Новый спектакль Чикагского шекспировского театра (Chicago Shakespeare Theater) — “Комедия ошибок” (“The Comedy of Errors”) по пьесе У.Шекспира. Адаптация и постановка — Барбара Гейнс. В ролях: Росс Леман (Дадли Марш/Дромио Сиракузский), Кевин Гудал (Брайан Халлифакс/Дромио Эфесский), Дэн Чамерой (Фил Салливан/герцог Эфесский), Роберт Петкофф (Эмерсон Фурбелоу/Антифол Сиракузский), Бреон Арзелл (Давид/Анджело), Адя Белл (Фанни/Купец), Мелани Брезилл (Элис Боггс/Люциана), Лилиан Кастилло (Мариан/Куртизанка), Уильям Дик (Чарльз Читтик/Второй купец), Ора Джонс (Дорис/Эмилия/Настоятельница), Билл Ларкин (Эдди Филпот/Пинч), Расселл Мерна (Патч/Бальтазар), Сюзан Мониц (Вероника Марш/Адриана), Грег Винклер (Адмирал Филпот/Эгеон).
Основатель и на протяжении тридцати шести лет художественный руководитель Шекспировского театра Барбара Гейнс в этом году покидает свой пост. За годы руководства театром Гейнс поставила шестьдесят спектаклей (шесть из них стали мировыми премьерами), в том числе почти все из тридцати восьми пьес Шекспира. К ее последнему спектаклю отношение особое. Гейнс уже обращалась к “Комедии ошибок” в сезоне 2007-08 годов. Спустя четверть века режиссер пересматривает свою интерпретацию. Новая версия представит комедию Шекспира как спектакль в спектакле, в котором эксцентричная группа театральных и киноактеров собирается на съемочной площадке Лондона в 1941 году, чтобы снять фильм для поддержки моральных сил британских войск. В спектакль вставлены монологи актера чикагского театра Second City Рона Уэста.
В спектакле собраны лучшие чикагские — и не только — актеры, многие из которых нам хорошо известны. В ролях братьев-близнецов Дромио — ветераны чикагской сцены, лауреаты премии “Джефф” Росс Леман и Кевин Гудал. На двоих они сыграли семьдесят пять (!) ролей на сцене Шекспировского театра. Из ролей Лемана отмечу Фесте в “Двенадцатой ночи” и Шута в “Короле Лире”. Он играл на Бродвее в спектаклях “Буря”, “Пролетая над гнездом кукушки”, “A Funny Thing Happened on the Way to the Forum”. Гудала мы недавно видели в спектаклях “Мера за меру” и “Как вам это понравится”. Мне он запомнился исполнением главных ролей в спектаклях “Макбет”, “Антоний и Клеопатра”, “Троил и Крессида”, а также участием в двух частях спектакля “Генрих IV”. (Все роли сыграны в Шекспировском театре.)
Исполнитель ролей другой пары братьев-близнецов Антифолов Дэн Чамерой на протяжении пятнадцати сезонов играл на Стратфордском шекспировском театральном фестивале. В женской роли Мисс Транчбулл участвовал в национальном туре мюзикла “Matilda the Musical”.
Барбара Гейнс говорит: “Этот спектакль — мое любовное послание театру, чудесному месту объединения людей”. Барбаре едва исполнилось двенадцать, когда она, будучи в плохом настроении, открыла томик Шекспира и прочла Двадцать девятый сонет: “Когда в раздоре с миром и судьбой, Припомнив годы, полные невзгод, Тревожу я бесплодною мольбой Глухой и равнодушный небосвод…” (Перевод С.Маршака). Она не могла оторваться, прочла книгу залпом и полюбила автора на всю жизнь. Наиболее сильное театральное впечатление молодости тоже связано с Шекспиром — игра Кэтрин Хепберн в роли Розалинды в спектакле “Как вам это понравится”. Но самый глубокий след в жизни Гейнс оставил, по ее словам, курс доктора Северо-Западного университета Уолласа Бэйкона “Интерпретация Шекспира”, известный под названием “Shake and Bake”. В беседе со мной она вспоминала: “Бэйкон говорил о Шекспире так увлекательно, что это заинтересовало бы даже тех, кто далек от этой темы. После окончания университета я написала ему письмо. Что самое удивительное — он мне ответил. Мы дружили долгие годы, он был почетным гостем на открытии нашего театра.”
