7 октября оперой В.Беллини “Норма” открылся новый, двенадцатый сезон серии ”Метрополитен-опера в кино”. Оперные спектакли демонстрируются в более чем двух тысячах кинотеатрах семидесяти одной страны мира на шести континентах, в том числе – в более чем семистах пятидесяти кинотеатрах США. Генеральный директор МЕТ Питер Гелб настроен оптимистично: “На киноэкранах будут показаны как самые популярные оперы, так и раритеты, расширяющие аудиторию оперных залов”. Предстоящие кинопоказы подтверждают эти слова.
18 ноября, 11.55 am. “Ангел-истребитель” (“The Exterminating Angel”) Томаса Адеса. Новая постановка. Премьера в Северной Америке. Премьера МЕТ. Дирижер – Томас Адес. Режиссер – Том Кейрнс. В главных партиях: Летисия – Одри Луна, Лусия де Нобиле – Аманда Эчалас, Сильвия де Авила – Салли Мэтьюз, Эдмундо де Нобиле – Джозеф Кайзер, Хулио – Кристиан Ван Хорн, Леонора Пальма – Элис Кут. Самая ожидаемая премьера нового сезона. В основе либретто, написанного Томом Кейрнсом в содружестве с композитором, – одноименный сюрреалистический фильм Луиса Бунюэля 1962 года. Гости, собравшиеся в салоне на званый обед, не могут покинуть его. С ними происходят разные мистические события. Салон, как метафора буржуазного общеста; его посетители – представители высшего класса; разложение салона – это разложение и гниение общества… – все эти мысли звучат в фильме Бунюэля и опере Адеса. Фильм был блистательный, как все, что делал этот замечательный режиссер-бунтарь. Какой получится опера по этому сюжету, увидим совсем скоро. Идея выглядит интересной. Английский композитор Томас Адес – личность прелюбопытная. Начинал он со скандала, что является, как известно, лучшим способом прославиться. Первую оперу Адес сочинил в 1995 году, когда ему было двадцать четыре года. Опера называлась “Припудри ей лицо”. По словам композитора, он хотел написать оперу о человеке из высшего общества. В центре сочинения оказалась история герцогини Аргайлской (“грязной герцогини”, как писали о ней газеты) Маргарет Кэмпбелл, шокировавшей общественность дважды: сначала – в 1963 году – своим скандальным разводом, позже – “донжуанским списком” из восьмидесяти восьми фамилий. В 2007 году оперой “Припудри ей лицо” открывался фестиваль “Новые горизонты” в Санкт-Петербурге. На сайте Оперного театра Филадельфии, где показывалась опера, на всякий случай (от режиссеров всего можно ожидать!) стояло предупреждение: “В опере есть сексуальные сцены только для взрослых”. Вскоре Адес превратился в модного респектабельного композитора и вместо “грязных историй” стал писать музыку на тексты Шекспира. Его опера “Буря” в постановке Робера Лепажа с композитором в качестве дирижера в 2012 году с успехом шла в МЕТ и демонстрировалась в кино. Не ручаюсь за точность, но кажется, что в случае с “Ангелом…” впервые в истории в одной постановке режиссером выступает либреттист, а дирижером – композитор. Совместная постановка Ковент-Гарден, Королевского театра Дании, Зальцбургского фестиваля и МЕТ. Премьера состоялась в Зальцбурге в 2016 году.
27 января 2018 года, 11.55 am. “Тоска” Дж.Пуччини. Новая постановка. Дирижер – Джеймс Ливайн. Режиссер – сэр Дэвид Маквикар. В главных партиях: Тоска – Соня Йончева, Каварадосси – Витторио Григоло, Скарпиа – Брайан Терфель. Вторая постановка Маквикара в одном сезоне МЕТ. После “Нормы” – оперы открытия – сэр Давид работает над одной из популярнейших опер мирового репертуара. “Тоска” всегда с особенным успехом идет в Нью-Йорке, поскольку в главных партиях блистают лучшие солисты мира. Новая постановка не станет исключением: нас ждет дуэт Йончева-Григоло. Уверен, он никого не оставит равнодушным!
10 февраля 2018 года, 12.00 pm. “Любовный напиток” Г.Доницетти. Дирижер – Доминго Хиндойан. Режиссер – Бартлетт Шер. В главных партиях: Адина – Претти Йенде, Неморино – Мэтью Поленцани, Белькоре – Давиде Лучано, Дулькамара – Ильдебрандо Д’Арканджело. Биограф Доницетти Арнальдо Фраккароли пишет, с чего началась работа над этой оперой. Друг композитора поэт Феличе Романи пересказал ему содержание комедии драматурга Скриба о пылком юноше, влюбленном в красивую и капризную девушку; о бравом сержанте, который немедленно зовет в жены красивую и капризную девушку, в которую влюблен пылкий юноша; о шарлатане, который торгует разными мазями и настойками от всех болезней, у которого пылкий юноша покупает бутылку вина, которую плут выдает за любовный напиток, чтобы приворожить красивую и капризную девушку. Парень выпивает напиток и ожидает, что красавица сразу же упадет к нему в объятия. Она же, наоборот, капризная такая, назло влюбленному юноше (скорее в шутку, чем всерьез) обручается с сержантом гарнизона. А тут как раз богатый родственничек умирает, и юноше достается несметное богатство. Красивая и капризная девушка признается ему в любви. Нет, она не знала о наследстве. Просто любовь красивых и капризных девушек во времена Доницетти была чрезвычайно переменчива – сегодня с сержантами готовы под венец идти, а завтра выходят за простолюдинов… Композитор в восторге от либретто, хлопает в ладоши и тут же, читая стихи, начинает сочинять музыку. Две недели (“долгих” две недели! Бывало, он сочинял и за десять дней) вдохновения, премьера в Милане 12 мая 1832 года и сто восемьдесят пять счастливых лет жизни оперы – такова история “пустячка” под названием “Любовный напиток”! Сопрано из Южной Африки Претти Йенде – относительно новое имя на оперном небосклоне. Она начинала учебу в Кейптауне, стажировалась в Академии Ла Скала. Сегодня она поет на крупнейших сценах мира. С партией Адины дебютирует в МЕТ. За дирижерским пультом дебютирует родившийся в Венесуэле маэстро Доминго Хиндойан.
Впереди нас ждут кинопоказы опер “Богема” Дж.Пуччини (24 февраля), “Семирамида” Дж.Россини (10 марта), “Так поступают все” В.А.Моцарта (31 марта), “Луиза Миллер” Дж.Верди (14 апреля), “Золушка” Ж.Массне (28 апреля). Рассказ о них – в следующих выпусках Кинообозрения. Приятного просмотра!
Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино”, а также адреса участвующих в показах кинотеатров – на сайте http://www.metopera.org/season/in-cinemas/. Даты дополнительных сеансов будут объявлены дополнительно.