Lookingglass Theatre сегодня и завтра

От “Франкенштейна” до “Алисы”

Корделия Дьюдни - Мэри Шелли в спектакле “Франкенштейн...“. Фото - Шон Уильямс
Корделия Дьюдни - Мэри Шелли в спектакле “Франкенштейн...“. Фото - Шон Уильямс

Тридцать первый сезон Lookingglass Theatre (чикагское “Зазеркалье“) завершает мировой премьерой – спектаклем “Франкенштейн Мэри Шелли“ (“Mary Shelley’s Frankenstein”) по книге Мэри Шелли. Адаптация и постановка – один из основателей, бывший художественный руководитель, а ныне – член труппы театра Дэвид Катлин. В ролях: Уолтер Бриггс (Виктор/Шелли), Дебо Балогун (доктор Полидори), Корделия Дьюдни (Мэри Шелли), Кит Галлахер (Байрон/Создание), Круз Гонсалес-Кадел (Клер). Сценический дизайн – Дэниель Остлинг. Спектакль идет до 4 августа 2019 года.

Актер и режиссер Дэвид Катлин – известный мастер литературных инсценировок. Именно ему принадлежит авторство замечательных спектаклей “Икарус” (“Icarus”, сезон 2009-10 годов) и “Моби Дик” (“Moby Dick”, сезон 2015-16 годов, спектакль получил четыре премии “Джефф”, включая главную – за лучшую постановку года), именно он адаптировал для сцены и поставил первый спектакль театра – легендарную “Алису” (“Lookingglass Alice”, премьера – 1989 год, о спектакле – ниже). Среди других режиссерских опытов Катлина – спектакли “Маленький принц” (“The Little Prince”, премьера – сезон 2013-14 годов), “Черный алмаз” (“Black Diamond”, в соавторстве с Николь Брукс, сезон 2006-07 годов), “Метаморфозы” (“Metamorphosis”, сезон 1998-99 годов).

На этот раз Катлин взялся за готический роман об ученом Викторе Франкенштейне и его вышедшем из-под контроля Чудовище. Как всегда в “Зазеркалье“, нас ждет яркое, музыкальное, красивое шоу с неожиданными поворотами, превращениями, элементами пантомимы, цирка и физического театра!

Режиссер убежден: в каждом человеке живет монстр; внутри каждого монстра живет человек. В недавнем интервью Катлин признался, что больше всего его поражает сходство между жизнью Мэри Шелли и ее персонажами: “Размыта грань между историей Шелли о сотворении монстра и его разрушении с одной стороны и собственной жизнью с другой – жизнью, состоявшей из любви, потерь, расставаний”.

Как это было в прошлых спектаклях Катлина, актерам “Зазеркалья“ помогают члены Actors Gymnasium.

В следующем сезоне Дэвид Катлин поставит “Франкенштейн Мэри Шелли“ для McCarter Theatre (Принстон, Нью-Джерси).

Катлин преподает на актерском факультете Северо-Западного университета.

Lookingglass Theatre продолжает серию REFLECT Panels, в рамках которой после спектакля происходит его обсуждение. Каждый раз задается определенная тема и вокруг нее разворачивается дискуссия. Названия тем и расписание дискуссий о спектакле “Франкенштейн Мэри Шелли“ – на сайте lookingglasstheatre.org/reflect.

Несколько слов – о новом, тридцать втором сезоне Lookingglass Theatre 2019-20 годов. В нем – мировая премьера новой инсценировки и два возобновления старых спектаклей. Создатели всех спектаклей – члены труппы театра.

Сцена из спектакля “Стойкий оловянный солдатик...“. Фото - Лиз Лоурен
Сцена из спектакля “Стойкий оловянный солдатик…“. Фото — Лиз Лоурен

“Стойкий оловянный солдатик: рождественская пантомима“ (“The Steadfast Tin Soldier: A Christmas Pantomime”, 1 ноября 2019 года – 26 января 2020 года). Инсценировка рассказа Ганса Христиана Андерсена написана и поставлена членом труппы театра Мэри Циммерман. В своих приключениях Маленького оловянного солдатика сопровождают музыканты. В спектакле звучит замечательная оригинальная музыка Андре Плесса (Andre Pluess) и Аманды Денерт (Amanda Dehnert).

