“Флоренсия в Амазонии” (“Florencia en el Amazonas”) Д.Катана. Действующие лица и исполнители: Флоренсия – Анна Мария Мартинес, Розальба – Габриэлла Рейес (дебют в Лирик-опере), Аркадио – Марио Рохас, Паула – Дебора Нанстил. Дирижер – Джордан де Суза (дебют в Лирик-опере). Режиссер – Франческа Замбелло. Премьера Лирик-оперы. Оригинальная постановка Хьюстонской оперы. 13-28 ноября 2021 года. (пять спектаклей). Продолжительность спектакля – 2 часа 5 минут с одним антрактом. Опера исполняется на испанском языке с английскими субтитрами.
После Верди, Доницетти и Моцарта Лирик-опера Чикаго впервые в истории включает испаноязычную оперу в основную программу сезона. “Флоренсия в Амазонии” – вторая опера мексиканского композитора Даниэля Катана. Он сочинил ее по заказу оперных театров Хьюстона, Лос-Анджелеса и Сиэтла. Либретто принадлежит перу Марселы Фуэнтес-Берен – одной из учениц Габриэля Гарсиа Маркеса. Некоторые пишут, что в основе либретто – его роман “Любовь во время холеры”. Это не совсем так. В опере используются мотивы нескольких романов Маркеса, в особенности – его неповторимый стиль магического реализма, но сюжет при этом оригинален. В спектакле рассказывается история гламурной дивы Флоренсии Гримальди (Анна Мария Мартинес). Она приглашена выступить в бразильском оперном театре Манауса. Путешествуя на лодке по Амазонке, Флоренсия поглощена желанием воссоединиться со своим давно потерянным любовником, который, как она надеется, все еще ждет ее… Премьера оперы состоялась в Хьюстоне 25 октября 1996 года.
Даниэль Катан родился 3 апреля 1949 года в Мехико (Мексика) в семье сефардских евреев. Изучал философию в University of Sussex, музыку – в University of Southampton и Принстонском университете. Автор симфонических и камерных произведений, нескольких опер, одного балета, музыки к фильмам. Лауреат премии Пласидо Доминго (1998 год) и Guggenheim Fellowship Award (2000 год). Первый мексиканский композитор, написавший оперу по заказу американского оперного театра. Премьера сочинения “Rappaccini’s Daughter” состоялась в Опере Сан-Диего в марте 1994 года. Катан говорил: “Я унаследовал богатую оперную традицию. В моей работе я использую влияние многих: от Монтеверди до Альбана Берга. Но оригинальность оперы не требует отказа от традиции – скорее, ее глубокого усвоения”. Среди тех, кто больше всего повлиял на его музыку, Катан во многих интервью называл Игоря Стравинского, Мориса Равеля и Эриха Вольфганга Корнгольда.
В Чикаго музыка Катана прозвучала впервые этой весной, когда Чикагский оперный театр в виртуальном формате показал оперу “Почтальон” (“Il Postino”) о трогательной любви почтальона и девушки из рыбацкого поселка. Вдохновителем любви становится поэт Пабло Неруда (на премьере его партию исполнил Пласидо Доминго), скрывающийся в Италии от чилийской диктатуры. Катан сочинил оперу на собственное либретто по мотивам одноименного фильма 1994 года английского режиссера Майкла Редфорда. Там блистали Филипп Нуаре (он играл роль Неруды), Массимо Троизи (почтальон) и Мария Грация Кучинотта (та самая прелестная девушка). Для Троизи “Почтальон” стал последним фильмом. Он умер вскоре после завершения съемок. В 1995 году лента получила премию “Оскар” за лучшую музыку (Луис Энрикес Бакалов). Катан скоропостижно скончался в 2011 году, меньше чем через год после премьеры “Почтальона” в Лос-Анджелесской опере. Композитору было шестьдесят два года.
Канадский маэстро Джордан де Суза – выпускник и с 2011 по 2015 годы преподаватель McGill University (Монреаль). Дирижерский дебют состоялся у него в двадцать лет со “Страстями по Иоанну” И.С.Баха. С 2017 по 2020 годы работал первым капельмейстером Комической оперы Берлина. Работал с главным дирижером театра Барри Коски (его “Волшебную флейту” мы увидим в ноябре, о спектакле читайте в прошлом выпуске Музыкального обозрения) над четырьмя новыми постановками: “Пеллеас и Мелизанда” К.Дебюсси, “Богема” Д.Пуччини, “Весенние бури” Яромира Вайнбергера и “Кандид” Л.Бернстайна. Недавно дебютировал в Хьюстонской опере (“Риголетто”) и Опере Ганновера (“Богема”). В сезоне 2020-21 годов дирижировал в Баварской опере (“Волшебная флейта”) и Опере Гарсингтона (новая постановка “Кавалера розы” с Лондонским оркестром Филармония).
Театральный и оперный режиссер Франческа Замбелло – художественный руководитель Вашингтонской национальной оперы (с 2012 года) и фестиваля “Глиммергласс” (с 2010 года). Работала в пятидесяти театрах по всему миру, включая Метрополитен-оперу, Ла Скала, Парижскую оперу, Большой театр, Ковент-Гарден.
“Флоренсия в Амазонии” – шестая работа Замбелло в Чикаго. Предыдущие пять – оперы “Саломея” Р.Штрауса (сезон 2006-07 годов), “Тристан и Изольда” Р.Вагнера (сезон 2008-09 годов), “Луиза Миллер” Дж.Верди (сезон 2019-20 годов), первый американский мюзикл “Плавучий театр” Дж.Керна и О.Хаммерстайна (сезон 2011-12 годов) и “Вестсайдская история” Л.Бернстайна (сезон 2018-19 годов).
Спектаклем “Флоренсия в Амазонии” в Чикаго завершается оперный год. Перерыв не будет долгим – уже в январе Лирик-опера представит оперу “Proving Up” Мисси Маццоли. Об этом и многом другом – в будущих выпусках Оперного обозрения.
Nota bene! Билеты на спектакль “Флоренсия в Амазонии”, а также абонементы и одиночные билеты на другие спектакли сезона 2021-22 годов – на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org или по телефону 312-827-5600. Все спектакли проходят в помещении Civic Opera House по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.