13 марта музыкальный руководитель Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ) Лидия Янковская и генеральный директор театра Эшли Магнус объявили подробности нового, сорок седьмого сезона. В нем – четыре оперы. Все они впервые ставятся в Чикаго.
Лидия Янковская продолжает знакомить любителей оперы с жемчужинами русской музыки. Осенью прошлого года впервые в Чикаго прозвучала “Иоланта” П.Чайковского. В новом сезоне состоится еще одна чикагская премьера. На этот раз – созданной примерно в те же годы, что и “Иоланта”, первой оперы Сергея Рахманинова “Алеко”. Он сочинил ее за три с половиной недели в качестве дипломной работы в Московской консерватории. В основе оперы – поэма А.Пушкина “Цыгане”, автор либретто – В.Немирович-Данченко. Премьера оперы состоялась в Большом театре 27 апреля 1893 года. Успех был единодушным, среди самых горячих сторонников оперы был Чайковский. В дальнейшем “Алеко” часто ставили в театрах России и Европы, арии из оперы исполняли самые великие оперные певцы. В ЧОТ партию Алеко исполнит американский баритон российского происхождения Алексей Богданов. Он родился в Одессе в 1983 году. В 1992 году переехал с родителями в Сан-Франциско. Выпускник Молодежной программы при Вашингтонской национальной опере. В беседе со мной Лидия Янковская сказала: “Алексей – замечательный певец. Он пел во многих оперных театрах Америки и Европы. Я с ним не первый раз работаю. В Бостоне он исполнил главную партию на американской премьере оперы Рубинштейна “Демон”. Очень трудная, драматическая партия. Алексей потрясающе ее спел! Я надеюсь, что его Алеко запомнится надолго!”
В партии Земфиры – Мишель Джонсон, в партии Молодого цыгана – Эндрю Бидлек.
Судя по описанию, “Алеко” – необычный спектакль. Нас ждет полуконцертное костюмное исполнение оперы. Оркестр будет находиться на сцене, рядом с солистами.
“Алеко” – опера одноактная, поэтому обычно в паре с ней звучит еще одно произведение. В ЧОТ это будет чикагская премьера одноактной семидесятиминутной оперы “Эверест” (“Everest”) британского композитора Джоби Тэлбота (Joby Talbot). В основе либретто Джина Шира – бестселлер американского писателя и очевидца описываемых событий Джона Кракауэра “Into Thin Air”. Роман возвращает нас к трагедии, случившейся во время восхождения на Эверест весной 1996 года. Тогда в результате неожиданного шторма погибли восемь человек. В опере рассказывается история трех альпинистов. Джоби Тэлбот говорит: “Голос горы – основная и самая важная музыкальная тема оперы. Я долго искал подходящее звучание, чтобы представить в этой трагедии переменчивость погоды, событий, лица альпинистов”. Основными музыкальными инструментами в опере являются ударные.
Премьера “Эвереста” состоялась в 2015 году в Опере Далласа. Газета Wall Street Journal написала, что музыка оперы “заставляет зрителей жить и умирать вместе с персонажами”, а критик Dallas Voice отметил “потрясающе мощный голос Тэлбота – одного из самых убедительных композиторов своего поколения”.
В партиях альпинистов – Алексей Богданов и Эндрю Бидлек.
На представлении “Алеко”/“Эверест” ЧОТ впервые работает с балетным центром A&A Ballet (хореограф – Алексей Кремнев) и хором “Аполло” в составе более ста человек. “Алеко”/“Эверест” – режиссерский дебют Дилана Эванса, многолетнего ассистента режиссера ЧОТ. Дизайнер костюмов и декораций – драматург, профессор, преподаватель дизайна театральных костюмов Иллинойского университета в Урбане-Шампейне (Illinois at Urbana-Champaign), соавтор либретто оперы Ильи Демуцкого “Для “Черного квадрата” Ольга Маслова.
