Американский романист, новеллист и поэт американского Возрождения. Его самая известная книга – “Моби Дик, или Белый кит” (1851) – стала классикой мировой литературы и неоднократно экранизировалась.
В своих трудах он часто использует свой опыт работы на море в качестве обычного моряка. Он занимался исследованием литературы и философии и занимал активную жизненную позицию в сложный для американского общества период.
Он разработал сложный, барочный стиль письма. Его словарный запас богат и оригинален, глубокое чувство ритма наполняет сложные предложения, образы его произведений часто мистические или ироничные, а обилие аллюзий говорит о его прекрасном знании мифологии, философии, литературы и изобразительного искусства и Библии.
Мелвилл родился 1-го августа 1819-го года в Нью-Йорке, он был третьим ребенком из восьми детей состоятельного нью-йоркского коммерсанта, торговца французскими галантерейными товарами Аллана Мелвилла.
Отец умер, когда будущему писателю было всего лишь 11 лет. Смерть кормильца оставила семью в бедственном финансовом положении – в результате Герман был вынужден бросить учёбу и заняться поиском работы, чтобы помогать семье.
Он сменил несколько занятий, ненадолго стал школьным учителем, а затем в 1839 году устроился моряком на торговом судне – это был британский корабль «Св. Лоуренс».
В 1840 году он подписал контракт с китобойным судном «Акушнет» на свое первое китобойное плавание, но из-за серьёзного конфликта с капитаном бежал с корабля на Маркизских островах.
Он несколько недель провёл среди аборигенов, которые были довольно приветливы, однако при более близком знакомстве с их обычаями выяснилось, что это племя каннибалов.
Мелвилла подобрал проходивший мимо острова австралийский китобойный корабль.
Там он принял участие в восстании матросов – в результате он какое-то время провел в тюрьме на Таити. Из Таити он отплыл на нантакетском китобойце, но был высажен в Гонолулу и несколько месяцев бродяжил на Гавайях. Затем нанялся матросом на фрегат «Соединенные Штаты», на котором он обошел весь Тихий океан.
Он вернулся в Бостон осенью 1844-го года.
Его первой книгой была “Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь” (Турее: or A Peep at Polynesian Life, 1846), это был романтизированный рассказ о его жизни среди полинезийцев.
Роман стал бестселлером.
Популярность книги была столь велика, что он почти сразу пишет продолжение – “Ому: повесть о приключениях в Южных морях” (Omoo: A Narrative of Adventures in the South seas, 1847).
Второй роман тоже был очень успешен, книги принесли ему литературную славу и позволили заложить хорошую финансовую основу – она была необходима, чтобы жениться на Элизабет Шоу, девушке из известной бостонской семьи.
Однако литературный успех оказался вещью капризной.
Его следующий труд “Марди и путешествие туда” (Mardi and a Voyage Thither, 1849) – философская притча о поиске истины – не был хорошо принят.
Затем вышел “Редберн: его первое странствие” (Redburn: His First Voyage, 1849) – роман получил теплые отзывы, но не финансовый успех.
В августе 1850-го года Мелвилл переехал со своей семьей на ферму в Питтсфилде, штат Массачусетс, где познакомился с Натаниэлем Хоторном, которому он затем посвятил “Моби Дика”.
Главный шедевр Германа Мелвилла вышел в 1851-м году и… стал ещё одним коммерческим провалом великого писателя. Критики и ценители литературы также приняли роман довольно холодно.
Мелвилл продолжал писать, но его карьера как популярного автора закончилась.
Финансовое положение семьи Мелвилла, имевшего уже несколько детей, ухудшилось.
Он продаёт какую-то часть своей недвижимости, публикует несколько книг и отправляется в путешествие.
«Искуситель: его маскарад (The Confidence Man: His Masquerade, 1857) – последняя опубликованная им большая прозаическая работа.
Побывав во многих странах, он обосновался в Нью-Йорке, получив должность таможенного инспектора.
Он увлекается поэзией, выпускает несколько поэтических сборников, которые остались незамеченными.
Последние годы жизни писателя были поистине трагическими; они принесли смерть двоих из его сыновей, тяжелую болезнь одной дочери и разрыв с другой.
Герман Мелвилл умер 28-го сентября 1891-го года.
Его последнее произведение, повесть “Билли Бад, фор-марсовый матрос” (Billy Budd, Foretopman, 1891), осталось в рукописи и было опубликовано только в 1924 году.
Вкоре после публикации повесть была признана одним из главных достижений американской литературы.
Повесть о несвободе человека перед законами общественной жизни и природы снова вызвала интерес к Мелвиллу. По мотивам “Билли Бада” Бенджамин Бриттен написал одну из лучших своих опер (1951).
С 1920-х началось переосмысление Мелвилла, и его признали классиком мировой литературы.
Отправной точкой «возрождения Мелвилла» стало празднование столетия со дня его рождения в 1919 году.
Критики заново “открыли” его творчество, ученые исследовали его жизнь. Его главные романы и рассказы стали считаться мировой классикой, а его поэзия постепенно завоевала признание.
По мнению некоторых исследователей, роман “Искуситель: его маскарад”, вернувшийся к западному читателю в начале 1920-х годов, стал импульсом к написанию Михаилом Булгаковым романа “Мастер и Маргарита”.
ПУТЬ ЧЕРЕЗ ТРОПИКИ
(Перевод И. Цветкова)
На смену Северной звезде
К нам Южный Крест уже в пути;
Исчезла ты — и быть беде,
И света не сыскать нигде,
И утешенья не найти.
Любовь, любовь — твердят ветра,
Разлуки горькой мастера.
Ни волн сребристая гряда,
Ни вод полуденных покой,
Да Гамы добрая звезда —
Не для меня, к тебе всегда,
Как он к земле, стремлюсь с тоской.
Назад, назад к тебе одной,
Влачится сердце за кормой.
Пока нас снег колючий сек
И перевертыш-год томил,
Увили розы твой порог,
Но не увял любви цветок,
Что столько радостей сулил.
Любовь, любовь — безбрежный океан:
Любовь, что смерть, не знает легких ран!