Действующие лица и исполнители: Фиордилиджи – Анна Мария Мартинес, Феррандо – Эндрю Стенсон, Дорабелла – Марианна Кребасса, Гульельмо – Джошуа Хопкинс, Деспина – Елена Цаллагова (дебют на сцене Лирик-оперы), Дон Альфонсо – Алессандро Корбелли. Дирижер – Джеймс Гаффиган (дебют на сцене Лирик-оперы). Режиссер-постановщик – Джон Кокс. Режиссер возобновления — Бруно Равелла. Постановка Оперы Монте-Карло и Оперы Сан-Франциско. Продолжительность спектакля — 3 часа 25 минут с одним антрактом. Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами. 17 февраля – 16 марта 2018 года (семь спектаклей).
“Так поступают все” — третья опера, созданная Моцартом с либреттистом Лоренцо Да Понте. До этого были “Свадьба Фигаро’ (1786 год) и “Дон-Жуан” (1787 год). Фабулу для своего либретто Да Понте позаимствовал из оперы Сальери ”Пещера Трофонио”. В этой опере — две пары любовников. Одна – очень серьезная и интеллектуальная: они любят читать книжки и прогуливаться по парку. Другая — довольно фривольная, легкомысленная: любят развлекаться, танцевать, бывать на вечеринках. Но вот как только жены входят вместе в волшебную пещеру Трофонио, происходит чудесное превращение. Легкомысленная жена становится серьезной, серьезная – легкомысленной, и в результате они отвергают своих партнеров, как уже не соответствующих им по характеру. Вот этот сюжет с обменом партнерами и повторяется в “Cosi fan tutte” — именно по этому оригинальному названию знают оперу во всем мире.
На первый взгляд, опера Моцарта — едва ли не анекдот: опытный циник, желая отрезвить неискушенных влюбленных, предлагает им протестировать друг друга на верность и выигрывает пари. Но за этой ширмой скрывается нечто более глубокое. Перед нами — исследование природы любви, как совсем НЕ стихийного, а вполне управляемого чувства. Любовь можно разжечь, любовь можно спланировать, потому что это игра, в которую играют и охотник, и жертва; любовь можно сделать сценическим представлением, доставляющим наслаждение зрителям. Собственно, этим и занимаются шесть героев оперы: тестируя друг друга, наблюдая друг за другом, они незаметно приходят к драматичному финалу: невинность утрачена, счастье разбито, впереди — взрослая трезвость и отсутствие иллюзий.
Мировая премьера оперы состоялась в Бургтеатре Вены 26 января 1790 года. Новая жизнь оперы в XX веке началась с венского спектакля 1900 года, которым дирижировал Густав Малер. Сценический облик героев менялся со временем. Моцартовская игра позволяет режиссерам усомниться в счастливом финале: герои то в растерянности, то образуют новые супружеские пары. В Ла Скала в 1983 году зрители увидели живописно-традиционные стилизации, во Фрайбурге в 1985 году царил хаос свободной любви. Как только не ставили эту оперу!..
В Лирик-опере шедевр Моцарта идет седьмой раз. Впервые опера прозвучала в Чикаго в 1959 году, последний раз ставилась в юбилейный для Моцарта 2006 год. В этом году театр предложил нам возобновление той самой постановки Джона Кокса – традиционной, костюмной, очень удобной для певцов.
В спектакле мы встретимся с целым созвездием молодых талантливых солистов. В партии Фиордилиджи — любимица Лирик-оперы, певица из Пуэрто-Рико Анна Мария Мартинес. Она блестяще дебютировала в 2007 году в Равинии, составив достойную компанию Пласидо Доминго. За прошедшие десять лет певица спела множество самых разных партий на сцене театра, в том числе — Недды (“Паяцы” Р.Леонкавалло, сезон 2008-09 годов), Маргариты (“Фауст” Ш.Гуно, сезон 2009-10 годов), Мими (“Богема” Дж.Пуччини, сезон 2012-13 годов), Русалки в одноименной опере А.Дворжака (сезон 2013-14 годов), Дездемоны (“Отелло“ Дж.Верди, сезон 2013-14 годов), Татьяны (“Евгений Онегин“ П.Чайковского, сезон 2016-17 годов). Мартинес — выпускница Джульярдской школы музыки и студии при Хьюстонской опере.
Французская певица Марианна Кребасса исполняет партию Дорабеллы. После окончания консерватории в Монпелье в 2008 году она дебютировала на сцене местного театра, а через короткое время заключила двухлетний контракт с Парижской оперой. Певица одинаково свободно чувствует себя в барочном репертуаре (на Зальцбургском фестивале 2012 года дебютировала в опере Генделя “Тамерлан“), в операх Моцарта (“Луций Сулла“) и Верди (“Риголетто“), в репертуаре XX века (“Лулу“ Берга) и в современных операх (“Шарлотта Саломон“ Марка-Андре Дальбави на Зальцбургском фестивале 2014 года).
Солистка Немецкой оперы, любимица Берлина Елена Цаллагова дебютирует в Чикаго в партии Деспины. Она родилась во Владикавказе, окончила Владикавказское училище искусств, Академию молодых певцов при Мариинском театре. Стажировалась в Оперной студии при Парижской опере. После Музыкального фестиваля Россини (Пезаро) певицу пригласили в Немецкую оперу Берлина. Исполняет главные партии в операх Моцарта, Пуччини, Доницетти, Верди.
Итальянский баритон Алессандро Корбелли возвращается в Лирик-оперу с партией Дона Альфонса. Его “конек“ — комические партии в итальянском репертуаре, его визитная карточка — Бартоло в “Севильском цирюльнике“ Россиини. Он пел ее в сезоне 2013-14 годов. Музыкальный руководитель театра сэр Эндрю Дэвис метко заметил, что Корбелли “удается рассмешить всех, оставаясь при этом абсолютно серьезным, – качество, достойное восхищения”.
Маэстро Джеймс Гаффиган — новое имя за дирижерским пультом оркестра Лирик-оперы. Он родился в Нью-Йорке в 1979 году. Учился в консерватории Новой Англии (Бостон) и Высшей школе музыки Шепарда в университете Райса (Хьюстон). Его карьера пошла вверх после победы на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Шолти (2004 год). С 2003 до 2006 года Гаффиган работал дирижером-ассистентом Кливлендского симфонического оркестра, с 2006 до 2009 годов был на аналогичной позиции в Симфоническом оркестре Сан-Франциско. После шести лет ассистирования Ф.Вельзеру-Месту и М.Тилсону Томасу Гаффиган ушел в свободное плавание. С 2010 года возглавляет Люцернский симфонический оркестр. Мы слышали этот оркестр под управлением Гаффигана прошлым летом в Равинии, и, как мне кажется, два концерта оркестра стали одними из главных событий фестиваля.
Nota bene! Билеты на оперу ”Так поступают все” и другие спектакли сезона 2017-18 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2018-19 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.