Тридцать первый сезон Writers Theatre (Гленко, северный пригород Чикаго) завершается спектаклем “The Hot Wing King” по пьесе Катори Холл. Режиссер — Лили-Энн Браун. Нас ждет комедийная история о том, как группа друзей из Мемфиса готовят свое кулинарное произведение для ежегодного “Hot Wang Festival”. Премьера первой постановки состоялась 11 февраля 2020 года в офф-бродвейском Signature Theatre Company (Нью-Йорк). За эту пьесу в 2021 году Катори Холл получила Пулитцеровскую премию. Спектакль идет с 20 июня до 21 июля.
В театре полным ходом идет подготовка к тридцать второму сезону. Кратко — о предстоящих спектаклях.
5 сентября — 27 октября. “Наташа, Пьер и большая комета 1812 года” (“Natasha, Pierre & the Great Comet of 1812”). Электропоп-опера Дэйва Маллоя. Премьера в Чикаго. Режиссер и хореограф — Кэти Спилман. Музыкальный руководитель постановки — Мэтт Дейчман. Alexandra C. and John D. Nichols Theatre.
Электропоп-опера (так называется жанр этого сочинения) основана на пятой части второго тома “Войны и мира” Л.Толстого, где Наташа Ростова — к тому времени уже невеста Андрея Болконского — влюбляется в Анатоля Курагина и пытается сбежать с ним… Премьера первой постановки состоялась в офф-Бродвейском театре Ars Nova в 2012 году с переменным успехом. Зато вторая попытка получилась гораздо громче. Бродвейская премьера состоялась в ноябре 2016 года в Imperial Theatre. Спектакль шел до сентября 2017 года, получил двенадцать (рекордное число в 2017 году) номинаций на премию “Тони” и победил в двух — за лучшие сценический дизайн и световое решение.
Тандем Спилман-Дейчман знаком театралам по спектаклю “Однажды” (“Once”) в сезоне 2022-23 годов. Спектакль продлевался дважды и получил блестящие отзывы от критиков и зрителей.
А на вопрос, при чем здесь “большая комета 1812 года”, ответил журналист радио Свобода Владимир Абаринов. Вот его историческая справка: “Великую комету (по международной классификации — C/1811 F1) открыл 25 марта 1811 года французский астроном Оноре Фложерг. В тот момент комета находилась на расстоянии 2,7 астрономических единиц от Солнца. Видимой с Земли невооруженным глазом комета стала в августе. В сентябре она приблизилась к Солнцу на расстояние 1,03 а.е. Наибольшей яркости достигла в октябре. В декабре ее хвост изогнулся на 60 с лишним градусов. В общей сложности она была видна невооруженным глазом 290 дней. Последним ее наблюдал 12 августа 1812 года в Новочеркасске российский астроном Винсент Вишневский. Великая комета была крупнейшей из наблюдавшихся прежде.
Лето 1811 года оказалось исключительно удачным для виноделов Европы. Оно было сухим и жарким, а осень — долгой и теплой. “Вино кометы” дважды встречается в стихах Пушкина. Великая комета дважды упоминается в “Войне и мире”. Первый раз Пьер ее видит над Пречистенским бульваром зимой 1812 года. Второй — 2 сентября 1812 года вместе с Рамбалем, выходя из дома на Патриарших. Как отмечают астрономы, ни того ни другого быть не могло: зимой 1812 комету затмевало Солнце, а в сентябре она уже удалилась от Земли настолько, что стала невидимой”.
31 октября 2024 года — 5 января 2025 года. “Каждая блестящая вещь” (“Every Brilliant Thing”) по пьесе Дункана Макмиллана. Режиссер — Кимберли Синьор. Моноспектакль с участием Джонни Донахо. Gillian Theatre.
“1.Мороженое. 2.Водные бои. 3.Не ложиться спать и смотреть телевизор.” Так шестилетний ребенок начинает список того, что делает его жизнь прекрасной. Он составляет список для страдающей депрессией матери. По мере того, как жизнь продолжается, а проблемы, с которыми приходится сталкиваться, трансформируются, список продолжает расти… Пьеса о семье и маленьких радостях жизни.
23 января — 23 февраля 2025 года. “Фрида… Автопортрет” (“Frida…A Self Portrait”) по пьесе и в исполнении Ванессы Северо. Режиссер — Джони Шульц. Alexandra C. and John D. Nichols Theatre.
Музыкально-поэтическое представление о жизни и творчестве мексиканской художницы Фриды Кало. Она была женщиной яркой и интересной судьбы, не признавала рамок ни в жизни, ни в творчестве. Эта необыкновенная фигура оживает на сцене благодаря драматургу и актрисе Ванессе Северо.
