Время от времени в рубрике Кинообозрение я рассказываю не только о фильмах и сериалах, но и “отвлекаюсь” на балеты, драматические спектакли etc. Сегодня речь пойдет об операх в кино. В рамках шестнадцатого (2022-23 годов) сезона серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD) мы увидим еще четыре оперы.
15 апреля, 12.00 pm; 19 апреля, 6.30 pm. “Кавалер розы” Р.Штрауса. Дирижер — Симона Янг. Режиссер — Роберт Карсен. В главных партиях: Маршальша — Лиз Дэвидсен, Октавиан — Саманта Ханки, Софи — Эрин Морли, Аннина — Кэтрин Голднер, барон Окс — Гюнтер Гройссбек, Певец — Рене Барбера.
Возобновление постановки Роберта Карсена 2017 года. Действие режиссер перенес в Вену 1911 года, когда состоялась мировая премьера оперы. Из состава 2017 года сохранился только австрийский бас Гюнтер Гройссбек в партии барона Окса. Украшением спектакля обещает стать сопрано из Норвегии Лиз Дэвидсен. В последние годы она выступает в МЕТ регулярно. “Пиковая дама”, “Электра”, “Ариадна на Наксосе”, “Нюрнбергские мейстерзингеры”… Для дебюта в партии Маршальши Лиз тоже выбрала нью-йоркский театр. В будущем сезоне мы, наконец, увидим и услышим Лиз на сцене Лирик-оперы. Она выступит в партии Енуфы в одноименной опере Л.Яначека.
За дирижерским пультом МЕТ после перерыва продолжительностью в четверть века снова появится Симона Янг из Австралии. Она родилась в Сиднее. Большую часть времени проводит в Европе, работая с симфоническими и оперными оркестрами. В 2005-15 годах была художественным руководителем Гамбургской оперы и музыкальным руководителем Гамбургского филармонического оркестра. Специализируется на музыке Вагнера, Брукнера и Штрауса. В Чикаго Янг выступила впервые летом 2017 года на Grant Park Music Festival. С Оркестром Грант-парка, среди других произведений, исполнила сюиту “Headbanger“ своего соотечественника, австралийского композитора Мэтью Хиндсона. Симона Янг признается: “Моей главной любовью всегда была и остается опера”.
29 апреля, 12.00 pm; 3 мая, 6.30 pm. “Чемпион” Т.Бланчарда. Совместная постановка Лирик-оперы и Метрополитен-оперы. Премьера МЕТ. Дирижер — музыкальный руководитель театра Янник Незе-Сеген. Режиссер — Джеймс Робинсон. В главных партиях: Эмиль Гриффит — Эрик Оуэнс, молодой Эмиль Гриффит — Райан Спидо Грин, Эмельда Гриффит — Латония Мур, Кэти Хаган — Стефани Блит.
Семикратный лауреат премии “Грэмми” композитор Терренс Бланчард называет оперу “Чемпион” джазовой. В ней рассказывается история работника нью-йоркской шляпной фабрики и боксера-бисексуала из Виргинских островов Эмиля Гриффита. В 1962 году он нанес на ринге смертельный удар своему заклятому сопернику Бенни “Киду” Парету после того, как тот долгое время насмехался над его сексуальной ориентацией.
Джеймс Робинсон — первооткрыватель “Чемпиона”. Он был режиссером мировой премьеры в Опере Сент-Луиса десять лет назад. В прошлом сезоне в серии “Метрополитен-опера в кино” и вживую в Лирик-опере в постановке того же режиссера мы видели первую оперу Бланчарда “Огонь в душе моей”, получившую недавно премию “Грэмми”-2023 за лучшую оперную запись года. “Чемпиона” мы увидим в январе-феврале 2024 года в рамках 69-й сезона Лирик-оперы.
20 мая, 12.00 pm; 24 мая, 6.30 pm. “Дон Жуан” В.А.Моцарта. Новая постановка. Дирижер — Натали Штуцман. Режиссер — Иво ван Хове. В главных партиях: Дон Жуан — Петер Маттеи, Лепорелло — Адам Плачетка, Донна Анна — Федерика Ломбарди, Донна Эльвира — Ана Мария Мартинес, Командор — Александр Цимбалюк.