В новом сезоне состоится вторая мировая премьера оперы, созданной по заказу ЧОТ, – сочинение американского композитора Дэна Шора (Dan Shore) “Маршрут свободы” (“Freedom Ride”). Freedom Riders – так называется авторитетное правозащитное общественное движение, основанное в США в шестидесятые годы XX века. Основной целью движения является борьба против сегрегации, за гражданские права афроамериканцев. Усилиями членов движения и многих волонтеров в разных американских штатах (в основном, южных) были организованы совместные поездки на транспорте людей с разным цветом кожи. В те годы такие поездки были очень опасны.
Действие оперы происходит в Новом Орлеане летом 1961 года. Конгресс по проблеме расового неравенства ищет добровольцев, готовых проехать на автобусах и поездах до города Джексон (штат Миссисипи) и тем самым выступить против сегрегации. Перед студенткой Xavier University Сильви Девенпорт стоит выбор: академическое будущее или участие в движении Freedom Riders…
Композитор и либреттист Дэн Шор – автор опер “The Beautiful Bridegroom”, “An Embarrassing Position” (оба сочинения получили Первые премии на Национальном конкурсе камерных опер), “Travel”.
Оперу “Маршрут свободы” поставит известный театральный режиссер, бывший художественный руководитель театров Westport Country Playhouse (Вестпорт, штат Коннектикут) и Syracuse Stage (Нью-Йорк) Тезвелл Томпсон. В послужном списке режиссера – спектакли в Goodman Theatre, постановки в Милане, Мадриде, Париже. Его постановка оперы Дж.Гершвина “Порги и Бесс” в Нью-Йоркской городской опере была номинирована на премию “Эмми” в категориях “Лучший спектакль” и “Лучший режиссер”. Спектакль показывали в серии “Live from Lincoln Center” на канале PBS.
Интересно, что одновременно с ЧОТ о планах сотрудничества с Томпсоном объявила Лирик-опера. Весной 2020 года в Чикагском шекспировском театре пройдет премьера оперы Жанин Тесори “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой) – совместная постановка Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммерглас” и Вашингтонской национальной оперы.
На спектакле “Маршрут свободы” с ЧОТ сотрудничает оркестр Chicago Sinfonietta.
Новый сезон завершится в апреле 2020 года оперой американского композитора Дэвида Литтла (David T. Little) “Песни солдата” (“Soldier Songs”), в которой рассказывается история солдата во время его службы в Афганистане. Силами театра, музыки и анимации спектакль исследует психологию человека, находящегося в постоянной опасности. Каково это – терять друзей, что значит – быть на войне в мирное время, как это возможно – сохранить гуманизм, видя ужасы и жестокость вокруг? В либретто использованы фрагменты интервью с ветеранами пяти войн. Главный персонаж показан в трех временах: юношей, воином и отставным ветераном.
Журнал The New Yorker назвал Литтла “одним из самых изобретательных молодых классических композиторов с удивительно широким диапазоном”.
Режиссер – Эшли Тата. Она ставила спектакли в Fargo Moorhead Opera, Опере Лос-Анджелеса, Atlas Theater (Вашингтон), участвовала в Holland Festival.
В партии Солдата в ЧОТ дебютирует один из лучших американских баритонов Натан Ганн. Он хорошо знаком чикагским любителям оперы по семи постановкам в Лирик-опере. Его дебютом в Чикаго была партия Билли Бадда в одноименной опере Б.Бриттена (сезон 2001-02 годов). Среди ролей Ганна мне запомнились его легкий, подвижный Фигаро в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини (сезоны 2007-08 и 2013-14 годов), Зургу в “Искателях жемчуга” Ж.Бизе (сезон 2008-09 годов), Равенал в “Плавучем театре” Дж.Керна и О.Хаммерстайна (сезон 2011-12 годов). Ганн поет, в основном, на американских оперных сценах.
Над спектаклем “Песни солдата” ЧОТ работает в сотрудничестве с Beth Morrison Projects.
