9 октября в Steppenwolf Theatre состоялся вечер памяти многолетнего (с 1995 по 2015 годы) художественного руководителя театра, актрисы Марты Лейви (1957-2017). С ее именем связаны все успехи театра двух последних десятилетий, в том числе триумф спектакля “Август: графство Осейдж” на Бродвее, девять премий “Тони”, Пулитцеровская премия, создание Театральной школы (School at Steppenwolf) и новой сцены театра (Garage Theater). Под руководством Марты Лейви труппа театра была удвоена. В ней появились драматурги Трейси Леттс и Тарелл Элвин Маккрени, актеры Алана Аренаса, Кейт Аррингтон, Иан Барфорд, Уильям Петерсен и нынешний художественный руководитель Анна Шапиро. Сегодня в штате театра – сорок девять человек.
Выступавшие на вечере друзья и коллеги Марты Лейви отмечали прежде всего ее преданность театру. Актер Джефф Перри сказал, что лидерские качества Марты проявились с первого же дня, когда она появилась в театре. Всего через два года, в 1995 году, она была назначена на пост руководителя. “Мы быстро поняли, что Марта справится”, – добавил Перри. О лидерских качествах Марты говорил исполнительный директор Steppenwolf Дэвид Шмитц. Вот еще несколько цитат из выступлений коллег и друзей Марты.
Один из основателей театра Терри Кинни: “Марта привела нас на театральную карту страны в новом качестве”.
Художественный руководитель Steppenwolf Theatre Анна Шапиро: “Вместе с основателями театра Гэри Синизом, Терри Кинни и Джеффом Перри Марта действительно стремилась, чтобы Steppenwolf стал домом для писателей. Рождение новых пьес стало для нее столь же важным, как и работа с актерами”.
Актер Бен Камерон: “Благодаря Лейви Steppenwolf Theatre возродился после того, как актеры-основатели театра перебрались в Голливуд”.Драматург Брюс Норрис: “Марта была полностью сосредоточена на постановках в Чикаго. Временами ей было тяжело, в девяностых она боролась с анорексией. Она всегда говорила мне: “Эй, парень, я нахожусь на самом раннем этапе”. Она максимально использовала отведенное ей время”.
Энди Уайт из Lookingglass Theater вспомнил ее пронизывающий взгляд, а коллега Курт Коламбус назвал стиль актрисы “интеллектуально отточенным”.
Семью Марты представляла ее старшая сестра Мишель, которая сказала: “Мы прощаемся с Мартой в окружении людей, которых она любила”.
Марту Лейви боялись, к ней прислушивались, ее уважали… За глаза называли “мамой”. Я встречался с Мартой всего один раз – 18 августа 2014 года, за месяц до открытия юбилейного, сорокового сезона. По лестнице навстречу мне быстрым шагом поднялась невысокая женщина в элегантном шарфике (она их обожала и носила все время), пригласила в комнату, и началась беседа.
Марта Лейви родилась в городе Лоуренс, штат Канзас. По ее словам, это место не сильно повлияло на ее мировоззрение. Мама Марты вспоминала, что девочка с детства любила театр, ставила спектакли в подвале дома. В школе Марта посещала класс драматического искусства и уже тогда мечтала стать актрисой. Один из ее учителей подал идею получить театральное образование в Северо-Западном университете. Так Марта оказалась в Чикаго.
Я спросил актрису, как началось ее сотрудничество с театром Steppenwolf.
— В 1980 году я впервые увидела спектакль театра. Он назывался “Спокойной ночи, Грейси” (“Say Goodnight, Gracie”). Режиссер был Остин Пендлтон. Там играли несколько актеров, в том числе – Джон Малкович. Я подумала, какой я была бы счастливой, если бы мне довелось сыграть с ТАКИМ актером?! Вскоре после этого я окончила Северо-Западный университет по специальности “театр” и стала заниматься в актерской студии при Steppenwolf Theatre. Моим педагогом был Малкович. В 1981 году он ставил в студии спектакль “Дикари” по пьесе Кристофера Хэмптона. Там шла речь о колониализме в Южной Америке, и Малковичу нужны были актеры – исполнители ролей индейцев. Мы с моим сокурсником сыграли эти роли. Таким было мое введение в жизнь театра, ставшего для меня родным. Я была счастлива, любила актеров, полна энтузиазма и желания работать…
— Какие ваши актерские работы вы бы хотели выделить?- Я вспоминаю работу в спектакле “Дядя Дэн и Лемон” (“Aunt Dan and Lemon”) по пьесе Уоллеса Шона (сезон 1986-87 годов) в постановке Фрэнка Галати. В Goodman Theatre Галати ставил спектакль “Зимняя сказка” по Шекспиру…
Марта задумалась и добавила:
— Трудно выделить что-то одно. Я просто люблю играть…- Художественный руководитель театра – тоже ваша роль?- Это серьезная роль. Все произошло само собой. В 1993 году я писала кандидатскую диссертацию в Северо-Западном университете, когда меня пригласили стать членом труппы театра. Спустя два года освободилось место руководителя, и выбор пал на меня. Это было коллективное решение отцов-основателей и труппы.- Ваш театр гораздо ближе русскому психологическому театру, чем многие другие театры Америки…- Для меня много значит имя Чехова. Несколько лет назад мы ставили “Три сестры”, до этого – “Вишневый сад”, еще раньше на сцене театра шел “Дядя Ваня”… Чехов выхватывает для нас определенные моменты жизни. Он показывает, исследует поведение человека, которое трудно понять с точки зрения рациональной логики. Для этого существует другая, эмоциональная логика, и она оставляет в нас глубокий след. Такая логика принимает иррациональность поступков. Чехов – автор очень привлекательный для нашего ансамбля. При этом, как известно, он – “спинной мозг” американской театральной традиции.
