Екатерина Губанова снова в Чикаго

Симфонический центр, 6-8 февраля 2025 года

Екатерина Губанова. Фото - А.Карнаушенко
Екатерина Губанова. Фото - А.Карнаушенко

6-8 февраля, 7.30 pm. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО): Вторая симфония Л. ван Бетховена, концертное исполнение одноактной оперы “Замок герцога Синяя Борода” Б.Бартока. Исполнители: Бризи Ли — Чтец, Кристиан Ван Хорн — Синяя Борода, Екатерина Губанова — Юдифь. Дирижер — Эса-Пекка Салонен. Опера исполняется на венгерском языке с английскими субтитрами.

“Замок герцога Синяя Борода” — единственная опера Белы Бартока. Она написана на либретто Белы Балажа по мотивам пьесы “Ариана и Синяя Борода” Мориса Метерлинка. Сюжет оперы восходит к старинной легенде о жестоком Герцоге и загубленных им женах. Мрачный замок, куда Герцог приводит Юдифь; семь дверей, ключи от которых он бдительно хранит, — все полно символического смысла. Герцог приносит лишь гибель тем, кто пытается заглянуть в его сердце. Так произошло с его прежними женами; такова участь Юдифи. Она стремится узнать о прошлом Герцога, и он раскрывает перед ней одну за другой двери замка. Юдифь мертвеет от ужаса открывшихся ей тайн и сама словно превращается в камень. Подобно прошлым женам, она уходит в прошлое и становится еще одним воспоминанием Герцога.

Кристиан Ван Хорн - Дона ди Сильва. Сцена из спектакля “Эрнани” (Лирик- опера, сезон 2022-23 годов). Фото - Кори Вивер
Кристиан Ван Хорн — Дона ди Сильва. Сцена из спектакля “Эрнани” (Лирик-опера, сезон 2022-23 годов). Фото — Кори Вивер

Барток сочинил эту оперу в 1911 году, а вторую редакцию сделал в 1917, на фоне начавшегося в Венгрии большевистского террора, организованного тогдашним руководителем так называемой Венгерской советской республики Белой Куном. Барток был не только лично знаком с Куном. Друзья Бартока были министрами в правительстве Куна. Премьера оперы “Замок герцога Синяя Борода” состоялась в Будапеште 24 мая 1918 года. После падения советской власти и победы сторонников Миклоша Хорти композитор попал в черные списки. Ему пришлось убрать с афиши имя либреттиста Белы Балажа.

В настоящее время опера исполняется довольно редко. Отмечу диск ЧСО под управлением Пьера Булеза, где партию Юдифь исполнила Джесси Норман. Запись сделана на студии Deutsche Grammophon в 1993 году.

Эса-Пекка Салонен. Фото - Соня Вернер
Эса-Пекка Салонен. Фото — Соня Вернер

Эса-Пекка Салонен давно является активным пропагандистом музыки Белы Бартока. Он собрал замечательный дуэт исполнителей. В партии герцога Синяя Борода — выпускник Центра Райана при Лирик-опере Кристиан Ван Хорн. Мы часто слышали его на сцене чикагского театра. Последние три раза — в ранних операх Верди: в партиях князя Валтера в “Луизе Миллер” (сезон 2019-20 годов), Банко в “Макбете” (сезон 2021-22 годов), Дона ди Сильвы в “Эрнани” (сезон 2022-23 годов). В 2018 году он стал третьим в истории бас-баритоном — лауреатом престижной Richard Tucker Award.

С особенной радостью я жду новой встречи с Екатериной Губановой. Она выступала в Чикаго как в Лирик-опере, так и в Симфоническом центре. Запомнились ее сольные меццо-сопрановые партии с ЧСО под управлением Риккардо Мути: 18 сентября 2014 года на вечере открытия сто двадцать четвертого сезона ЧСО 2014-15 годов в Девятой симфонии Л.ван Бетховена; 7 апреля 2016 года — в драматической симфонии “Ромео и Джульетта” Г.Берлиоза; 21 июня 2018 года — в мессе“Stabat Mater” Дж.Россини.

В Лирик-опере Губанова дебютировала в сезоне 2013-14 годов в партии Княжны в опере “Русалка” А.Дворжака, в сезоне 2016-17 годов вернулась в театр с партией Кармен в опере Ж.Бизе. Кстати, в партии Эскамильо выступал ее нынешний партнер по сцене Кристиан Ван Хорн.

Е.Губанова - Адальжиза. Сцена из спектакля “Норма” (Метрополитен-опера, 2023 год). Фото - Met Opera
Е.Губанова — Адальжиза. Сцена из спектакля “Норма” (Метрополитен-опера, 2023 год). Фото — Met Opera

В сезоне 2022-23 годах я слышал Губанову дважды: в серии “Метрополитен-опера в кино“ — в партии Нерис в опере “Медея“ Л.Керубини и в Нью-Йорке, в зале Метрополитен-оперы — в партии Адальжизы в опере “Норма” В.Беллини. Мне хотелось встретиться с Екатериной в Нью-Йорке, но “поймал” я ее в мае 2023 года в Вене, между первым и вторым “Парсифалем” Р.Вагнера в постановке Кирилла Серебренникова. Певица дебютировала в Венской опере в партии Кундри. В беседе со мной Губанова призналась:

Я — перфекционистка, люблю на все сто подготовиться к роли. Не буду называть имя, но еще в 2012 году большой дирижер предлагал мне Кундри в “Парсифале”. Я отказалась и не жалею. Только перепев многих вагнеровских героинь, прожив жизни этих персонажей, пройдя через многое в мире Вагнера, пропустив через себя его музыку, я почувствовала, что готова к Кундри. Чтобы подойти к этой “бездне”, я должна была многое набрать в профессиональном смысле.

Сколько нужно постановок/спектаклей, чтобы роль стала полностью вашей?

Все зависит от степени скромности артиста. Я настолько высоко ставлю себе планку, что, наверно, после ста пятидесяти — двухсот “Тристанов…”, через пять-семь лет после премьеры Брангена стала полностью моей. Я могу ее играть так, как хочу. Для Кундри этот срок будет гораздо больший. Совершенно бездонная партия! После премьеры у меня было ощущение, что я слетала в космос. Я готовилась к роли, как сумасшедшая, в течение шести месяцев не выпускала из рук клавир. Что бы я ни делала в течение этого времени, все шло вместе с “Парсифалем”. Я учила роль в качестве распевки, во время перерыва… Партия Кундри — чудо неземное. Не партия — целая Вселенная. Я счастлива, что прикоснулась к ней. Впереди — длинный путь постижения роли.

Остались у вас роли, о которых мечтаете?

Конечно. Самая главная мечта — Изольда. Я эту партию уже практически всю знаю наизусть. Уже столько Бранген спето. Она у меня вся как на ладони, эта Изольда. Но сейчас, “опустив кончики пальцев” в Кундри, я понимаю, что, может быть, Кундри как персонаж интереснее, крупнее, чем Изольда. Все равно Изольду хочется спеть, но спешки в этом нет. Главное — сохранять хороший голос и хорошую форму.

У Губановой глубокий сильный голос с великолепными низами и красивыми верхами. Она не просто поет, а всегда замечательно “проживает” свои роли. Не сомневаюсь, что ее исполнение станет ярким, запоминающимся событием!

За 75 минут до начала концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся беседы музыковеда Дэниэля Шлосберга об исполняемых произведениях.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*