3 апреля — 4 мая 2025 года. “Переводы” (“Translations”) по пьесе Брайана Фрила. Режиссер — художественный руководитель театра Брейден Абрахам. Alexandra C. and John D. Nichols Theatre.
1833 год. Графство Донегол, Ирландия. Жизнь здесь протекает, как всегда, довольно скучно. Молодые ирландцы собираются в местной школе, где старый школьный учитель преподает им уроки латыни и древнегреческого языка. Спокойствие нарушается, когда сын учителя возвращается домой вместе с военнослужащими британской армии с заданием составить карту страны, нарисовав новые границы и стандартизировать местные топонимы в королевский английский язык. Тихий уголок изумрудного острова перестает быть тихим… Одна из лучших пьес одного из самых почитаемых драматургов Ирландии Брайана Фрила (1929-2015). Спектакль по этой пьесе стал первой постановкой созданной Фрилом труппы The Field Day Theatre Company (Дерри, Северная Ирландия).
19 июня — 27 июля 2025 года. “Dhaba на Диван-авеню” (“Dhaba on Devon Avenue”) по пьесе Мадхури Шекар. Режиссер — Чай Йю. Мировая премьера. Совместная постановка с TimeLine Theatre Company. Alexandra C. and John D. Nichols Theatre.
Ресторан Dhaba был известным заведением на чикагском Диване (Devon Avenue). Он открылся в шестидесятых, предлагая посетителям вкусные блюда индийской кухни. Однако времена меняются. Банк грозит выкупить заведение, здоровье шеф-повара ухудшается, ресторан, возможно, вскоре будет готовить последний обед, если только су-шеф Рита не сможет убедить отца позволить ей взять на себя управление кухней. Спектакль рассказывает историю одной семьи, а вместе с ней — историю улицы и города Чикаго. Постановщик спектакля Чай Йю с 2011 по 2020 годы был художественным руководителем чикагского Victory Gardens Theater — одного из шести театров города, удостоенных премии “Тони” как лучший региональный театр Америки.
В 1992 году в пригороде Чикаго, городке Гленко, был создан театр с негромким, но выразительным названием “Writers” (“Авторский”). В полном соответствии с названием здесь ставят классическую и современную драматургию и по-новому открывают как признанных, так и молодых авторов. Перечислю только некоторых из признанных: У.Шекспир, Ч.Диккенс, Ф.Достоевский, Г.Джеймс, Б.Шоу, А.Чехов, Т.Уильямс, Т.Уайлдер, А.Миллер… А теперь представьте себе: на протяжении двадцати трех лет один из лучших театров большого Чикаго, находящийся в одном из самых богатых пригородов города, ютился в здании Женского клуба Гленко и крошечного книжного магазина. Буквально в нечеловеческих условиях в театре одна за другой рождались блестящие постановки, в нем играли и продолжают играть лучшие театральные актеры. В начале нулевых газета The Wall Street Journal назвала Writers “лучшей драматической труппой в стране”. Среди самых заметных спектаклей театра — “A Minister’s Wife” по пьесе Д.Б.Шоу “Кандида” (после Гленко инсценировку многолетнего художественного руководителя театра Майкла Халберстама увидели в Линкольн-центре и San Jose Repertory Theatre), “Трамвай Желание” Т.Уильямса в постановке Дэвида Кромера, “Преступление и наказание” Ф.Достоевского в постановке М.Халберстама (после мировой премьеры в Гленко состоялась премьера в Нью-Йорке и тридцать региональных постановок). О театре говорили по всей Америке, а у коллектива не было нормальных условий для репетиций. Ни гримерок, ни подсобных помещений, ни места, где можно было бы хранить декорации… И вот, наконец, мучениям творческого коллектива пришел конец — в марте 2016 года у Writers Theatre появился СВОЙ ДОМ. Новое здание театра построено по проекту компании Studio Gang Architects.
Художественный руководитель Writers Theatre Брейден Абрахам родился и вырос в штате Вашингтон, окончил театральную программу университета Западного Вашингтона. На протяжении более чем двадцати лет работал в Seattle Repertory Theatre — лауреате премии “Тони”, крупнейшем (с шестидесятилетней историей) некоммерческом театре Сиэтла, штата Вашингтон и северо-запада США. В двадцать пять лет пришел в театр в качестве стажера, потом стал членом труппы. В 2014 году после скоропостижной смерти руководителя Seattle Rep Джерри Мэннинга тридцатисемилетнему Абрахаму предложили возглавить театр на год. Испытательный срок Абрахам прошел успешно и “задержался” в театре еще на семь сезонов.