— Без мюзиклов, без внешне привлекательных эффектов, без заигрывания с публикой – и при этом зал театра всегда полон. Поделитесь секретом: как вы умудряетесь удерживать интерес к театру?
— Это нелегко. Я не знаю ответа на этот вопрос. Мы ставим пьесы, которые интересны нашему зрителю. Со зрителем очень важно поддерживать диалог. После каждого спектакля мы проводим беседы, обсуждаем увиденное. Нам важна зрительская оценка.
— Что значит театр для вас?
— Театр – важная часть моей жизни. Играть, перевоплощаться в разных персонажей, видеть, как люди смеются, плачут, чувствовать зрительный зал – это высший дар, доступный творческому человеку.
“Дуайен” труппы, Марта Лейви всегда была, по словам режиссера Эми Мортон, “последней инстанцией” театра. Когда я спросил ее о любимых драматургах, она упомянула Трейси Леттса и Брюса Норриса, когда заговорил об актерах – вспомнила Джона Малковича, Джона Махони, Яна Барфорда. Марта любила своих коллег, людей, с которыми работала вместе. Больше всего меня поразили ее горящие глаза и увлеченность, с которой она рассказывала о театре. Она любила Steppenwolf и была предана ему всю жизнь. Сегодня ее имя увековечено в табличке на участке Halsted Street рядом с родным театром – местом, где прошли лучшие годы ее жизни.
Сорок второй сезон Steppenwolf Theatre начался с драмы “The Rembrandt” по пьесе Джессики Дики в постановке Халли Гордон с Френсисом Гинаном и Джоном Махони в главных ролях. На малой сцене театра в эти дни идет спектакль “Суровое испытание” (“The Crucible”) по пьесе Артура Миллера 1952 года. Режиссер – Джонатан Берри. В ролях: Ави Рок, Эчака Агба, Ларри Балдаччи, Тейлор Блим, Эрик Хеллман.
В основе спектакля – историческое событие, вошедшее в историю под названием “Суд над салемскими ведьмами”.
1692 год. Городок Салем, штат Массачусетс. Абигаль Уильямс, влюбленная в женатого мужчину Джона Проктора, хочет приворожить его. С девушками-подругами она идет в лес и по совету одной из них – Титубы – пьет кровь курицы. По городку распространяется слух, что в девушек вселился дьявол. Абигаль рассказывает, что все беды от Титубы. Под пытками бедная девушка признается, что она подчиняется Сатане, но настоящие беды не от нее, а от настоящих ведьм. В свою очередь Абигаль доносит на жену своего любимого, и ее тут же арестовывают. “Вирус” доносительства стремительно захватывает городок. Спасти невиновных может только сам Джон…
Это были страшные времена для Салема. В период с февраля 1692 по май 1693 годов по обвинению в колдовстве повесили девятнадцать человек, один мужчина был раздавлен камнями и около двухсот человек посадили в тюрьму.
Работая над пьесой, Артур Миллер меньше всего думал об историчности персонажей. В аллегорической форме он представил нравы, царившие в Америке эпохи маккартизма и “охоты на ведьм”. (Сам термин “охота на ведьм” отсылает нас к процессу в Салеме.) Миллер показывает, до каких пределов могут дойти поиски врагов, манипулирование общественным мнением и отсутствие независимого мышления. К несчастью, эти темы остаются актуальными и сегодня как в Америке, так и в России.
Драматургия Миллера оказалась в эти дни востребованной в Чикаго. Одновременно с “Суровым испытанием” в Goodman Theatre с успехом идет спектакль “Вид с моста” по пьесе Миллера 1955 года.
В дальнейших планах Steppenwolf Theatre – политическая сатира “The Minutes“ по пьесе Трейси Леттса в постановке Анны Шапиро с Яном Барфордом, Френсисом Гинаном и Тимом Хоппером в главных ролях (9 ноября – 31 декабря 2017 года, мировая премьера, Downstairs Theatre). Это – седьмая пьеса Леттса, премьера которой проходит на сцене театра, и пятая совместная работа автора с режиссером Анной Шапиро.
Комментируя выбор репертуара, художественный руководитель театра Анна Шапиро сказала: “С пьесами, наполненными юмором и оптимизмом, непочтительностью по отношению к политикам и самоанализом, наш театр готов продолжать работу, которую он делает с момента основания. Мы планируем быть жизненно важным, вдохновляющим культурным центром города и страны. Чикаго и Америка нуждаются в нас сейчас больше, чем когда-либо“. Я думаю, Марта Лейви подписалась бы под этими словами.
Nota bene! Заказ билетов на все спектакли Steppenwolf Theatre сезона 2017-18 годов – по телефону 312-335-1650, на сайте http://www.steppenwolf.org/ или в кассе театра по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614.