Чикагский симфонический центр представляет…

Концерты 27-29 июня 2019 года и дальше

Чикагский симфонический центр. Фото - Тодд Розенберг
Чикагский симфонический центр. Фото - Тодд Розенберг

27-29 июня, 7.00 pm. В заключительной программе сто двадцать восьмого сезона Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) – музыка Джона Уильямса к фильму “Гарри Поттер и узник Аcкабана” (“Harry Potter and the Prisoner of Azkaban”, США, 2004, 136 мин.). Дирижер – Эмиль де Ко. Женская часть Чикагского симфонического хора. Хормейстер – Дуайн Волф. Как всегда в этих случаях, на сцене устанавливается экран, и мы смотрим фильм под живую музыку. Так в Музыкальное обозрение плавно входит тема кино…

“Гарри Поттер и узник Аcкабана” – третья часть (сейчас модно говорить – “эпизод”) фильмов о Гарри Поттере. В ролях: Дэниел Рэдклифф, Шон Бигерстаф, Дэвид Брэдли, Джон Клиз, Робби Колтрейн, Том Фелтон, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Ричард Харрис.

События картины происходят летом, во время каникул, перед третьим годом обучения Гарри в Хогвартсе. Гарри узнает о Черном Сириусе – вредном колдуне, который был пленником в Аскабане. Оказывается, Черный Сириус сбежал из тюрьмы и начал охоту за ним. Гарри пускается в бега…

Режиссер картины – Альфонсо Куарон. Создатель главного интеллектуального хита прошлого года – ленты “Рома” (“Roma”) – в “поттериану” попал не сразу. Знаменитый Крис Коламбус, сняв первые два фильма о Гарри, отказался режиссировать третий, оставшись продюсером. После поисков новых кандидатур было решено остановиться на Куароне, которому уже приходилось работать с детьми и для детей во время съемок “Маленькой принцессы” (“A Little Princess”, 1995). По словам Коламбуса, это решение было принято путем голосования, в ходе которого Куарон получил явное большинство, и главным аргументом в пользу режиссера стала как раз его блестящая работа в “Принцессе”. Но самым известным фильмом Куарона был на момент подписания контракта фильм “И твою маму тоже” (“Y tu mama tambien”, 2001), совсем не предназначенный для семейного просмотра. Вообще, Куарон зарекомендовал себя на редкость всесторонним профессионалом. Он поставил, например, “Большие надежды” (“Great Expectations”, 1998) – исторический фильм по мотивам романа Диккенса, совсем иной жанр, нежели в трех вышеперечисленных. Комментируя свое согласие экранизировать продолжение “Гарри Поттера”, Куарон сказал: “Это прекрасная возможность внести свой вклад в такой богатый материал”. Весомым аргументом стали для него съемки в Лондоне: “Я всегда любил Лондон и не раз бывал в нем, но никогда прежде не проводил здесь столько времени. В Лондоне я чувствую особый заряд – и во время работы, и просто во время прогулок по городу”. Куарон сказал, что в Латинской Америке “поттеромания” имеет не меньший успех, чем в остальном мире, и что его племянница тоже без ума от книжек о Гарри.

Во время съемок третьей части умер исполнитель роли директора академии Хогвартс, профессора Дамблдора – прекрасный английский актер Ричард Харрис. Он согласился сыграть Дамблдора для своей младшей внучки, которая является пламенной поклонницей “Гарри Поттера”, и сделал это блестяще. Было много кандидатов на эту роль, однако Куарон решил, что и в третьей части фильма появится Ричард Харрис. Нет, он не воскрес в физическом значении этого слова – с помощью цифровых компьютерных технологий его лицо ввели в фильм и “прикрепили” к телу другого актера. Если прогресс будет развиваться такими же темпами и дальше, то скоро мы увидим на чикагских экранах Грету Гарбо и Чарли Чаплина, Одри Хепберн и Джека Леммона… список можно продолжать до бесконечности. Не знаю, как вас, уважаемые читатели, но меня подобная перспектива почему-то не радует… Возвращаясь к прогрессу и его результату – очередному “Гарри Поттеру”, отмечу, что Куарон на съемках фильма применил новый объектив широкоугольной формы.

Летом, как всегда, ЧСО перемещается в пригород Чикаго Хайленд-парк, где проходит старейший в Северной Америке Музыкальный фестиваль Равиния (Ravinia Festival). ЧСО выступает в Равинии с 1905 года! Статус летней резиденции фестиваля оркестр получил в 1936 году, так что официально это лето в Равинии станет для оркестра восемьдесят четвертым. По новому контракту беспрецедентное по времени сотрудничество одного оркестра с одним фестивалем продолжится как минимум до 2026 года!

