Кинообозрение

Кадр из фильма “Рим”
Кадр из фильма “Рим”

Лучшие фильмы 2018 года по версии газеты New York Times

В конце года все подводят итоги и составляют списки лучших фильмов. Привожу два из них – авторитетных кинокритиков газеты New York Times Манолы Даргис и Энтони Оливера Скотта. Большинство фильмов из этих списков чисто технически невозможно посмотреть сегодня в Чикаго, и тем не менее я предлагаю запомнить эти названия.

Список Манолы Даргис

  • “Рим” (“Roma”) Альфонсо Куарона (Мексика-США)
  • “Пылающий” (“Burning”) Ли Чхана Дона (Южная Корея)
  • “Магазинные воришки” (“Shoplifters”) Хирокадзу Корээда (Япония)
  • “Зама” (“Zama”) Лукреции Мартель (Аргентина)
  • “Счастливый Лазарь” (“Happy as Lazzaro”) Аличе Рорвахер (Италия-Швейцария-Франция-Германия)
  • “Черный клановец” (“BlacKkKlansman”) Спайка Ли (США)
  • “Дневник пастыря” (“First Performed”) Пола Шредера (США)
  • “Смерть Сталина” (“The Death of Stalin”) Армандо Ианнуччи (Великобритания-Франция-Бельгия-Канада)
  • “Монровия, Индиана” (“Monrovia, Indiana”) Фредерика Вайсмана (США)
  • “Колофон” (“Colophon (for the Arboretum Cycle)”) Натаниэля Дорского (США)

Список Энтони Оливера Скотта

  • “Монровия, Индиана” (“Monrovia, Indiana”) Фредерика Вайсмана (США), “Бисби 17” (“Bisbee ’17”) Роберта Грина (США), “Округ Хейл утром и вечером” (“Hale County This Morning, This Evening”) Рамелла Росса (США), “Помня о разрыве” (“Minding the Gap”) Бинга Лю (США) – четыре документальных фильма критик поставил первыми
  • “Счастливый Лазарь” (“Happy as Lazzaro”) Аличе Рорвахер (Италия-Швейцария-Франция-Германия)
  • “Дневник пастыря” (“First Performed”) Пола Шредера (США)
  • “Частная жизнь” (“Private Life”) Тамары Дженкинс (США)
  • “Рим” (“Roma”) Альфонсо Куарона (Мексика-США)
  • “Впусти солнце” (“Let the Sunshine In”) Клер Дени (Франция)
  • “Сможете ли вы меня простить?” (“Can You Ever Forgive Me?”) Мариэль Хеллер (США)
  • “Черный клановец” (“BlacKkKlansman”) Спайка Ли (США)
  • “Капернаум” (“Capernaum”) Надин Лабаки (Ливан-Франция)
  • “Фаворитка” (“The Favourite”) Йоргоса Лантимоса (Ирландия-Великобритания-США)

Центр кино имени Джина Сискеля представляет…
(164 North State Street Chicago, IL 60601)

Жена булочника” (“The Baker’s Wife”, Франция, 1938, 134 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Марсель Паньоль. В ролях: Ремю, Жинетт Леклерк, Фернан Шарпен, Робер Ваттье. Трогательная история про пекаря Анабеля Кастанье (Ремю) из маленькой деревушки в Провансе. Когда его бросила жена Аурелия (Жанетта Леклер), он с горя перестал печь хлеб. Без хлеба жизнь в деревне остановилась, и жители решили сделать все возможное, что вернуть жену в дом… Великий Орсон Уэллс называл картину в числе лучших фильмов всех времен и народов. 28-30 декабря. На всех сеансах демонстрируется отреставрированная копия фильма.

Небо над Берлином” (в некоторых переводах “Крылья желаний”, ”Wings of Desire”, Германия-Франция, 1987, 128 мин., на семи языках с английскими субтитрами).Режиссер – Вим Вендерс. В ролях: Бруно Ганц, Солвейг Доммартин, Отто Сандер, Курт Бойс. Перед нами – современная городская сказка о двух ангелах, способных читать мысли людей. Однажды Бог послал их в Берлин, чтобы из первых уст узнать, что происходит в городе. В прошлом бывало, что кто-то из ангелов, тронутый людскими горестями и страстями, отказывался от бессмертия, терял крылья и становился человеком. Так случилось и на этот раз, когда один из них – Дамиэль (Бруно Ганц) – влюбился в девушку-циркачку. “…А он циркачку полюбил.” Ангел отрекается от бессмертия ради любви земной женщины, ради вкуса яблока, аромата горячего кофе, ради цветного мира людей в сравнении с “ангельским” черно-белым холодом небожителей… Характер Берлина долгие годы определяла Стена – символ разделенного города. Люди обходили Стену по воде, по воздуху, лезли на проволоку, пролетали под шлагбаумами. Их ловили, сажали в тюрьму, расстреливали, но люди неудержимо рвались за ту сторону Стены, на свободу. Удивительно, как быстро (всего через два года после выхода фильма на широкий экран!) исполнилась мечта авторов картины об уничтожении Стены, равно как и других преград и границ между людьми. Фильм “Небо над Берлином” – объяснение в любви Берлину (он был снят в честь 750-летия города), поэтическое признание в любви к человечеству и посвящение трем “ангелам кино”: Андрею Тарковскому, Ясудзиро Одзу и Франсуа Трюффо. Награды: Приз за лучшую режиссуру на 40-м Каннском МКФ (1987 год), две премии Европейской киноакадемии – за лучшую режиссуру и лучшую второстепенную мужскую роль (Курт Бойс) (1988 год). 28 декабря – 3 января. На всех сеансах демонстрируется отреставрированная копия фильма.

Андрей Рублев” (”Andrei Roublev”, СССР, 1966, 183 мин., на русском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Андрей Тарковский. В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Бурляев, Ролан Быков, Михаил Кононов. Как мне кажется, лучший фильм одного из “ангелов кино” – эпизоды российской истории глазами художника-монаха Андрея Рублева. “Фильм ни в коем случае не решен в духе исторического или биографического жанра, – говорил Андрей Тарковский. – Нас интересует другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца… Нас также интересует анализ душевного состояния и гражданских чувств художника, создающего моральные ценности огромного значения. Этот фильм должен будет рассказать о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную рублевскую “Троицу”. Награда: Приз ФИПРЕССИ на XXII Каннском МКФ (1969 год). 28 декабря – 3 января. На всех сеансах демонстрируется отреставрированная копия фильма.

С 1 по 21 февраля 2019 года в Центре кино демонстрируется последняя работа Жана-Люка Годара “Образ и речь” (“The Image Book”, Швейцария, 84 мин.). Об этой картине я расскажу уже в выпусках Кинообозрения в новом году. Поздравляю вас, дорогие читатели, с наступающим Новым годом. Счастья, удачи, благополучия, всего самого наилучшего! До встречи в 2019 году на этих страницах! Летопись кино продолжается.