В эти дни в чикагском “Зазеркалье” (Lookingglass Theatre) идет легендарная “Алиса” (“Lookingglass Alice”) – театральная фантазия на темы романа Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”. Автор инсценировки и режиссер-постановщик – Дэвид Катлин. Роль Алисы делят между собой две актрисы – Молли Хернандес и Линдси Ноэл Уайтинг. Каждый из остальных четырех актеров играет несколько ролей: член труппы Карим Бандели (Червонный король и другие), Адеойе (Чеширский Кот и другие), Мишель Родригес Синтра (Белый Кролик и другие), Сэмюэл Тейлор (Болванщик и другие). В создании спектакля принимают участие члены базирующейся в Эванстоне театральной труппы “The Actors Gymnasium”.
Тридцать четыре года назад восемь студентов Северо-Западного университета (перечисляю по алфавиту) Ева Барр, Дэвид Катлин, Джой Грегори, Лоуренс Дистази, Дэвид Керснер, Том Кокс, Эндрю Уайт (бывший художественный руководитель, ныне – Director of Community Engagement) и Дэвид Швиммер (самый известный член “восьмерки”, прославившийся спустя шесть лет исполнением главной роли в сериале “Друзья”) впервые задумались о создании нового театра. Путь к нему шел через “кроличью нору” в “зазеркалье” – первым спектаклем молодого коллектива стала инсценировка романа Льюиса Кэрролла. Эндрю Уайт вспоминает: “Премьеру сыграли в помещении университета. Нас было всего шесть человек. Одна актриса играла Алису, пять актеров были заняты в остальных ролях. С этим спектаклем мы с успехом выступили на Edinburgh Fringe Festival. Это было волшебное чувство рождения нового театрального организма. Мы чувствовали себя в начале большого пути. Бессмертный текст Кэрролла вдохновлял творческую группу”.
К официальной дате рождения театра – 13 февраля 1988 года – студенты закончили учебу, многие разъехались по стране. Эндрю Уайт жил в Лос-Анджелесе и работал на телевидении, когда услышал, что у нового театра появилась первая сцена: “Мы назвали наше помещение “Edge of the Lookingglass”. Оно представляло собой сочетание арт-галереи, ночного клуба и театра… Мы планировали наш первый сезон коллегиально. Каждый член коллектива имел право предложить пьесу для постановки и каждый голосовал за (или против) постановку, предложенную другими”. Но вначале была “Алиса”. С “Алисы” началась славная история самого яркого и непредсказуемого театра Чикаго – Lookingglass Theatre.
Спектакль возобновляли несколько раз. Последнее возобновление относится к 2015 году. Дэвид Катлин говорит: “Если вы под микроскопом посмотрите на ДНК театра, вы обнаружите проникающие молекулы, состоящие из бессмыслицы, любопытства и изобретательности. А еще – пару черно-белых полосатых колготок, кролика в жилетке и котелке, заикающуюся старую душу, которая верит шести невозможным вещам до завтрака, и девочку по имени Алиса, заставляющую нас удивляться, волноваться, восхищаться. Мы возвращаемся на другую сторону Зазеркалья, к славной чепухе Страны Чудес! Приводите друзей, вас ждет маленькая кукушка!”
Актер и режиссер Дэвид Катлин – известный мастер литературных инсценировок. Именно ему принадлежит авторство замечательных спектаклей “Икарус” (“Icarus”, сезон 2009-10 годов), “Моби Дик” (“Moby Dick”, сезон 2015-16 годов, спектакль получил четыре премии “Джефф”, включая главную – за лучшую постановку года), “Франкенштейн Мэри Шелли“ (“Mary Shelley’s Frankenstein”, сезон 2018-19 годов) по книге Мэри Шелли). Среди других режиссерских работ Катлина – спектакли “Метаморфозы” (“Metamorphosis”, сезон 1998-99 годов), “Черный алмаз” (“Black Diamond”, в соавторстве с Николь Брукс, сезон 2006-07 годов), “Маленький принц” (“The Little Prince”, премьера – сезон 2013-14 годов). Катлин преподает на актерском факультете Северо-Западного университета.