Андерсен написал сто шестьдесят восемь сказок: длинных и коротких. “Стойкий оловянный солдатик“ – сказка короткая, на три страницы. Из этой короткой сказки усилиями Циммерман и актеров театра получилось яркое, волнующее, запоминающееся, поэтичное зрелище, где вместо слов – пантомима и танцы. Этот спектакль – настоящее пиршество театральной фантазии, находок, приемов! Премьера спектакля состоялась осенью 2018 года, и, похоже, это представление станет, подобно “Рождественской сказке“ в Goodman Theatre, ежегодным новогодним праздником для детей и их родителей.

“Рождественскую пантомиму” о Солдатике сочинила профессор театрального факультета Северо-Западного университета, член трупп Lookingglass Theatre и Goodman Theatre, режиссер Мэри Циммерман. После премьеры режиссер сказала: “Я очень рада, что нашему Солдатику удалось проникнуть в сердца стольких людей. Мы хотели создать что-то одновременно визуальное, эмоциональное и забавное, что было бы понятно без слов. Люди всех возрастов во всех странах мира могут смотреть этот спектакль и чувствовать его одинаково. Для его понимания не требуется английский язык. Я думаю, что движения персонажей и прекрасная музыка, которая сопровождает их приключения, позволяют пожилым зрителям вернуться в молодость, а дети наблюдают то, к чему они привыкли, с тем вниманием, которое не требует слов”.

Мэри Циммерман принимала самое активное участие в становлении “Зазеркалья”. Уже в первом сезоне 1988-89 годов она была автором инсценировки и режиссером спектакля “Одиссея” (“Odyssey”). Одним из ярчайших спектаклей в истории театра стали “Метаморфозы” (“Metamorphoses”, 1998 и 2002 годы, новая редакция – 2012 год) по прозе Овидия в постановке Циммерман. Премьеру сыграли в сезоне 1998-99 годов, когда у театра еще не было своего помещения. Успех был оглушительный! По многочисленным просьбам зрителей показ продлевали семь раз, и все это время труппа должна была думать о том, где снять зал. Одним из мест был несуществующий сегодня Ivanhoe Theatre, другим был бассейн на открытом воздухе. После гастролей на Бродвее в 2002 году о театре узнала вся страна, а режиссер Мэри Циммерман стала второй женщиной в истории – лауреатом премии “Тони” за лучшую режиссуру.

Среди спектаклей Циммерман в Lookingglass Theatre – “Секрет крыльев” (“The Secret in the Wings”), “Арабские ночи” (“Arabian Nights”), “Одиннадцать комнат Пруста” (“Eleven Rooms of Proust”), “Аргонавтика” (“Argonautika”), “Остров сокровищ” (“Treasure Island”).

Вид сверху на чикагский район Кабрини-Грин, где происходит действие спектакля “Ее честь Джейн Бирн“. Фото - Мэтью Тютор
Вид сверху на чикагский район Кабрини-Грин, где происходит действие спектакля “Ее честь Джейн Бирн“. Фото — Мэтью Тютор

“Ее честь Джейн Бирн“ (“Her Honor Jane Byrne“) по пьесе и в постановке Джей Николь Брукс (26 февраля – 12 апреля 2020 года, мировая премьера). Спектакль рассказывает о первой женщине – мэре Чикаго Джейн Бирн. Она занимала этот пост с 1979 до 1983 года. В отличие от Нью-Йорка, который “никогда не спит“ (“New York Never Sleeps“), про Чикаго тогда говорили – “Город, который работает“ (“The City That Works”).

Автор рассказывает об одном эпизоде из жизни Бирн, когда она на три недели переехала в бывший тогда одним из самых криминальных районов города Кабрини-Грин. Что это было: пиар-ход или поступок, который помог городу? На этот вопрос по-разному отвечают общественные активисты, СМИ и простые жители Чикаго. Джей Николь Брукс говорит: “Когда рождаешься в городе с таким уровнем сегрегации и коррупции, надо приложить немало усилий, чтобы полюбить его. Я люблю Чикаго, люблю историю, интересуюсь политикой. Кто и как избирается? Кто руководит нами? Прислушиваются ли к нам те, кого мы избираем? Сегодня мы задаем те же вопросы, которые волновали моих родителей в начале восьмидесятых, когда объявили, что мэр Джейн Бирн переезжает в Кабрини-Грин… Я надеюсь, наша аудитория погрузится в историю, чтобы узнать, как формировать наше будущее. Ведь будущее начинается с прошлого…“.

