Двадцать шестой сезон Writers Theatre продолжается новой постановкой пьесы Юджина О’Нила “Луна для пасынков судьбы“ (“A Moon for the Misbegotten“). Режиссер-постановщик — резидент Writers Theatre Уильям Браун. В ролях: Бетани Томас (Джози Хоген), А.С.Смит (Фил Хоген), Кейдж Себастьян Пьер (Майк Хоген), Джим Девита (Джеймс Тайрон), Эрик Паркс (Стедмен Хардер).
“Луна для пасынков судьбы“ — последняя пьеса Юджина О’Нила. Даже на фоне его остальных пессимистичных и трагичных пьес “Луна…“ выделяется беспросветной мрачностью и депрессивностью. Герои пьесы одиноки и несчастны. Они много говорят, смеются, шутят, ругаются, но за их словесными перепалками скрывается беззащитность и слабость перед суровостью окружающей жизни. Все они — “пасынки судьбы“ в своем “долгом путешествии в ночь“…
Пьеса датирована 1942 годом и посвящена памяти старшего брата драматурга — алкоголика, неудачника, наркомана. Наркомания – бич семьи О’Нила. Мать Юджина была наркоманкой, его брат Джимми умер от наркотиков, его средний сын кочевал по больницам для наркоманов. Да и сам будущий драматург уже к двадцати годам опустился на самое дно, кочуя в алкогольно-наркотическом дурмане по грязным борделям и барам. Он родился в Нью-Йорке в актерской семье. Свое детство будущий драматург вспоминает как бесконечную череду разъездов. Он поступил в Принстонский университет, но спустя год был отчислен из него, работал в торговой фирме рекламным агентом и кассиром в театре, потом какое-то время играл маленькие роли в труппе отца. Дальше актерство уступает место журналистике. Наш герой становится репортером, пишет репортажи в газету. Но и это длится недолго. Захотелось экзотики, и Юджин О’Нил записывается матросом на торговые судна, плавающие в Южную Америку и Южную Африку, а потом и в экспедицию золотоискателей в Гондурас. В 1912 году О’Нил совершил попытку самоубийства, но был спасен. В том же году заболел туберкулезом, лечился в санатории. Поправившись, вернулся к учебе и поступил в Гарвардский университет на отделение драматургии. (Изучая жизнь О’Нила, поражает легкость, с которой бывший алкоголик поступает в лучшие университеты Америки. Сначала – Принстон, потом Гарвард!) К 1915 году Юджин О’Нил уже четко знал, чему он хочет посвятить свою жизнь. Он бы, наверно, последовал примеру своего брата и не смог выкарабкаться из мира наркотиков и алкоголя, если бы не мечта о писательстве. Юджин О’Нил хотел стать писателем, и это помогло ему выжить. Он перестал пить, и период бурной молодости сменился периодом “запойной” работы со словом.
Его радикализм отпугивал многих. Премьеры его спектаклей часто сопровождались публичными скандалами, судебными исками, запретами. Его ругали за чрезмерную натуралистичность, мрачность, пессимизм. Действительно, Юджин О’Нил — один из самых трагических писателей. В его пьесах нет спокойствия и благодушия, его герои мучаются сами и мучают других, в его мире невозможны счастливые финалы. Но драматург упорно шел своим путем, отмахиваясь от нападок недругов. И, лишь сказав в литературе все, что он хотел сказать, он вновь возвращается к выпивке.
Юджин О’Нил всю жизнь был одинок. От первой жены он ушел, оставив ее беременной. Их сын стал крупным специалистом в области античной литературы. Он покончил с собой в 1951 году. Со своей дочкой от второго брака Уной О’Нил разорвал всякие отношения, когда она в шестнадцать лет вышла замуж за Чарли Чаплина, и так ни разу и не увидел своих пятерых внуков. Причиной гнева драматурга был возраст великого актера. Жених был на год моложе тестя. В середине сороковых О’Нил женился в третий раз, но отношения с женой не сложились. В 1951 году после очередной ссоры он ночью ушел из дома, упал в темноте на камнях, сломал колено и час пролежал без помощи. После этого случая его жена пыталась покончить с собой, приняв большую дозу снотворного, и несколько месяцев провела в клинике для душевнобольных. В конце жизни драматург вел затворническое существование. Он собирался осуществить грандиозный замысел — написать цикл из одиннадцати пьес о двух веках жизни одной американской семьи. К сожалению, в 1952 году его настигла болезнь Паркинсона, и он потерял возможность писать. О’Нил умер в 1953 году в возрасте шестидесяти пяти лет. За несколько месяцев до смерти он сжег все черновики и несколько недописанных пьес, а также сдал свой архив в Йельский университет.
После себя Юджин О’Нил оставил богатое драматургическое наследие — пятьдесят пьес. “Луна…“ является продолжением пьесы “Долгое путешествие в ночь“, но, в отличие от “Путешествия…“, не имела такого количества инсценировок и экранизаций. Более того, незадолго до смерти автор в предисловии написал, что не видит реальных перспектив ее сценического воплощения. Как в Америке, так и в бывшем Советском Союзе “Луну…“ ставили редко. Вспоминается лишь постановка Г.Товстоногова в БДТ с Ефимом Копеляном в роли Тайрона. Театральный критик Ирина Цимбал пишет, что “спектакль изначально задумывался, как еще один дуэт Татьяны Дорониной и Копеляна — вскоре после “Трех сестер“. Встреча актеров на американской, мало исследованной “почве“, обещала в ту пору неожиданность смелых открытий. После целомудренного, словесно закамуфлированного чеховского диалога о тяготах жизни и невозможности счастья героям надлежало произносить слова ничем не прикрытые, оголенные, ошеломляюще для того времени откровенные. Им предстояло заглянуть в бездны человеческого подполья, испытать леденящий ужас и все же сохранить в себе достоинство, жертвенную готовность к самоотречению… Однако к тому времени Доронина покинула театр…“. Добавлю, что в том спектакле роль Джози сыграла Ирина Лаврентьева.
В Writers Theatre много и охотно ставят американскую классику. А вот к творчеству О’Нила театр обращается впервые.
Для режиссера-резидента Writers Theatre Уильяма Брауна это двадцать третья постановка в театре. Кроме драматических спектаклей он ставил мюзиклы (относительно новый жанр для Writers Theatre) Стивена Сондхайма “Маленькая ночная музыка” (сезон 2012-13 годов) и “Компания” (сезон 2015-16 годов).
Nota bene! Спектакль “Луна для пасынков судьбы“ идет до 18 марта в помещении Writers Theatre (Alexandra C. and John D. Nichols Theatre) по адресу: 325 Tudor Court, Glencoe, IL 60022. $35-$80. Справки и заказ билетов на этот и другие спектакли сезона 2017-18 годов — по телефону 847-242-6000, на сайте www.writerstheatre.org или в кассе театра. В театре действует специальное предложение для тех, кто воспользуется Metra’s Union Pacific North Line, чтобы добраться до театра. Сделайте свою фотографию внутри поезда, выложите ее на Фейсбук или в Твиттер с тэгом @writerstheatre #НАЗВАНИЕ СПЕКТАКЛЯ, покажите этот пост в кассе театра и получите $5 наличными. Подробная информация — на сайте writerstheatre.org/metra. По вторникам (Post Show Conversation: The Word) и средам (Post Show Conversation: The Artist) после спектакля, а также по четвергам перед спектаклем (Pre-Show Conversation: Up Close, в 6.45 pm) в зале проходят пятнадцатиминутные беседы с актерами и работниками театра.