Закончились последние в этом сезоне живые концерты Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) в Симфоническом центре. Да, оркестр был не в полном составе, заполняемость зала составляла двадцать процентов, концерты были короткими… Все так, но главное, что процесс возвращения оркестра к нормальной жизни начался. Музыканты соскучились по встречам со зрителями, а мы, зрители, – по живому звуку. Поэтому я увидел такой теплый прием, поэтому так счастливы были музыканты и зрители. Подобное единение дорогого стоит!
Процесс возвращения ЧСО к нормальной концертной жизни продолжится на Музыкальном фестивале Равиния. За шесть недель, с 9 июля по 15 августа, ЧСО исполнит пятнадцать разных программ. Начиная со следующей недели, я буду подробно рассказывать обо всех концертах фестиваля. Сегодня – другие новости.
Новый сезон ЧСО 2021-22 годов начнется 23 сентября. За дирижерским пультом оркестра впервые с февраля 2020 года встанет его музыкальный руководитель Риккардо Мути. Начинается двенадцатый сезон маэстро во главе ЧСО! Осенью Риккардо Мути проведет с оркестром три недели (23 сентября – 9 октября), исполнив по три раза три программы. Каждая из них откроется произведением, никогда ранее не исполнявшимся ЧСО. На открытии сезона ЧСО впервые в своей истории исполнит увертюру к комической опере “Анонимный любовник” (“L’Amant anonyme”) французского композитора, дирижера, скрипача и королевского мушкетера Жозефа Болони де Сен-Жоржа (1739-1799). Он родился в Гваделупе в семье француза и сенегальской матери. В Париже его называли “чернокожим Моцартом”. Во второй половине XVIII века сочинения шевалье де Сен-Жоржа часто звучали в домах французских аристократов, в 2021 году его произведения неожиданно зазвучали в Чикаго. В феврале в рамках серии “Black History Month” ЧСО исполнял произведения композиторов афроамериканского происхождения. На сайте оркестра в свободном доступе можно послушать Третью скрипичную сонату де Сен-Жоржа. Исполнители: скрипачи ЧСО братья Симон и Матоус Михалы. В апреле в серии камерных концертов музыкантов Civic Orchestra of Chicago прозвучал Пятый струнный квартет де Сен-Жоржа. “Анонимный любовник” – единственная сохранившаяся опера де Сен-Жоржа.
Еще одно первое исполнение в истории ЧСО – Andante moderato Флоренс Прайс (1887-1953). Лирическая пьеса для струнного оркестра возникла из ее Струнного квартета соль мажор. Перед началом прошлого сезона маэстро Мути сказал: “Мне говорили о музыке Прайс еще во время первого приезда в Чикаго. Она искренняя… Современная музыка не обязательно должна быть сложной для восприятия. Музыка Прайс идет от сердца”.
Флоренс Прайс была одной из первых женщин, сочинявших в Америке классическую музыку, и первой женщиной-симфоническим композитором афроамериканского происхождения. В 1931 году в Чикаго в исполнении ЧСО под управлением Фредерика Стока состоялась мировая премьера Первой симфонии Прайс. В рамках серии “Black History Month” на сайте ЧСО в свободном доступе можно послушать фрагмент “Juba Dance” из Первой симфонии и Пять народных песен в контрапункте Прайс. Исполнители – музыканты Civic Orchetsra of Chicago. В планах на весну 2022 года – первое исполнение Третьей симфонии Прайс.
Третья программа откроется пьесой “These Worlds in Us” бывшим композитором-резидентом ЧСО Мисси Маццоли. Сочинение 2006 года вдохновлено военной службой отца Мисси и стихотворением, посвященном жизни военного летчика. Маццоли использует весь красочный набор оркестровых инструментов, включая ударные. Весной 2022 года ЧСО исполнит новые произведения Маццоли (одна из пьес называется “Orpheus Undone”) и будущего композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери.
В новом сезоне ЧСО с маэстро Мути исполнит некоторые из симфоний Л.ван Бетховена. В первой программе мы услышим Третью (“Героическую”), во второй – Седьмую симфонии. В планах на зиму-весну 2022 года – Четвертая, Шестая и Девятая симфонии.
Во второй программе сезона прозвучит Скрипичный концерт И.Брамса. Солист – выдающийся скрипач современности Леонидас Кавакос.
В третьей программе ЧСО под управлением маэстро Мути исполнит Шестую (“Патетическую”) симфонию П.Чайковского и “Волшебное озеро” А.Лядова.
Зимой 2022 года ЧСО впервые исполнит Одиннадцатую симфонию Филипа Гласса.
Традиционный Симфонический бал в этом сезоне пройдет 2 апреля 2022 года.
Сезон завершится в июне 2022 года концертным исполнением оперы Дж.Верди “Бал-маскарад”. Кроме Симфонического центра бесплатный концерт пройдет в парке “Миллениум”.
Полная программа ЧСО на первую половину сезона станет известна 13 июля, программа на период с января по июль 2022 года будет опубликована в октябре.
Приятная новость из администрации ЧСО: 28 июня на должность вице-президента оркестра (Vice President for Artistic Planning) вернулась Кристина Рокка. В связке с музыкальным руководителем Риккардо Мути она снова будет заниматься планированием репертуара и согласованием сроков с солистами. Напомню, Рокка работала в ЧСО с 16 марта 2015 года до октября 2020 года, а пандемийный год провела в Лондоне в должности художественного руководителя Лондонского филармонического оркестра.
