Новый спектакль третьего сезона международного проекта “Stage Russia HD” – мюзикл “Анна Каренина” Московского театра оперетты. Либретто – Юлий Ким. Композитор – Роман Игнатьев. Режиссер – Алина Чевик. Хореограф – Ирина Корнеева. В главных ролях: Екатерина Гусева (Анна Каренина), Сергей Ли (Вронский), Александр Маракулин (Каренин), Наталья Быстрова (Кити), Денис Демков (Левин).
Бессмертный роман Льва Николаевича Толстого не дает покоя людям творческим: более пятидесяти экранизаций в разных – подчас самых неожиданных – жанрах! Только за последние несколько лет мы увидели несколько абсолютно разных театральных, музыкальных и балетных инсценировок. В 2012 году на экраны мира вышел британский фильм Джо Райта с Кирой Найтли и Джудом Лоу. В санкт-петербургском театре “Балтийский дом” Александр Галибин поставил спектакль “Анна. Трагедия”. В Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко идет балет “Анна Каренина” в постановке Кристиана Шпука. Два года назад в проекте “Stage Russia HD” шла “Анна Каренина” Московского театра имени Вахтангова в постановке Анжелики Холиной с блистательной Ольгой Лерман. Тогда же, в 2017 году, был показан российский телевизионный сериал Карена Шахназарова с Елизаветой Боярской и Максимом Матвеевым в главных ролях. Я хорошо запомнил эпизод с посещением Карениной и Вронского Большого театра. Толстовские герои пришли на концерт Аделины Патти. Ее роль исполнила (спела!) неподражаемая Альбина Шагимуратова. (В эти дни она играет Виолетту в “Травиате” Лирик-оперы Чикаго.) Совсем недавно в Чикаго Балет Джоффри показал мировую премьеру балета Ильи Демуцкого. И вот – новая встреча с классикой.
Когда-то на премьере в Большом театре балета Щедрина шутники говорили, что Каренина-Плисецкая, танцуя, бросается под поезд. В Московском театре оперетты Каренина-Гусева это делает и с танцем, и с песней…
В команде постановщиков – много знакомых фамилий. Либретто создано поэтом и драматургом Юлием Кимом, а уж он-то знает, как сочинить нескучный текст! Для композитора Романа Игнатьева “Анна Каренина” – третий (после “Графа Орлова” и “Монте-Кристо”) совместный проект с Театром оперетты. За художественное и световое оформление отвечают петербургские театральные художники Вячеслав Окунев и Глеб Фильштинский, известные по многочисленным драматическим и оперным спектаклям (Фильштинский много работал в Метрополитен-опере), за грим и прически – один из самых модных в Москве стилистов Андрей Дрыкин.
Продюсеры спектакля Владимир Тартаковский и Алексей Болонин признаются, что “Анна Каренина” стал самым сложным проектом в их жизни: “Великий роман Толстого – абсолютный мировой шедевр на все времена, всегда актуальный, близкий и понятный каждому из нас. Это история, у которой нет однозначных ответов, она дает возможность думать, сравнивать и сопереживать. Именно язык мюзикла, как никакой другой, способен в полной мере передать многогранность и глубину романа Льва Николаевича. Мы собрали вместе фантастическую команду лучших из лучших: авторов, постановщиков, артистов, и наш спектакль по достоинству принят зрителем”.
Премьера мюзикла состоялась 8 октября 2016 года. Рецензии все были очень хорошими. Приведу фрагменты из трех.
В статье “Жестокий рок в стиле симфо-рок” в “Московском комсомольце” Марина Райкина пишет: “Действие стремительно и не тормозит нигде – ни в красивых мелодичных ариях шансонного типа, ни в танцевальных эпизодах, в которых традиционно занята балетная труппа, ни тем более в ансамблях, в которых как раз интенсивно развивается действие… Это – шоу, которое, конечно, может быть трагическим, но не перегруженным сюжетными коллизиями. А вот элементов шоу в мюзикле много не бывает. И таким важнейшим элементом становится световая партитура Глеба Фильштинского. Лучи, пронзающие затемненную сцену со всех сторон и образующие световую клетку, – это настоящее произведение искусства… Финал спектакля очень сильный. Анна стоит спиной к залу. Из глубины сцены на нее (и на нас) движется махина паровоза. Слепящие фары… И сразу – темнота и полная тишина…”.