С момента образования в 1973 году в ЧОТ было поставлено больше ста двадцати пяти опер, включая шестьдесят пять чикагских премьер и тридцать пять опер американских композиторов. С весны 2018 года при театре действует программа Vanguard Initiative, целью которой является поддержка молодых композиторов и помощь в создании новых опер. Театр гарантирует трехступенчатый подход к разработке новой оперы. Во-первых, композитор вместе с художником и всей творческой командой приобретет определенный набор навыков, необходимых для создания качественной оперы. В течение двух лет композитор будет частью оперной компании. Во-вторых, на разных этапах творческого процесса ЧОТ будет инвестировать средства в развитие сочинения. Наконец, в программе The Living Opera Series предстанет готовое произведение. В театре пройдут встречи зрителей с создателями опер и различные тематические мероприятия. Лидия Янковская сказала: “Я убеждена, что ЧОТ находится в идеальном месте для развития молодых композиторов Чикаго и Среднего Запада, и мы готовы предоставить им все необходимые условия для творчества”.
Как часть программы Vanguard Initiative, в феврале 2019 года совместно с American Lyric Theatre в ЧОТ прошло представление оперы Джастин Чен “Жизнь и смерть Алана Тьюринга” (“The Life and Death(s) of Alan Turing”) о жизни одного из величайших ученых XX века, английского математика и криптографа Алана Тьюринга.
Начиная с сезона 2018-19 годов ЧОТ ввел новую должность – композитор-резидент (Emerging Opera Composer in Residence). Первым счастливцем стала чикагский композитор Стейси Гэрроп (Stacy Garrop). Ее произведения исполнялись камерным квартетом Кронос, хоровым ансамблем Бостона и другими коллективами. Несколько лет назад ее музыка звучала на Grant Park Music Festival в парке “Милленниум”. Гэрроп – лауреат 2016 Meier Foundation Achievement Award и 2018 Barlow Prize. Записывается на студии Cedille Records.
С этого года у Стейси появился “конкурент”. Вторым композитором-резидентом сроком на два года ЧОТ объявил композитора из Нью-Йорка Мэтью Ресио (Matthew Recio). В настоящее время он является композитором-резидентом Музыкального центра Люцерна. Янковская назвала Ресио “невероятно талантливым музыкантом с большим будущим”.
Всеми операми в новом сезоне дирижирует Лидия Янковская – единственная женщина – музыкальный руководитель – среди пятидесяти крупнейших оперных компаний США. Около двух лет назад в первой беседе со мной она сказала: “Я готова предложить зрителю замечательные оперы, которые еще не показывались в Чикаго. Их очень много, особенно из русского репертуара. Я очень много дирижирую русскими операми. Недавно в Бостоне ставила “Демона” Рубинштейна, которого здесь никогда и никто не показывал. Пять лет назад у меня была первая постановка “Снегурочки” в Америке на русском языке. Когда-то эту оперу Римского-Корсакова ставили в Америке на французском языке, но на русском – до этого никогда. У меня была первая постановка в Бостоне “Алеко” Рахманинова. Это просто примеры потрясающих опер, которых здесь никто не слышал. Мне не терпится показать русские оперы в Чикаго!”
Что ж, судя по этому и следующему сезонам, Янковская выполняет свои обещания. С “Иоланты” началась новая страница в истории ЧОТ. “Алеко” продолжает этот путь!
Говоря о репертуаре, Янковская особо отмечает новую тенденцию – интерес к новым операм: “Сейчас в Америке наблюдается настоящий оперный бум. Есть много потрясающих опер и пишутся новые. На будущее мы будем придерживаться такой практики: традиционную оперу из тех, что еще не звучали в Чикаго, совмещать с мировыми премьерами и показами новых опер. “Алеко” – не последняя русская опера, которая прозвучит в Чикаго. Вас ждет еще много сюрпризов!”
Генеральный директор театра Эшли Магнус добавляет: “Смелый выбор спектаклей свидетельствует о видении, которое мы с Лидией разделяем в отношении будущего ЧОТ. Опера остается актуальной, живой формой искусства. Мы доказываем это, приглашая современных композиторов, а также произведения, никогда ранее не звучавшие в Чикаго”.
