, до этого играла в симфонических оркестрах Миннесоты и Детройта. Джина родилась и выросла в Чикаго. Ее отец Джозеф Дибелло много лет играет в группе контрабасов ЧСО, мать Бонита — скрипачка Оркестра Лирик-оперы. Первые уроки скрипичного мастерства получила в четыре года в Betty Haag Academy. Училась в Кливлендской школе музыки и Джульярдской школе. Живет в чикагском районе Uptown с мужем, перкуссионистом Яном Дингом и тремя котами: Гровером, Мини и Софией.
Программа N3: “Рождественская оратория”. 24 ноября, 7.30 pm, North Shore Center; 25 ноября, 7.30 pm, Симфонический центр (220 S. Michigan Ave., Chicago).
В программе: Рождественская оратория И.С.Баха. Солисты: Джулия Ван Дорен, сопрано; Эмили Фонс, меццо-сопрано; Гвилим Боуэн, тенор; Майкл Сумуэл, бас-баритон. Оркестр и хор “Music of the Baroque”. Дирижер — Джейн Гловер.
Еще одно монументальное полотно — шесть кантат, которые Иоганн Себастьян объединил в одну Рождественскую ораторию. Под энергичные звуки труб и литавр перед нами разворачивается каноническая евангельская история от Рождества до Богоявления. После дебюта в Симфоническом центре с Реквиемом Дж.Верди в прошлом сезоне оркестр “Music of the Baroque” снова на один вечер арендует “дом” ЧСО.
Программа N4: “Праздничные вечера барочной музыки (Holiday Brass & Choral Concerts)”. В традиционной предновогодней программе: произведения композиторов Средневековья, Ренессанса и Барокко. Среди композиторов — итальянский органист Джованни Габриэли (1555-1612), немецкий композитор и органист Михаэль Преториус (1571-1621). Дирижер — руководитель хорового и профессор дирижерского отделений Северо-Западного университета Эндрю Мегилл. Программа идет четыре раза: 19 декабря, 7.30 pm, Grace Lutheran Church, 7300 W. Division St, River Forest, IL 60305; 20 декабря, 7.30 pm, St. Michael’s Church, 1633 North Cleveland Ave, Chicago, IL 60614; 21 декабря, 2.00 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church, 191 Linden St, Winnetka, IL 60093; 22 декабря, 2.00 pm, Alice Millar Chapel, 1870 Sheridan Rd, Evanston, IL 60208.
Программа N5: “Дирижирует Минковски”. 25 января 2025 года, 7.30 pm, Harris Theater; 26 января 2025 года, 3.00 pm, North Shore Center. В программе: Большой концерт фа мажор Г.Ф.Генделя, сюита из оперы “Бориады” Ж.-Ф.Рамо, Сорок первая (“Юпитер”) симфония В.А.Моцарта. Оркестром “Music of the Baroque” впервые дирижирует признанный мэтр барочной музыки, французский маэстро Марк Минковски. Он родился в семье врачей: дедушка — известный психиатр российского происхождения Эжен (Евгений Айзикович) Минковски, отец — профессор педиатрии и один из основателей неонатологии Александр Минковски (1915-2004). Марк начинал как фаготист, однако настоящих успехов добился на дирижерском поприще. В традиционных классических оркестрах играть ему было скучно, и он уже в двадцать лет основал новый, назвав его “Les Musiciens du Louvre” (“Музыканты Лувра”). Исполнял оркестр, в основном, барочную музыку, среди которой важную роль играла французская — сочинения Люлли, Рамо, Мондовиля. Вскоре к оркестру пришла известность. Коллектив во главе с Минковски выступал на крупнейших музыкальных фестивалях Европы, исполняя оперы Генделя, Моцарта, Массне, Верди. С 2013 по 2017 год Минковски был музыкальным руководителем Недели Моцарта в Зальцбурге, с 2016 по 2021 год — генеральным директором Национальной оперы Бордо, с 2008 года — музыкальным руководителем оркестра “Sinfonia Varsovia”. В последнее десятилетие Минковски расширил свой репертуар, включив в него сочинения крупнейших композиторов XX века: от М.Равеля и И.Стравинского до Джона Адамса и Оливье Грейфа. В качестве приглашенного дирижера Минковски музицирует не так часто, поэтому его дебют с чикагским барочным оркестром приобретает особое значение.
Программа N6: “Феодора” Генделя”. 2 марта, 7.30 pm, North Shore Center; 3 марта, 7.30 pm, Harris Theater. В программе: драматическая оратория “Феодора” Г.Ф.Генделя. В главных партиях: Феодора — Шерезада Пантаки, Дидим — Йестин Дэвис, Ирина — Эллисон Макхарди, Септимий — Дэвид Портилло, Валент — Джонатан Вуди. Оркестром и хором “Music of the Baroque” руководит главный приглашенный дирижер Николас Кремер. Концерты организованы в честь восьмидесятилетия со дня рождения маэстро.