Отличительной чертой пребывания Абрахама в Seattle Rep стал успешный опыт постановки новых спектаклей. Совместно с такими компаниями, как La Jolla Playhouse, Goodman Theater и Орегонский шекспировский фестиваль, он представил постановки драм Роберта Шенкана о временах президентства Линдона Джонсона (получивший премию “Тони” спектакль “All the Way” и его продолжение “The Great Society”), бродвейский музыкальный хит “Come From Away” и пьесу “Фанни” сиэтлского драматурга Шерил Л.Уэст об активистке гражданских прав Фанни Лу Хамер (мировая премьера спектакля прошла в Goodman Theatre).
В 2021 году Абрахам инициировал амбициозную программу “20×30”, по которой к 2030 году в театре должны были быть поставлены двадцать новых пьес, “отражающих наше время”. Заказы на пьесы получили многие известные драматурги. Будущее этого проекта, по словам Абрахама, зависит от следующего художественного руководителя.
Среди наиболее известных постановок Абрахама (их было более двадцати, включая шесть мировых премьер) — “Предательство” Г.Пинтера, “Стеклянный зверинец” Т.Уильямса, “Кто боится Вирджинии Вулф?” Э.Олби (в этом спектакле играли Памела Рид и известный актер Сиэтла Гамильтон Райт). Как выразился Абрахам: “Мне нравится видеть, как прошлое разговаривает с настоящим”.
Абрахам пользовался популярностью и поддержкой театральной общественности в Сиэтле, поэтому она, мягко говоря, была удивлена его решению покинуть театр. Тем более, в 2021 году он подписал очередной четырехлетний контракт, однако уже в конце 2022 года заявил об отъезде в Гленко. Последним спектаклем в Сиэтле стала для Абрахама постановка пьесы “Mr. Dickens and His Carol” по роману Саманты Силвы. Спектакль шел в ноябре-декабре 2022 года. В интервью местному журналисту Абрахам сказал, что мирно расстается с театром и ищет новое творческое приключение: “Для меня никогда не наступит идеальное время, чтобы покинуть театр, в котором я вырос, но Writers Theatre — возможность для меня создать что-то новое”.
Немалую роль сыграло и то, что городские власти Сиэтла недавно сократили расходы на культуру. Вашингтон теперь занимает сорок седьмое место среди штатов США по финансированию искусства. Абрахам жалуется, что несмотря на все богатства, генерируемые в технологическом секторе региона, ведущие местные корпорации и магнаты уровня основателя Amazon Джеффа Безоса не жертвуют ничего организациям искусства и культуры.
После руководства театром с бюджетом в пятнадцать миллионов долларов и двумя сценами (Bagley Wright Theatre на 678 мест и Leo K.Theatre на 282 места) в феврале 2023 года Абрахам перешел в театр с меньшим бюджетом (восемь миллионов долларов) и двумя меньшими сценами (Alexandra C. and John D.Nichols Theatre на 255 мест и Gillian Theatre, вмещающий, в зависимости от постановок, от пятидесяти до девяноста девяти человек). Режиссер говорит, что наслаждается возможностью использовать полученные возможности и создавать спектакли на меньшем пространстве “черного ящика”.
Напомню, в 2021 году после обвинений в неподобающем поведении из Writers Theatre ушел один из его создателей и многолетний художественный руководитель Майкл Хальберстам. На протяжении двух сезонов его обязанности выполнял режиссер Бобби Кеннеди.
Первый спектакль Абрахама в роли лидера — “Эвридика” (“Eurydice”) по одноименной пьесе Сары Руль — прозвучал очень громко. Новый сезон Абрахам комментирует так: “Мы отправимся в театральную одиссею по знакомым и зарубежным пейзажам, где отголоски истории смешиваются с яркостью современной жизни: от России и Ирландии начала XIX века до Мексики середины XX века и сегодняшнего Чикаго. Каждая из пьес сезона является приглашением к прославлению человеческого духа во всех его проявлениях. Интимная обстановка театра, где зрители всегда находятся рядом с актерами, обещает незабываемые впечатления, которые останутся надолго после окончания спектаклей”.
Nota bene! Билеты на спектакль “The Hot Wing King” и абонементы на спектакли сезона 2024-25 годов — на сайте www.writerstheatre.org, по телефону 847-242-6000 или в кассе театра по адресу: 325 Tudor Court, Glencoe, IL 60022. Одиночные билеты на спектакли нового сезона поступят в продажу позднее.