Самый опытный среди актеров – Карим Бандели. Он родился в городе Карачи (Пакистан). Получил театральное образование в University of Central Florida. Четыре сезона провел в Orlando Shakespeare Theater. Играл в спектаклях ведущих театров Чикаго. Из работ актера отмечу роли Брута в “Юлии Цезаре” У.Шекспира (Writers Theatre), Удава в “Маленьком принце”, Старбака в “Моби Дике” и капитана Немо в “Двадцать тысяч лье под водой” (все роли – Lookingglass Theatre). Снимался в фильме Майкла Китона “Веселый господин” (“The Merry Gentleman”, 2009) и в сериале “Пожарные Чикаго” (“Chicago Fire”, 2012-настоящее время, NBC).
Среди других актеров – Линдси Ноэл Уайтинг, для которой роль Алисы стала десятой работой в любимом театре, и родившийся на Кубе танцор и хореограф Мишел Родригес Синтра. После окончания Национальной школы искусств (Escuela Nacional de Arte) в Гаване он присоединился к труппе Danza Contemporanea de Cuba, стал ведущим солистом. С 2008 года живет и работает в Чикаго. В качестве приглашенного солиста выступал с труппой Hubbard Street Dance Chicago.
Lookingglass Theatre давно и успешно работает в жанре синтетического театра: театра движения, акробатики, музыки, цирка, клоунады, пантомимы, танца; театра динамичного, яркого, зрелищного. К этому располагает молодая труппа и пространство не только сцены, но и зрительного зала. В зависимости от необходимости, сцена может быть то круглой, то квадратной, ее может вообще не быть. Действие может происходить то в середине зала, то на возвышении, а то и наверху, среди железобетонных конструкций, проводов и канатов. Соответственно, театральное пространство может преображаться то в Богом забытый городок Скотопригоньевск (“Братья Карамазовы”, “The Brothers Karamazov”, 2008), то в улицу маленького польского городка, где живет юная Лилька (“Последняя песнь Лильки Кадисон”, “The Last Act of Lilka Kadison”, 2011). Выходы слева и справа, появление героев сверху и снизу заставляло зрителя вздрагивать от неожиданности в “Гефесте…” (“Гефест: цирковая сказка из греческой мифологии”, “Hephaestus: A Greek Mythology Circus Tale”, 2005 и 2008 годы); отсутствие четвертой стены позволяло проделывать самые искусные превращения в кругосветном путешествии героев Жюля Верна (“Вокруг света за 80 дней”, “Around the World in 80 Days”, 2008). На спектакле “Истленд” (“Eastland: A New Musical”, сезон 2011-12 годов) зрительный зал вместе со сценой преображался в экскурсионный корабль, начинавший круиз по реке Чикаго. Не хватало только ощущения качки, но и пассажирам корабля не удалось испытать это чувство. Трагедия произошла слишком быстро…
В активе Lookingglass Theatre – больше сорока чикагских театральных премий “Джефф” (Joseph Jefferson Award) и сто шестьдесят одна номинация, премия Макартура (2016 MacArthur Award), 2017 Chicago Theatres’ Artistic Achievement Award. Lookingglass Theatre – лауреат самой почетной театральной награды Америки – премии “Тони” – в категории “Лучший региональный театр” (2011 год). Художественный руководитель Lookingglass Theatre – Хайди Стиллман, исполнительный директор – Рейчел Финк. Труппа театра состоит из двадцати девяти постоянных членов и двадцати двух приглашенных артистов. По традиции, каждый член коллектива по прежнему имеет право предложить пьесу для постановки и каждый голосует за постановку, предложенную другими. Говоря о стиле театра, Дэвид Швиммер употребляет термин “физический”: “Частью наших репетиций стали ежедневные часовые разминки. До разбора текста и анализа характера героя – физические упражнения. Некоторые из наших постановок действительно требуют этого”. Добавлю от себя – почти все.
Итак, “Алиса”. Как всегда в “Зазеркалье“, нас ждет яркое, музыкальное, красивое шоу с неожиданными поворотами и превращениями. Соскучились по красочному, живому представлению? Тогда ступайте в “Lookingglass! Там хорошо, там рассказывают истории, там добро побеждает зло, там торжествует Театр!
Nota bene! Спектакль “Алиса” идет до 1 августа 2022 года. Билеты – по телефону 312-337-0665, на сайте lookingglasstheatre.org или в кассе театра по адрессу: 821 North Michigan Avenue, Chicago, IL 60611.