Валерий Кичин в “Российской газете” полагает, что “Анна Каренина” стал “важным звеном в деле создания российского Бродвея”: “Роман Толстого легко поддается трансформациям: это и любовная мелодрама, и портрет русского общества с его природной нетерпимостью, и драма обманутого мужа – в зависимости от ресурсов выбранного жанра. И при этом всегда будет угадываться глубина. Но какая глубина в мюзикле, где прежде всего звезды, костюмы, музыка, зрелище! Мюзикл может быть дидактичным, но не философским. Его фабула ясна и остра, как шампур, на который нанизаны музыкальные номера. Оказалось, для этого роман тоже пригоден. Юлий Ким написал собственную “Анну” – в стихах. Это единственный способ уйти от буквы романа, сохранив его дух и даже полифонию: есть мотивы Левина, Кити, Стивы, есть толстовское почвенничество, есть холод петербургского “света” и пламень мятущейся души, а доминирует тема задавленной обществом, обреченной страсти. Суверенного права любить не по правилам. Тема начинается с первых моментов – со сцены на вокзале, похожем на ад шарниров, шестеренок, лязга, шипенья и грохота, где подобно дьяволу мечется Распорядитель, неустанно напоминая о едином ранжире – правилах движения по жизни. О молохе, способном перемолоть все живое. И с этих первых моментов стало ясно, что подобного мы еще не видели “на театре”. Огромная сцена – как живопись. Она трансформируется мгновенно, как в кино. Она красива, она полна реалистических картин: если поезд – то настоящий, весь из XIX века, с роскошью литерных вагонов, трогается с места и уносится вдаль, в Питер, где уже другой вокзал, набережные Мойки и хрустальные люстры дворцов. А вот хлопья снега падают на лед катка, и бесшумно скользят конькобежцы – перед нами “Россия, которую мы потеряли” с хрустом морозных сугробов, золотом пшеничных полей и удалыми пейзажами на пленере, лихо выводящими свое “Коси, коса!..”. Эта тотальная красота – как знак неизбежной гибели; в ней уже проступает роскошь осеннего тлена, и трехглазое чудище – паровоз – уже надвигается на зал, как когда-то всех напугавший люмьеров поезд. Гибелью начинается и завершается это на вид праздничное, а по сути зловещее шоу. О мультимедийных технологиях спектакля и думать не хочется – они невидимы, но нельзя не оценить их совершенства… Говорить о “бродвейском уровне” спектакля – значит его принизить: по силе и яркости визуальных впечатлений новая постановка мало имеет аналогов на мировой сцене. Теперь нашему Уэст-энду осталось найти своего Уэббера…”.
Светлана Наборщикова в статье “Любовь и кровь” в “Известиях” резюмирует: “Главная ценность спектакля в том, что он способен заинтересовать как любителей мюзиклов, знакомых с первоисточником по сокращенной интернет-версии, так и знатоков Толстого. Первые увидят высокоградусную историю любви светской дамы и кавалергарда, где балы, рауты и выезды в оперу разрежены семейными и просто трогательными сценами. Вторые отметят, что отдельные вещи, на которые Лев Николаевич намекал, но так и не опредметил, здесь стали почти что главными. Другими словами, мюзикл с его лирическим посылом позволил укрупнить линии, намеченные в романе пунктиром или вовсе отсутствующие. Есть здесь, например, примирение Кити и Анны, чей красивый дуэт разворачивается на фоне бескрайних осенних полей. И аналогичный дуэт Каренина и Вронского, объединившихся в желании спасти Анну от неминуемой гибели. Даже болтливый свет, проскандировав обвинения, готов устраниться и дать героине возможность выжить. А как иначе? Мюзикл – жанр позитивный, готовый примирить правых и виноватых. Не хочет такого развития событий сама Анна. Ну и, безусловно, создатели спектакля, воплощающие тайные мечты зрителей. Чем мельче нравы, тем сильнее тяга к великим страстям, а в этой сфере любовь всегда рифмуется с кровью”.
Спектакль “Анна Каренина” – лауреат премий “Гвоздь сезона” и “Звезда Театрала” в номинации “Лучший музыкальный спектакль”, обладатель специальной премии компании Ticketland.ru как самый посещаемый спектакль сезона 2016-17 годов, первый российский мюзикл, поставленный по лицензии за границей (2017 год, Южная Корея). Киноверсия мюзикла создана в 2018 году.
Nota bene! В “большом” Чикаго показ киноверсии спектакля ”Анна Каренина” состоится 10 марта в 2 часа дня в The Wilmette Theatre по адресу: 1122 Central Avenue, Wilmette, IL 60091. Билеты – на сайте ticketing.us.veezi.com Все новости о проекте “Stage Russia HD” – на сайте www.stagerussia.com