Оратория, написанная по английскому либретто Томаса Морелла, рассказывает о христианской мученице Феодоре и ее римском возлюбленном Дидиме. Премьера в театре Ковент-Гарден 16 марта 1750 года прошла без особого успеха. Это уже потом “Феодору” объявили шедевром. Сам Гендель называл ораторию своим любимейшим сочинением. В наше время она исполняется редко, ибо требует особых голосов. Уверен, что маэстро Кремер выбрал достойных исполнителей.
Программа N7: “Моцарт и его наставники”. 6 апреля, 7.30 pm, North Shore Center; 7 апреля, 7.30 pm, Harris Theater. В программе: Симфония фа мажор Й.Мысливечека, Тринадцатый фортепианный концерт (пианистка — дама-командор ордена Британской империи Аймоджен Купер) и Тридцать первая (“Парижская”) симфония В.А.Моцарта, Симфония соль мажор И.А.Хассе.
Еще одна необычная программа, в которой мы услышим сочинения друга и наставника Моцарта, чешского композитора и дирижера Йозефа Мысливечека (1737-1781) и современника Моцарта, немецкого композитора и педагога Иоганна Адольфа Хассе. Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует Джейн Гловер, за роялем — коллега Джейн, британская пианистка Аймоджен Купер.
Программа N8: “Небесные голоса”. 11 мая, 7.30 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church (191 Linden St., Winnetka); 12 мая, 7.30 pm, Fourth Presbyterian Church (126 E. Chestnut St., Chicago). В программе: песня “Processional” Т.Таллиса, Missa brevis Палестрины, Чакона Г.Перселла, “Beatus vir” К.Монтеверди, “Ave verum corpus” У.Берда, Канон и жига И.Пахельбеля, “Гимн ночи” Ж.-Ф.Рамо, мотет “Singet dem Herrn ein neues Lied” И.С.Баха. Оркестром и хором “Music of the Baroque” дирижирует Николас Кремер.
С самого начала музыка барокко основывалась на хоровом пении, исполняемом в соборах. Финальный концерт сезона посвящен шедеврам духовной музыки от эпохи Возрождения и сочинений Палестрины до высокой энергии бессмертного баховского мотета. Что может быть более прекрасного и возвышенного?..
Джейн Гловер так комментирует концерты нового сезона: “Предстоящий сезон — один из наших самых насыщенных и захватывающих. Я особенно рада, что два самых выдающихся интерпретатора музыки барокко Марк Минковски и Лоуренс Каммингс присоединятся к нам в качестве приглашенных дирижеров. Оба преуспели на самых громких европейских площадках, и мне не терпится услышать, как они работают с нашими замечательными музыкантами. Мы представляем три величайших хоровых шедевра XVIII века: “Сотворение мира” Гайдна, Рождественскую ораторию Баха и ораторию Генделя “Феодора”, которую мы делаем специально для нашего любимого главного приглашенного дирижера Николаса Кремера, отмечающего в этом году “большой” день рождения. Наш друг Аймоджен Купер возвращается в Чикаго с Тринадцатым до мажорным концертом Моцарта, который известен менее других, а между тем он совершенно волшебный. И, как обычно, оркестровые программы продемонстрируют таланты наших музыкантов!”
Николас Кремер говорит: “Феодора” — лучшее, что есть у Генделя. В оратории он создал ряд шедевров, которые, на мой взгляд, превзойти невозможно. В оратории есть признаки самой драматической музыки, которую он когда-либо писал. Два дуэта Феодоры и Дидима представляют собой абсолютную вершину его таланта. В майской программе “Небесные голоса” у меня есть возможность дирижировать музыкой, которую я всегда знал и любил, но не часто исполнял”.
Ближайшая встреча с оркестром “Music of the Baroque” состоится 10 сентября на Музыкальном фестивале Равиния (театр “Мартин”, 7.30 pm). В программе: Третья оркестровая сюита И.С.Баха, Концерт для кларнета с оркестром (солист — родившийся в Чикаго концертмейстер группы кларнетов Нью-Йоркского филармонического оркестра Энтони Макгилл) и Тридцать восьмая (“Пражская”) симфония В.А.Моцарта, Concerto Grosso ля минор Г.Ф.Генделя. Дирижер — Джейн Гловер.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты оркестра “Music of the Baroque” — по телефону 312-551-1414 и на сайте www.baroque.org.