Француженка Натали Штуцман готовилась стать певицей и начинала свою музыкальную карьеру как контральто, но в последние годы дирижирование победило. С 2021 года является главным приглашенным дирижером Филадельфийского симфонического оркестра, который возглавляет Янник Незе-Сеген. Он высоко отзывается о Штуцман: “Натали — родственная душа, чей опыт вокалистки и дирижера успешно повлиял на ее карьеру. Она привносит в свою работу артистизм, музыкальность и креативность, что делает ее идеальной коллегой”.
С шедевром Моцарта “идеальная коллега” дебютирует в МЕТ. Еще один дебют — режиссерский. Впервые в МЕТ работает художественный руководитель театра “Toneelgroep” (Амстердам), бельгийский режиссер Иво ван Хове. Мы видели его новые работы как в кино, так и на театральной сцене. В рамках серии National Theatre Live демонстрировались его спектакли “Гедда Габлер” по пьесе Г.Ибсена (Лондонский Королевский национальный театр) и “Одержимость” по мотивам фильма Лукино Висконти (Лондонский центр “Барбикан“). О режиссере Иво ван Хове заговорили после Авиньонского театрального фестиваля 2008 года в связи с премьерой его “Римских трагедий” — шестичасовой инсценировки трех шекспировских пьес: “Кориолан”, “Юлий Цезарь”, “Антоний и Клеопатра”. А я впервые познакомился с творчеством режиссера на Фестивале драматургии Юджина О’Нила в Goodman Theatre в январе-феврале 2009 года. Театр “Toneelgroep” показал его спектакль “Траур — участь Электры”. Режиссер приезжал в Чикаго и вместе с Робертом Фоллсом участвовал в дискуссии о творчестве Юджина О’Нила. В сезоне 2017-18 годов в Goodman Theatre состоялась чикагская премьера спектакля “Вид с моста” (“View from the Bridge”) по пьесе А.Миллера. Спектакль о трагической любви, случившейся в итальянском квартале Бруклина в середине прошлого века, стал громким театральным событием. Премьера прошла в 2014 году в театре Young Vic (Лондон). Сразу — бешеный успех, признание критиков, три премии Лоуренса Оливье (за лучшее возобновление классической пьесы, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль — Марк Стронг), две премии “Тони” (за лучшую режиссуру и за лучшее возобновление классической пьесы). Потом были аншлаги на Вест-энде и Бродвее, кинопоказ в серии “National Theatre Live” и… премьера в Чикаго. Спектакль получил премию “Джефф” за лучший спектакль года.
3 июня, 12.00 pm; 7 июня, 6.30 pm. “Волшебная флейта” В.А.Моцарта. Новая постановка. Дирижер — Натали Штуцман. Режиссер и хореограф — Саймон Макберни. В главных партиях: Памина — Эрин Морли, Тамино — Лоуренс Браунли, Папагено — Томас Олиманс, Зарастро — Стивен Миллинг, Царица ночи — Кэтрин Левек.
С “Волшебной флейты” 30 декабря 2006 года началась история показов оперных спектаклей в кино. На этот раз нас ждет не специальная презентация сокращенной до двух часов англоязычной версии оперы, а новая постановка. Еще один важный дебют в МЕТ — за дело берется британский театральный режиссер, художественный руководитель Théâtre de Complicité Саймон Макберни, которого журнал “Театр” называет “одной из знаковых фигур современной драматической и оперной режиссуры”. В аннотации к спектаклю много пишут о видеопроекциях, звуковых эффектах и акробатических трюках. Будет интересно!
В семнадцатом (2023-24 годов) сезоне серии “Метрополитен-опера в кино” мы увидим девять опер. Пока только перечислю названия: “Мертвец идет” Дж.Хегги (21 октября), “Жизнь и время Малькольма Х“ Э.Дэвиса (18 ноября), “Флоренсия в Амазонии” Д.Катана (9 декабря), “Набукко” Дж.Верди (6 января 2024 года), “Кармен” Ж.Бизе (27 января 2024 года), “Сила судьбы” Дж.Верди (9 марта 2024 года), “Ромео и Джульетта” Ш.Гуно (23 марта 2024 года), “Рондина” Дж.Россини (20 апреля 2024 года), “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини (11 мая 2024 года). Все подробности — в будущих выпусках нашей газеты. Информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas. Приятного просмотра!