С 12 июля по 18 августа ЧСО исполнит тринадцать программ. Второй год подряд (и пока – последний) на фестивале работает первый в истории музыкальный куратор – музыкальный руководитель Балтиморского симфонического оркестра и Государственного оркестра Сан-Паулу, дирижер Марин Алсоп.

Выбор куратора закономерен. Марин Алсоп – близкий друг и признанный интерпретатор творчества великого музыканта XX века Леонарда Бернстайна. Второй год подряд фестиваль пройдет под знаком его музыки. На фестивале планируется постановка одноактной камерной оперы Бернстайна “Волнения на Таити” (1952 год). После прошлогоднего оглушительного успеха Мессы Бернстайна она прозвучит еще раз на фестивале этого года.

Риккардо Мути дирижирует ЧСО (Чикаго, февраль 2019 года). Фото - Тодд Розенберг
Риккардо Мути дирижирует ЧСО (Чикаго, февраль 2019 года). Фото — Тодд Розенберг

В программах ЧСО – традиционный набор имен: Гайдн, Брамс, Бетховен, Шуман, Малер, Мендельсон… Много русской музыки: Мусоргский, Чайковский, Рахманинов. Из менее популярного “меню” – “Шехеразада” (таково правильное написание этого названия) Н.Римского-Корсакова и произведения американских композиторов XX века.

С ЧСО каждое лето работают лучшие дирижеры мира, и этот сезон – не исключение. К встрече с оркестром готовятся девять дирижеров. Разброс имен велик. От упоминавшейся уже Марин Алсоп, патриархов Ицхака Перлмана (пятьдесят пятый концерт в Равинии) и Леонарда Слаткина (он отметит на фестивале свое семидесятипятилетие) до лидеров нового поколения: главного дирижера Ольстерского (Северная Ирландия) симфонического оркестра, маэстро из Венесуэлы Рафаэля Пайяре, главного дирижера Симфонического оркестра Тонхалле Лионеля Бренгье (он с успехом дебютировал в Равинии в 2017 году) и музыкального руководителя Симфонического оркестра Индианаполиса Кшиштофа Урбанского. Внимание привлекут скрипач Гил Шахам со Скрипичным концертом Брамса, пианисты Ефим Бронфман с Первым фортепианным концертом Брамса, Эмануэль Акс со Вторым фортепианным концертом Брамса, Денис Мацуев с Третьим фортепианным концертом Рахманинова, Ричард Гуд с произведениями Гайдна, Моцарта, Бетховена и Дебюсси.

В Равинии, как это было все последние годы, тоже покажут кино. В этом году, как и в прошлом, фильмов будет четыре. Под сопровождение ЧСО мы увидим драму Э.Казана “В порту” (“On the Waterfront”, 1954, музыку к фильму написал Леонард Бернстайн) с Марлоном Брандо, “фэнтези” Айвана Райтмана “Охотники за привидениями” (“Ghostbusters”, 1984 – в этом году отмечается тридцатипятилетие со дня выхода картины), полнометражный анимационный музыкальный фильм студии Pixar “Тайна Коко” (“Coco“, США, 2017), а также оскароносный мюзикл Роберта Уайза и Джерома Роббинса “Вестсайдская история” (“West Side Story ”, 1961) с Натали Вуд на музыку все того же Бернстайна.

19 сентября 2019 года ЧСО откроет новый, сто двадцать девятый сезон. В программе: Фортепианный концерт Э.Грига (солист – Лейф Ове Андснес), произведения Ф.Мендельсона, А.Скрябина, Д.Шостаковича. Новый сезон станет десятым с маэстро Риккардо Мути в качестве музыкального руководителя.

Лейф Ове Андснес. Фото - Феликс Броде
Лейф Ове Андснес. Фото — Феликс Броде

Сезон 2019-20 годов пройдет под знаком 250-летия со дня рождения Бетховена. И хоть маэстро Мути не раз говорил, что не любит “датских программ” (“Слишком много суеты, ненужных славословий и здравиц”), их в новом сезоне будет немало. ЧСО исполнит и запишет все симфонии Бетховена. Для маэстро Мути это будет третий бетховенский цикл в жизни. Впервые он записал симфонии с Филадельфийским симфоническим оркестром, потом повторил это с оркестром Ла Скала. В весеннем интервью газете Chicago Tribune дирижер сказал: “Тот факт, что все знают “да-да-да-да-а” (напевает начальный мотив Пятой симфонии Бетховена), не означает, что мы не должны каждый день работать над этим репертуаром, пробуя новые идеи и добиваясь от оркестра лучшего звучания. С ЧСО подход к симфониям Бетховена будет другим. Я не знаю, хорошо это или плохо, но мы меняемся, публика меняется, оркестр меняется… Я надеюсь на хороший результат. Это останется последним записанным документом моего подхода к бетховенским симфониям”.

Кроме симфоний, в течение сезона разными пианистами (среди них – Андраш Шифф, Евгений Кисин, Кирилл Герштейн и Игорь Левит) будут исполнены все тридцать две фортепианные сонаты Бетховена.