Идея создания театра пришла к Барбаре в январе 1983 года, когда в подвальном помещении одного театра она стала вести класс по драматургии Шекспира (Shakespeare workshop). На ее занятия приходили друзья — актеры Northlight Theatre, Victory Gardens и Briar Street Theatre. Она вспоминает, как сказала им: “Я буду рассказывать вам о Шекспире, а вы мне — об актерском мастерстве”. В 1985 году Гейнс с актерами сыграла спектакль “К Шекспиру с любовью” — сцены из разных шекспировских пьес. А летом 1986 года на крыше “Red Lion Pub” в Линкольн-парке (2446 North Lincoln Avenue) она с актерами разыграла пьесу Шекспира “Генрих V”. Спектакль шел две недели на открытой крыше. Дождя не было ни разу. Барбара посчитала это хорошим знаком. Она по-прежнему верит, что великий драматург держал над ними раскрытый зонтик: “Пабом владел американец английского происхождения Джон Кордвелл. Я каждый вечер уговаривала Джона позволить мне использовать его крышу для будущего спектакля. Он говорил, что я сумасшедшая: “Как ты собираешься на крыше паба поставить битву при Азенкуре?” Я просила только одного — дать мне шанс. В результате я смогла его убедить, и мы сделали это! У нас не было денег, мы не продавали билеты. Я даже подумать об этом не могла. Некоторые оставляли пожертвования: кто сколько мог”.
Создание Шекспировского театра в Чикаго в 1986 году — такое же чудо, как Музыкальный фестиваль в Грант-парке в разгар Великой депрессии. “Чикаго не нужен Шекспир”, “Театр обречен”, “Это авантюра”… — такие фразы Барбара Гейнс слышала от всех, даже самых близких друзей. Ее называли сумасшедшей, а она продолжала верить в успех и делала свое дело. Первое название театра — Chicago Shakespeare Workshop. В 1987 году театр стал называться Chicago Shakespeare Repertory. Со спектаклем “Троил и Крессида” труппа выступила на сцене Ruth Page Theatre. После аншлага коллектив задержался в этом театре на двенадцать сезонов. Почти все спектакли проходили при переполненных залах.
Свое нынешнее название театр получил в 1999 году, когда у него появился свой дом на военно-морском пирсе (Navy Pier). “Мы тогда еще не вселились в новое здание. Я находилась на пятом этаже и увидела, как кран поднимает светящееся табло “Шекспир”… Невозможно выразить мои чувства. Я до сих пор подхожу к театру с легким головокружением.” Первым спектаклем театра в новом здании стала трагедия Шекспира “Антоний и Клеопатра” в постановке Барбары Гейнс. На все спектакли первых двух сезонов все билеты были распроданы. Оказалось, что Шекспир нужен Чикаго.
От крыши “Red Lion Pub” до “Комедии ошибок” — дистанция длиной в тридцать семь лет. Очень хочется верить, что “Комедия ошибок” не станет заключительным эпизодом сотрудничества Барбары Гейнс с Шекспировским театром, а всего лишь еще одной главой. Уверен, что она еще не раз вернется в родной театр в качестве режиссера-постановщика. А пока смотрим “Комедию ошибок”!
Nota bene! Спектакль “Комедия ошибок” идет до 16 апреля в помещении Чикагского шекспировского театра (The Courtyard Theater at Chicago Shakespeare) по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2022-23 годов — на сайте www.chicagoshakes.com, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра.