С 30 ноября до 2 декабря 2018 года балетный центр “A & A Ballet” представляет спектакль “The Art Deco Nutcracker” в хореографии директора центра Алексея Кремнева.
“Щелкунчик и Мышиный король” Эрнста Теодора Амадея Гофмана – самая знаменитая рождественская сказка. В ней главный герой, победив силы зла, уводит свою возлюбленную в благословенный Конфетенбург, в Пряничное село, где благоуханный и прекрасный Леденцовый луг, Апельсинный ручей, Лимонадная река, которая вливается в озеро Миндального молока, Цукатные рощи, Марципановый замок и, конечно, Рождественский лес. Об этой стране счастья Гофман вспоминал незадолго до своей смерти. На его могиле написано: “Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец”. Творчество Гофмана вдохновило на создание собственных произведений Л.Делиба, Р.Шумана, Ж.Оффенбаха и, конечно, Петра Ильича Чайковского. Первоначально предполагалось, что будет совместное оперно-балетное действо: опера ”Иоланта” и балет “Щелкунчик”. Идея принадлежала директору российских императорских театров Ивану Всеволожскому. Ему нужно было помпезное зрелище, и обязательно с участием иностранной примы-балерины – директор всея театральной Руси хорошо знал способы привлечения в театр зрителей.
Заказ дирекции императорских театров на “Иоланту” и “Щелкунчика” был сделан Чайковскому в январе 1891 года. Сюжет известной сказки Гофмана в переложении Дюма-сына знаменитый балетмейстер Мариус Петипа разработал несколько ранее для ученического спектакля в Балетном училище в Петербурге. Позже он переделал сценарий для Чайковского, создал балетмейстерский план будущего спектакля, но ставил его хореограф Лев Иванов, ранее поставивший второй акт ”Лебединого озера”. Идея совместить “Щелкунчик” с “Иолантой” провалилась – балет вышел независимо от оперы. Премьера “Щелкунчика” состоялась 18 декабря 1892 года. Спектакль был полон блистательных находок и сцен. Вот что писал о “Вальсе снежных хлопьев” известный русский критик А.Волынский: “Тут что ни деталь – то красота, что ни фигура, то – претворение музыкальной фразы в хореографический рисунок дивного совершенства. Вся сцена пляшущих снежинок должна быть отнесена к жемчужинам искусства с особенными, притом мягкими, славянскими оттенками, сближающими эту вещь со стихией русского творчества… Точно строфа из поэмы Пушкина. Точно клочок действительной зимы с морозной пылью в передаче пластического бега на пальцах в серебристом свету…. Картина обдуманно цельна в своем строении и при живости чувства, светящегося изнутри, полна красивой разумности и эффектов строгой лаконичности. Снежинки трепещут на легком ветру, выплывая из кулис небольшими линиями… Сплетаясь между собою непрерывно, они покрывают сцену многообразными фигурами, кругами, звездочками, прямыми шеренгами, то параллельными, то пересекающимися…” (Газета “Биржевые ведомости”, 15 ноября 1913 года.)
Судьба “Щелкунчика” была очень противоречивой: успех у публики и страшная ругань критики. Еще бы: партитура балета оказалась сложнее партитур “Лебединого озера” и “Спящей красавицы” и взрывала балетные каноны того времени. Спектакль Иванова оставался в репертуаре Мариинского театра почти без перерывов около тридцати лет. Потом он на какое-то время исчез и снова появился в обновленном виде в хореографии Федора Лопухова. В Большом театре “Щелкунчик” шел в хореографии Александра Горского, и это был совершенно другой спектакль. Горский не включил в спектакль фею Драже и принца Коклюша, и с тех пор эти персонажи больше не появлялись в “Щелкунчике”. В шестидесятых годах XX века к “Щелкунчику” обращались Григорович, Бельский, Чернышев. В 1982 году внимание балетного мира привлек “Щелкунчик” в хореографии Валентина Елизарьева в Белорусском театре оперы и балета. В спектакле Сиднейского балета Мышиный король стал красноармейцем на броневике, в Красноярском оперном театре в Принца превращался не уродливая кукла-щелкунчик, а старый волшебник Дроссельмейер, а в Лондоне придумали, что весь балет – и вовсе плод воображения русской балерины-эмигрантки. Сюрреалистического “Щелкунчика” поставил в Мариинском театре художник и скульптор Михаил Шемякин, а на сцене Датского королевского балета несколько лет назад своего авангардного “Щелкунчика” показал главный приглашенный хореограф Aмериканского балетного театра Алексей Ратманский.