Среди произведений, прежде не исполняемых ЧСО, – музыка в диапазоне от Генделя до Венявского, от Скрябина до сэра Майкла Типпетта и Томаса Адеса. Среди премьер – цикл “Времена года в Буэнос-Айресе” А.Пьяццолы/Л.Десятникова и даже полька “Фуриозо” (ее часто называют квазигалопом) Иоганна Штрауса-младшего, часто исполняемая Венским филармоническим оркестром в новогодних концертах.

Йо Йо Ма на концерте в парке “Миллениум” (Чикаго, 20 июня 2019 года).
Йо Йо Ма на концерте в парке “Миллениум” (Чикаго, 20 июня 2019 года).

Шире, чем в прошлые сезоны, представлена музыка американских композиторов. ЧСО впервые исполнит Третью симфонию Флоренс Прайс и сочинение “Мать и ребенок” Уильяма Гранта Стилла – двух афроамериканских композиторов, чьи произведения редко можно услышать в симфоническом зале. Мути сказал: “Мне говорили о Симфонии Прайс еще во время первого приезда в Чикаго. Она написана искренне… Современная музыка не обязательно должна быть сложной для восприятия. Музыка Прайс идет от сердца. То же самое я могу сказать о музыке Стилла”.

Среди американских композиторов и абсолютный классик Сэмюэль Барбер, и классик модернизма Джон Адамс, и композиторы XXI века Мейсон Бэйтс и Мисси Маццоли (бывший и нынешний резиденты-композиторы ЧСО).

В новом сезоне состоятся американская премьера сочинения “Eternal Rhythm” Авнера Дормана (солистка – концертмейстер секции ударных инструментов Синтия Йе), мировые премьеры сочинения “DREAM for Orchestra” лауреата Пулитцеровской премии Бернарда Рэндса и концерта для бас-кларнета “Ophelia’s Tears” Николаса Бакри (солист – кларнетист ЧСО Лори Блум). Оба произведения созданы по заказу ЧСО. Мути называет Рэндса своим другом: “Несколько лет он был композитором-резидентом в Филадельфии, когда я там работал с оркестром. Я очень его уважаю. Я думаю, наше исполнение его нового сочинения станет хорошим поводом лишний раз прикоснуться к его музыке”.

Целое созвездие замечательных дирижеров и солистов-инструменталистов ждет нас в следующем сезоне. Вот только несколько имен: дирижеры Кирилл Карабец, Валерий Гергиев, Джеймс Гаффиган, Герберт Блумстедт, Манфред Хенек, Яап ван Зведен, пианисты Юджа Вонг, Даниил Трифонов, Денис Кожухин, Пол Льюис, Беатрис Рана (24 февраля состоялся ее дебютный сольный фортепианный концерт в Чикаго), скрипачи Джулия Фишер, Пекка Куусисто.

Среди дебютантов отмечу нашего соотечественника, скрипача и дирижера Юлиана Рахлина, британского контртенора Йестина Дэйвиса (он пел в Лирик-опере в “Ариоданте” Г.Ф.Генделя), финского дирижера Ханну Линту.

Анна-Софии Муттер. Фото - Харальд Хоффман/ DG
Анна-Софии Муттер. Фото — Харальд Хоффман/ DG

Из камерных концертов выделю трио Экс-Кавакос-Йо Йо Ма, дуэты Рене Флеминг и Евгения Кисина, скрипача Кристиана Тетцлаффа и пианиста Ларса Вогта, скрипачки Анны-Софии Муттер и пианиста Ламберта Оркиса.

Маэстро Мути продолжит практику концертного исполнения опер. Мы услышим оперу П.Масканьи “Сельская честь”. В партии Туридду – Пьеро Претти, в партии Сантуцци – меццо-сопрано Анита Рачвелишвили. Только что грузинская певица триумфально исполнила партию Амнерис в концертном исполнении “Аиды” Дж.Верди. После генеральной репетиции мне посчастливилось встретиться с певицей. Интервью с ней читайте в ближайших выпусках нашей газеты.

В ноябре состоятся два концерта ЧСО в Карнеги-холл, на январь 2020 года намечено седьмое с Риккардо Мути европейское турне оркестра. Центральным событием гастролей станут концерты в Вене на торжествах, посвященных стопятидесятилетию легендарного зала Музикферайн. ЧСО выступит также в Кельне, Париже, Неаполе.

Новый сезон завершится в июне 2020 года монументальной Девятой симфонией Бетховена. ЧСО дирижирует маэстро Риккардо Мути. Среди солистов – дебютирующая в Чикаго солистка Мариинского театра сопрано Елена Стихина.

Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов и абонементы на сезон 2019-20 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты сезона 2019-20 годов появятся в продаже 9 августа 2019 года.