1 и 6 декабря, 7.30 pm; 2 декабря, 1.30 pm; 3 декабря, 8.00 pm. Симфония псалмов И.Стравинского, Второй фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист — Франческо Пьемонтези), Вторая симфония Я.Сибелиуса — таково музыкальное “меню” этих дней. Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) дирижирует маэстро из Дании Томас Зондергард. Он начинал в качестве перкуссиониста, работал в Королевском симфоническом оркестре Дании. В двадцать семь лет заинтересовался дирижированием и за двадцать лет добился впечатляющих успехов. В разные годы руководил Симфоническим оркестром радио Норвегии и Национальным симфоническим оркестром Уэльса. Его контракт с Национальным симфоническим оркестром Шотландии, которым он руководит с сезона 2018-19 годов, был продлен до лета 2024 года. Летом 2022 года было объявлено о назначении Зондергарда новым музыкальным руководителем Симфонического оркестра Миннесоты (город Миннеаполис). Его пятилетний контракт начинается с сезона 2023-24 годов, а это значит, что в Америке маэстро будет появляться регулярно.
Со Вторым концертом Бетховена в Чикаго дебютирует пианист из Локарно (Швейцария) Франческо Пьемонтези. В концертах участвует Чикагский симфонический хор. Приглашенный хормейстер — Жан-Себастьян Валле.
За 75 минут перед началом концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Макса Райми об исполняемых произведениях.
2 декабря, 8.00 pm. Единственный в Чикаго концерт квартета Brubeck Brothers. Спустя сто два года после рождения Дэйва Брубека (1920-2012) Квартет объединяется с вокалисткой Кэтрин Рассел и тенор-саксофонисткой Камиллой Турман, чтобы отдать дань уважения легендарному пианисту и многолетнему руководителю группы.
Когда Брубек сформировал свой первый джазовый ансамбль, многие сочли его творчество чем угодно, но только не джазом. В те годы, когда, по выражению Диззи Гиллеспи, музыкальные фразы Чарли Паркера “хлестали из радиоприемников, музыкальных автоматов, окон домов и даже кофейников”, Брубек сочетал джазовую ритмику и гармонии с изощренными композиторскими приемами, сложнейшими размерами и необычными как для джаза, так и для камерной музыки, звучаниями. Его упрекали в отсутствии импровизации — он указывал на усложнение композиции и сближение с джазом симфонической музыки. Его обвиняли в возрождении симфоджаза — он представлял еще более изощренные композиции. Как симфонический композитор, Брубек — автор двух балетов, мюзикла, оратории, четырех кантат, мессы, пьес для джаз-ансамбля с симфоническим оркестром и многочисленных пьес для фортепиано; как джазовый композитор — автор многих выдающихся мелодий и пьес.
Сама атмосфера брубековских концертов была необычной. Брубек привнес в джаз полифонию и другие элементы классического мышления. Эта “классичность” сказывалась даже в том, что Брубек играл некоторые эпизоды и вовсе без свинга — специфической для джаза манеры игры.
В середине пятидесятых квартет Дэйва Брубека стал законодателем моды в джазе. У него появляются единомышленники, последователи и подражатели. В 1956 году в Сан-Диего состоялось первое исполнение “Диалогов” для джаз-комбо и симфонического оркестра, позднее записанных Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна и прозвучавших в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холл. Одним из первых Брубек принял участие в создании так называемых “сплавов” джаза и симфонической музыки, исполнив в 1959 году произведение своего брата Говарда “Диалоги для джаз-ансамбля и симфонического оркестра”. В 1961 году Брубек сочинил балет “Джазовые пуанты”. Но, конечно, главным для музыканта всегда оставался джаз.
Долгие годы квартет Дэйва Брубека был одним из самых популярных джазовых коллективов мира. Наряду с самим Брубеком и Полом Дезмондом в его состав входили ударник Джо Морелло и контрабасист Джин Райт. Вместе они объездили Америку, выступали в Европе, сделали десятки записей, увековечив многие создания Брубека.
В конце шестидесятых музыкант создал новый ансамбль — “Два поколения Брубеков”. В него вошли три сына Брубека — пианист-композитор Дариус, руководитель рок-ансамбля Крис и ударник Дэнни. Вскоре журнал “Тайм” назвал этот коллектив “самым популярным в стране”.
Свои принципы Дэйв Брубек когда-то сформулировал так: “Современная музыка должна быть просто продолжением вас самих и нравиться вам — вот что самое главное. Если она нравится и другим — еще лучше, тогда это уже коммуникация, общение. Очень важно делиться с кем-то своими чувствами, сильными эмоциями. Ненавистью, гневом, но еще лучше — любовью. Лишь бы вы что-то сильно чувствовали, и если вы артист, это всегда удается так или иначе передать. Одним нравится веселье, другим грусть, но в любом случае мы имеем дело с человеческими эмоциями. Их-то художник и должен выражать, будь он живописец, писатель или музыкант”. Дэйв Брубек в совершенстве владел искусством выражать человеческие эмоции. В ходе концерта мы увидим архивные видеоматериалы из его жизни и фрагменты его концертов.
3 декабря, 10.00 и 11.45 am. Концерты для самых маленьких из серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). Музыканты ЧСО не просто исполняют, а разыгрывают сказку “Каменный суп” (“Stone Soup”). Ведущий — Шон Пфатч. Однажды в деревню приехала весьма странная путешественница. В сумке у нее не было ничего, кроме старой кастрюли, и это не могло не возбудить любопытство обывателей. Когда же дама начала готовить Каменный суп, жители деревни немедленно высказали желание его попробовать. Один за другим подходили к ней стар и млад. Дама не отказывала никому. Все веселились, танцевали и наслаждались вкуснейшим из всех возможных угощений!.. Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.
4 декабря, 7.00 pm. Выдающийся скрипач современности Ицхак Перлман в специальном концерте “In the Fiddler’s House” представит свою коллекцию традиционной клезмерской музыки. Выпущенный более двадцати пяти лет назад одноименный альбом принес Перлману третью премию “Эмми”. Спустя четверть века скрипач-виртуоз возвращается к этому проекту, предлагая возможность убедиться не только в его технике и артистизме, но и увидеть и услышать одаренного музыканта, испытывающего удовольствие от соприкосновения со своими корнями и традициями еврейской музыки.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.