Анна Нетребко: “Я всегда готова к новым приключениям”

Интервью с певицей перед встречей в Чикаго

2 декабря в Чикаго состоится концерт примадонны мировой оперной сцены Анны Нетребко (Anna Netrebko in Recital: Day and Night). В эксклюзивном интервью вашему корреспонденту Анна рассказывает о программе вечера, любимой роли и новых приключениях.

— Анна, я бы хотел начать наш разговор с ваших предстоящих концертов в Чикаго и Нью-Йорке. Я прочитал программу и поразился ее многообразию. Русские романсы, арии из опер, песни… Каков был ваш принцип подбора произведений?

— Этот концерт будет посвящен поэзии и музыке, которые контрастируют между собой, как день и ночь: день в первой половине программы, ночь — во второй. Обычно я выбираю репертуар с учетом творчества композитора, а в этот раз с нетерпением жду возможности поделиться со слушателями тематической программой с акцентом на поэзию.

— Вам нравится исполнять романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова?

— Я считаю, что романсы русских композиторов — уникальные произведения песенного и камерного репертуара. Имея на сцене только сольный голос и фортепиано, благодаря таким сочинениям можно передать больше цвета и “текстуры”.

— Несколько слов о шотландском пианисте Малькольме Мартино. Почему вы выбрали именно его в качестве концертмейстера? Насколько для вас важна роль концертмейстера в таких вокальных вечерах?

— Малькольм — замечательный пианист! Мы вместе сделали несколько концертов. Он чутко понимает и поддерживает исполнителя. В вокальном концерте певец и концертмейстер должны создать всю цветовую гамму страстей и эмоций, которые зрители ожидают от оперы. Вместе мы чувствуем себя очень комфортно.

— В прошлом году самой нашумевшей постановкой в Зальцбурге была ”Аида” иранского режиссера и художницы Ширин Нишат с вами в главной партии. Дирижировал музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра Риккардо Мути. Как вам работалось с маэстро?

— Маэстро Мути великолепен! На музыкальных репетициях он уделяет такое невероятное внимание деталям. Может работать над одной фразой полчаса, пока она не станет просто идеальной. Мне нравится такая работа. Я хотела бы так готовить каждую роль.

— Продолжая тему дирижеров. С какими дирижерами вам наиболее комфортно работать сегодня? Какие дирижерские качества вы больше всего цените?

— Так много замечательных дирижеров, и я многому научилась у каждого из них! Я ценю больше всего, когда они делают все возможное, чтобы мы все — я, другие певцы, оркестр — исполняли музыку наилучшим образом. Для певцов важно такое сотрудничество.

— Какая партия на сегодняшний день в наибольшей степени соответствует вашему голосу?

— Из моих новых ролей Аида — одна из самых сложных, но в то же время самая репрезентативная. Для ее исполнения должна быть драматическая составляющая, которая может парить над оркестром и ансамблем, — качество, появившееся у меня в последние годы. При этом необходим легкий голосовой механизм, чтобы передать невинность и боль Аиды. Пению в этой “плавающей” манере я научилась благодаря таким партиям, как Лючия. Важно сохранить эту манеру при том, что мой голос “растет”.

— Недавно в интервью журналу Broadway World вы сказали о предстоящих премьерах “Силы судьбы” и “Саломеи”. Как проходит подготовка? Леонору вы споете в Ковент-Гарден. Где и когда пройдет ваш дебют в партии Саломеи?

— Эти роли занимают больше времени на подготовку, они требуют физической и умственной выносливости. Просто выучить ноты недостаточно — это только начало. Я изучаю партитуру, поэзию, историю, слушаю прошлые записи, читаю о своей героине, думаю о том, как она должна себя вести, двигаться… Надо знать предысторию, позволить музыке рассказать историю и затем добавить что-то от себя. Что касается дебюта в партии Саломеи, то следите за новостями…

— Два года назад вы впервые обратились к вагнеровскому репертуару (Эльза в “Лоэнгрине”). Какими качествами голоса надо обладать, чтобы петь Вагнера? Какие еще партии Вагнера у вас в планах?

— У Вагнера самое мощное пение, какое только возможно. Мне нужно было защитить свой голос. Потребовались весь мой опыт, обучение, техника, чтобы взяться за Эльзу. Это был самый волнующий и физически сложный опыт в моей карьере. Я никогда не говорю “никогда”, когда дело доходит до вагнеровских партий, но на данный момент я сосредоточена на других ролях.

— Есть ли партии, за которые вы никогда не возьметесь?

— Если я не вижу связи с героиней или мой голос не подходит для роли, я не буду петь.

— Почему в вашем репертуаре совсем нет современных опер? Если бы нашелся смельчак-композитор и предложил вам новую оперу специально в расчете на ваш голос, какова была бы ваша реакция? Согласились ли бы вы спеть новую оперу?

— Я люблю современную музыку, но она не всегда подходит моему голосу. Если бы я получила предложение спеть новую оперу, я была бы польщена и, конечно, рассмотрела бы его. Я всегда готова к новым приключениям.

— Вы не хотели бы перейти от оперы в другие жанры, например, попробовать себя в драматической роли в кино или сериале?

— Ха-ха! Не знаю, подойдет ли мне кино или телевидение… Если бы появился интересный проект, я бы подумала об этом. Вместе с Юсифом (Юсиф Айвазов – оперный певец, муж Анны. – Прим. автора.) мы недавно выпустили кроссоверный альбом “ROMANZA”. Музыка была очень красивая, и мы захотели попробовать. Нам очень понравилось придумывать что-то вне рамок традиционной оперы.

— Перед началом сезона Лирик-оперы у меня было большое интервью с президентом и генеральным директором театра Энтони Фрейдом. Я спросил, почему после вашего дебюта в 2013 году вы ни разу не пели в Лирик-опере. Фрейд ответил: “У Анны постоянное приглашение в Лирик-оперу. Добро пожаловать в любое время!” Спрошу у вас: получится ли воспользоваться приглашением господина директора и еще раз спеть в Лирик-опере?

— Я очень благодарна Лирик-опере за поддержку и теплый прием. Как вы, наверное, знаете, многие оперные контракты заключаются на несколько лет вперед. Пока я счастлива вернуться в Лирик-оперу на сольный концерт!

— Заканчивая интервью четырехлетней давности, я спросил у вас: “Где ваш дом сегодня?” Вы ответили: “Мои родные города — Краснодар и Петербург”. Как вы сегодня ответите на тот же вопрос?

— Мы живем в Вене и Нью-Йорке — местах, где находятся наша работа и школа Тьяго (десятилетний сын Анны. — Прим. автора.). Россия — конечно, мой дом! Я обязательно бываю и выступаю там.

Nota bene! Концерт Анны Нетребко состоится 2 декабря в 3 часа дня в помещении Лирик-оперы Чикаго по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Билеты на этот концерт и все спектакли сезона 2018-19 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра.

Фото — Владимир Широков