Действительно, новые оперы отличаются общественно значимой направленностью, и в этом смысле премьеры ЧОТ идут в русле общего тренда. Вспомним, например, недавние постановки Лирик-оперы – “Попутчики” Грегори Пирса о судьбе двух влюбленных друг в друга мужчин в эпоху охоты на ведьм и “Американская мечта” Джека Перлы о еще одной позорной странице в американской истории – арестах и депортации тысяч японцев в специальные лагеря в сороковые годы XX века.
Объявление нового сезона ЧОТ проходило в уютном доме Лидии Янковской. Она с семьей (муж, ребенок и кошка-королева Венера, которая в течение всей презентации то устраивалась в центре комнаты и внимательно слушала анонсы и музыкальные фрагменты, то вальяжно прохаживалась, изучая гостей) в прошлом году переселилась из Нью-Йорка в Чикаго. Город ей очень нравится, вот только бывает здесь она редко. Недавно репетировала с Лондонским филармоническим оркестром, потом была в Нью-Йорке, на лето в планах у дирижера – мировая премьера оперы Рики Яна Гордона “Ellen West” в Опере Саратога (Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк) и “Севильский цирюльник” Дж.Россини в Wolf Trap Opera (Вена, штат Вирджиния)… Лидия живет яркой, интересной жизнью. У нее много идей и все возможности, чтобы они осуществились. От души ей этого желаю!
Ближайший спектакль ЧОТ – чикагская премьера оперы американского композитора Джека Хегги “Моби Дик”. В основе оперы – либретто Джина Шира по эпическому роману классика американской литературы Германа Мелвилла “Моби Дик, или Белый кит”. Дирижер – Лидия Янковская. Мировая премьера оперы с Беном Хеппнером в главной партии состоялась в Опере Далласа в мае 2011 года. В создании спектакля принимали участие оперные театры Сан-Франциско, Сан-Диего, Лос-Анджелеса, Опера Калгари и Австралийская опера. Во всех этих спектаклях прошла одна и та же постановка. В Чикаго мы увидим новую постановку оперы. В создании спектакля также принимала участие международная группа: Опера Юты, Питтсбургская опера, Опера Сан-Хосе и Gran Teatre del Liceu (Барселона, Испания). Режиссер – Кристин Макинтайр. В партии Ахава – Ричард Кокс. В остальных партиях: Гринхорн – Эндрю Бидлек, Квикег – Уинс Уоллес, Старбак – Алексей Богданов, Гардинер – Кристофер Магиера, Пип – Саммер Хассан, Флэск – Кайл Кнапп, Стабб – Дэвид Говертсен.
1 августа 2019 года исполнится двести лет со дня рождения Мелвилла. В мире много мероприятий по этому поводу. “Моби Дик” в ЧОТ – прекрасная возможность вспомнить замечательного писателя и его лучшее творение. До встречи на премьере!
Nota bene! Опера “Моби Дик” пройдет 25 апреля 2019 года в 7.30 pm и 28 апреля в 3.00 pm в помещении The Harris Theater по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago IL 60601. Представление “Алеко”/“Эверест” пройдет 16 ноября 2019 года в 7.30 pm и 17 ноября в 3.00 pm в помещении The Harris Theater. Опера “Freedom Ride” пройдет 8 и 14 февраля 2020 года в 7.30 pm, 16 февраля в 3.00 pm в помещении The Studebaker Theater по адресу: 410 South Michigan Avenue, Chicago IL 60605. Опера “Soldier Songs” пройдет 14-16 мая 2020 года в 7.30 pm и 17 мая в 3.00 pm в помещении The Edlis Neeson Theater at the MCA по адресу: 220 East Chicago Avenue, Chicago, IL 60611. Билеты на оперу “Моби Дик” и абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов можно заказать по телефону 312-704-8414 или на сайте https://www.chicagooperatheater.org/. Одиночные билеты на спектакли будущего сезона поступят в продажу 1 августа 2019 года.