“Щелкунчик” – визитная карточка чикагской компании Joffrey Ballet. Двадцать восемь лет в репертуаре театра держался спектакль в версии Роберта Джоффри, и все это время в театре всегда аншлаг! В декабре 2016 года нового “Щелкунчика” в Joffrey Ballet поставил лауреат премии “Тони“, английский балетмейстер Кристофер Уилдон. Действие балета разворачивается в Чикаго во время Всемирной выставки 1893 года. На сегодняшний день “Щелкунчик” остается одним из самых популярных балетов мира.
Особенностью хореографии Алексея Кремнева является перенесение действия спектакля в двадцатые годы XX века. Это “Щелкунчик” в стиле арт-деко – одном из наиболее красивых периодов в истории архитектуры и моды. В беседе со мной Алексей сказал: “Говоря о том времени, мы сразу вспоминаем “Ballets russes”. В нашем спектакле вы найдете какие-то элементы “Русских балетов” Дягилева или реплику позы, что встречалась у Нижинского. Это даже не цитирование, скорее – дух, влияние, которое “Русские балеты” оказали на развитие танца, в том числе – на развитие балета в Америке. Влияние в плане хореографии, костюмов, сценографии, света”.
В балете участвуют сто семьдесят пять танцоров, в том числе – приглашенные исполнители: солистка АБТ Кэтрин Уильямс в партии Феи Драже, член труппы АБТ Хосе Себастьян в партии Кавалера и член труппы BalletMet Майкл Сайр в партии Принца. В партии Дроссельмейера – сам хореограф Алексей Кремнев, в партии жены Штальбаума – содиректор Балетного центра Анна Резник.
“Щелкунчик” – восьмой большой балет Кремнева. Его спектакли шли на сценах Большого театра, Линкольн-центра в Нью-Йорке, Цюрихской оперы и других театрах Европы и США. Кремнев – выпускник Хореографического училища при Большом театре (сейчас – Московская академия хореографии), бывший солист Детского музыкального театра имени Н.Сац, Московского фестивального балета, “Ренессанс-балета”; лауреат Танцевальной премии имени Леонида Мясина, лауреат Международного фестиваля балетного искусства имени Р.Нуреева, лауреат Международного конкурса артистов балета и хореографии имени С.Лифаря, лауреат хореографических (Outstanding Choreographer Award at Youth America Grand Prix, 2006, 2007, 2009 годы) и педагогической премий (Outstanding Teacher Award. 2017 год). С 2003 по 2007 годы – художественный руководитель Evansville Dance Theatre (Индиана), с 2007 по 2009 годы – художественный руководитель Southold Dance Theatre (Индиана). С 2009 по 2016 годы первый художественный руководитель Академии танца Джоффри (The Joffrey Academy of Dance) и студии Джоффри (Joffrey Studio Company). С 2016 года – директор балетного центра “A & A Ballet” (Чикаго).
Nota bene! Спектакль “The Art Deco Nutcracker” идет с 30 ноября по 2 декабря в помещении Studebaker Theatre по адресу: 410 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60605. Билеты – на сайте www.aacenterfordance.org/box-office. Справки – по телефону 312-545-2142.
Фото – Дэн Свинсон