“Алиса“ (“Lookingglass Alice”, 13 мая – 16 августа 2020 года) по книге Льюиса Кэрролла. Адаптация и постановка – Дэвид Катлин. В создании спектакля принимали участие члены труппы Actors Gymnasium.

Сцена из спектакля “Алиса“. Фото - Лиз Лоурен
Сцена из спектакля “Алиса“. Фото — Лиз Лоурен

Тридцать один год назад восемь студентов Северо-Западного университета (перечисляю по алфавиту) Ева Барр, Дэвид Катлин, Джой Грегори, Лоуренс Дистази, Дэвид Керснер, Том Кокс, Эндрю Уайт (бывший художественный руководитель, ныне – Director of Community Engagement) и Дэвид Швиммер (самый известный член “восьмерки”, прославившийся спустя шесть лет исполнением главной роли в сериале “Друзья”) впервые задумались о создании нового театра. Путь к нему шел через “кроличью нору” в “зазеркалье” – первым спектаклем молодого коллектива стала инсценировка романа Кэрролла “Алиса в стране чудес”. Эндрю Уайт вспоминает: “Премьеру сыграли в помещении университета. Нас было всего шесть человек. Одна актриса играла Алису, пять актеров были заняты в остальных ролях”. С этим спектаклем мы с успехом выступили на Edinburgh Fringe Festival. Это было волшебное чувство рождения нового театрального организма. Мы чувствовали себя в начале большого пути”. В новом сезоне (впервые с 2014 года) бессмертная “Алиса” вернется на сцену Lookingglass Theatre!

Дэвид Катлин говорит: “Если вы под микроскопом посмотрите на ДНК театра, вы обнаружите проникающие молекулы, состоящие из бессмыслицы, любопытства и изобретательности. А еще – пару черно-белых полосатых колготок, кролика в жилетке и котелке, заикающуюся старую душу, которая верит шести невозможным вещам до завтрака, и девочку по имени Алиса, заставляющую нас удивляться, волноваться, восхищаться. Мы возвращаемся на другую сторону Зазеркалья, к славной чепухе Страны Чудес! Приводите друзей, вас ждет маленькая кукушка!”

Говоря о спектаклях будущего сезона, художественный руководитель Lookingglass Theatre Хайди Стиллман подчеркивает связь прошлого с настоящим: “В нашем театре мы часто обсуждаем, почему люди рассказывают снова и снова одни и те же истории. Я думаю, это потому, что когда мы становимся старше, мир меняется, наша точка зрения меняется, эти истории по своей сути меняются, но продолжают резонировать с нами. Нам хочется рассказывать истории, которые сделали нас теми, кто мы есть, и истории, которые помогут нам в будущем”.

В активе Lookingglass Theatre – больше сорока чикагских театральных премий “Джефф” (Joseph Jefferson Award) и сто пятьдесят одна номинация, премия Макартура (2016 MacArthur Award for Creative and Effective Institutions), 2017 Chicago Theatres’ Artistic Achievement Award, другие премии и награды! Lookingglass Theatre – лауреат высшей и самой почетной театральной награды Америки премии “Тони”-2011 (Tony Award) в категории “Лучший региональный театр”. Театр стал пятым – после Steppenwolf Theatre (1985), Goodman Theatre (1992 год), Victory Gardens Theater (2001 год) и Чикагского шекспировского театра (2008 год) – театром Чикаго, получившим премию “Тони” в категории “Лучший региональный театр Америки”. Чикаго имеет наибольшее количество наград в этой категории среди всех театров Америки.

С момента основания в Lookingglass Theatre было поставлено шестьдесят восемь мировых премьер. Труппа театра состоит из двадцати четырех постоянных членов и двадцати трех приглашенных артистов (Artistic Associates).

Nota bene! Билеты на спектакли сезона 2018-19 годов и абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов можно заказать по телефону 312-337-0665, на сайте http://lookingglasstheatre.org или в кассе Lookingglass Theatre по адресу: 821 North Michigan Avenue, Chicago, IL 60611. В день спектакля продается некоторое количество билетов специально для студентов по цене $20. При входе необходимо предъявить студенческое удостоверение. На групповые заказы (8+) – скидки до 20%. Справки – по телефону 773-477-9257 x125 или по электронному адресу groupsales@lookingglasstheatre.org.