Человеком с большим опытом и профессионализмом назвал Кристину музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути: “Я знаю ее много лет и горжусь совместной работой в Чикаго. Кристина – человек с большим опытом. С нетерпением жду, когда она снова станет частью нашей “семьи”. В заявлении для прессы Кристина Рокка отметила, что для нее является большой честью работа с ЧСО и Риккардо Мути: “Я глубоко благодарна маэстро Риккардо Мути, Джеффу Александру и всем моим коллегам в Чикаго. Они предложили мне исключительную возможность вернуться к работе с одним из величайших оркестров мира”.
Кристина Рокка родилась в 1954 году в Болонье (Италия). В детстве занималась на фортепиано, интересовалась теорией музыки. С отличием окончив Болонский университет (специализация – музыка), получила диплом по специальности “Гуманитарные науки” Экспериментального центра музыкальных исследований во Флоренции и диплом по специальности “Оперная и хоровая музыка” в Teatro Comunale (Болонья). Свободно говорит на английском, французском, итальянском языках. В разные годы Кристина Рокка работала директором по планированию в Кливлендском симфоническом оркестре, менеджером по работе с артистами в Страсбургском филармоническом оркестре, руководителем отдела программирования концертов в Борнмутском симфоническом оркестре (Великобритания), директором по планированию Оркестра Национальной академии Санта-Чечилия, художественным руководителем Национального оркестра Франции.
Возвращение Кристины Рокки показывает, что ЧСО собирается продолжать линию на многообразие артистов и популяризацию оркестра во всем мире. Надеюсь, что европейский опыт Рокки поможет в организации будущих поездок оркестра. Возможно, мы увидим новых солистов, прежде никогда не выступавших в Чикаго. Работая во Франции, Рокка была связана с телевизионными каналами и музыкальными интернет-сайтами. Среди них – “ARTE” (немецко-французский телеканал), “Medici” (крупнейший в мире интернет-портал классической музыки), “Mezzo” (французский телеканал). Кто знает, возможно, в будущем ЧСО будет больше появляться на телевидении и делать онлайн-трансляции своих концертов. Это то, что уже давно практикует Берлинский филармонический оркестр, и то, чего не хватает чикагскому.
Впервые в истории ЧСО ввел новую позицию – артист-резидент (Artist-in-Residence). Им стала замечательная американская скрипачка, лауреат трех премий “Грэмми” Хилари Хан. Двухлетний контракт с Хан начнется 1 сентября и продлится до 30 июня 2023 года. В новой роли мы встретимся с Хан в декабре, когда она будет солировать в Скрипичном концерте А.Дворжака. Для ЧСО этот Концерт имеет особое значение. Американская премьера Концерта состоялась в Чикаго в 1891 году. На весну 2022 года запланирован сольный камерный концерт Хан в Симфоническом центре, а также два концерта новой бесплатной серии для самых маленьких зрителей “Bring Your Own Baby (BYOB)”. В заявлении для прессы Хилари Хан отметила: “Я очень рада, что буду артистом-резидентом ЧСО. Я восхищаюсь оркестром и маэстро Мути, и для меня большая честь присоединиться к чикагской “семье”. С нетерпением жду возможности исполнять великую музыку с великим оркестром”.
Хилари Хан родилась 27 ноября 1979 года в городе Лексингтон (штат Виргиния). Выросла в Балтиморе (штат Мэриленд). Начала играть на скрипке в четыре года. В одиннадцать лет состоялся ее дебютный концерт с оркестром – Балтиморским симфоническим. Училась у русских педагогов: сначала у профессора Клары Беркович, потом (в Институте музыки Кертиса) – в классе Яши Бродского. Была артистом-резидентом Венского концертного зала, JapanArts в Токио, Национального оркестра Лиона, Филармонического оркестра радио Франции, Филадельфийского и Сиэттлского симфонических оркестров. В этом сезоне работала виртуальным артистом-резидентом Филармонического общества Orange County. Ее диски выпускают фирмы Decca, Deutsche Grammophon, Sony. Три премии “Грэмми” получила за альбомы 2003 (Концерты И.Брамса и И.Стравинского), 2008 (Концерты А.Шенберга и Я.Сибелиуса) и 2013 (“In 27 Pieces: the Hilary Hahn Encores”) годов.
Дебютное выступление Хилари Хан в Чикаго состоялось в феврале 2002 года в рамках гастролей Оркестра Концертгебау под управлением Риккардо Шайи. Хан солировала в Первом скрипичном концерте Д.Шостаковича. В 2007 году со Скрипичным концертом К.Голдмарка Хан впервые выступила с ЧСО. С тех пор она не раз возвращалась в Чикаго, играла в симфонических и камерных концертах. Я помню два ее последних выступления. В ноябре 2016 года в камерном концерте, кроме произведений Баха, Моцарта, Шуберта, она исполнила Партиту для скрипки Антона Гарсиа Абрила. Испанский композитор сочинил для Хилари шесть партит, и, по ее словам, прекрасней музыки трудно себе представить. В мае 2019 года Хан с ЧСО под управлением Марин Алсоп исполнила Скрипичный концерт Я.Сибелиуса.
Хилари Хан играет на уникальной скрипке французского мастера Жана-Батиста Вийома работы 1864 года.
Nota bene! Абонементы на концерты сезона 2021-22 годов появятся в продаже 13 июля в 10.00 am на сайте cso.org/fall/. Одиночные билеты поступят в продажу позднее.