“Вестсайдская история” в Лирик-опере

Новая постановка легендарного мюзикла

Постер мюзикла “Вестсайдская история”
Постер мюзикла “Вестсайдская история”

Действующие лица и исполнители: Мария – Микаэла Беннетт (дебют на сцене Лирик-оперы), Тони – Кори Котт (дебют на сцене Лирик-оперы), Рифф – Бретт Тиле (дебют на сцене Лирик-оперы), Анита – Аманда Кастро (дебют на сцене Лирик-оперы), Бернардо – Мануэль Старк Сантос (дебют на сцене Лирик-оперы). Дирижер – Джеймс Лоу. Режиссер – Франческа Замбелло. Премьера Лирик-оперы. Совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и фестиваля “Глиммергласс”. 3 мая – 2 июня 2019 года (тридцать два спектакля). Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля – 2 часа 20 минут с одним антрактом.

Как всегда в последние годы, после основного сезона в Лирик-опере показывают мюзикл. В этом году им станет “Вестсайдская история” Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма. Режиссер и хореограф оригинальной постановки – Джером Роббинс.

Мюзикл “Вестсайдская история” – первый настоящий классический мюзикл. Родившийся под влиянием драмы Шекспира “Ромео и Джульетта”, он создан по пьесе Артура Лорентса “История западной окраины”. Действие пьесы происходит в Америке в начале пятидесятых годов XX века. Джером Роббинс предлагал построить сюжет вокруг конфликта католиков и евреев, а временные рамки ограничить пасхальными праздниками. К сожалению, испугавшись протестов религиозных кругов, от этой идеи создатели мюзикла решили отказаться, переключившись на не менее актуальную тему расовой вражды. В центре сюжета – любовь пуэрториканки Марии и итальянца Тони. Эти герои как будто взяты прямо с улиц западной окраины Нью-Йорка. В выборе выразительных средств большое значение имеет живая разговорная речь, почти жаргон, и привычные музыкальные ритмы. Мюзикл включает в себя элементы оперетты, шоу, джаза.

Микаэла Беннетт. Фото - Мэтью Мерфи
Микаэла Беннетт. Фото — Мэтью Мерфи

Бернстайн, Сондхайм, Роббинс – лучшие силы американского музыкального театра объединились в работе над мюзиклом.

Сондхайму было двадцать семь лет, когда он сочинил песни к “Вестсайдской истории”. Тогда его называли молодым гением. Сегодня можно сказать, что он оправдал высокие ожидания. Автор легендарных мюзиклов “Компания” (“Company”, 1970), “Фолис” (“Follies”, 1971), “Маленькая ночная музыка” (“A Little Night Music”, 1973), “Тихоокеанские увертюры”(“Pacific Overtures”, 1976), “Свинни Тодд” (“Sweeney Todd”, 1979); кинокомпозитор, написавший, среди прочего, музыку к фильму “Дик Трейси” (“Dick Tracy”, 1990), блестящий интеллектуал, знаток европейской классической музыки и литературы, острослов и полемист – он и сегодня, в свои восемьдесят девять лет, остается не только живым классиком, но и активно действующим композитором. Его персонажи – не застывшие манекены, открывающие рот во время представлений, а живые герои, словно на вечер поднявшиеся на сцену из городской толпы. Ничего искусственного, ничего поддельного, ничего наносного – с такими идеями Сондхайм начинал свою работу в музыкальном театре (мюзикл “Вестсайдская история” – лучшее тому подтверждение), и этим принципам он не изменил на протяжении всей жизни.

Кори Котт. Фото - Эмилио Мадрид Кусер
Кори Котт. Фото — Эмилио Мадрид Кусер

Роббинс – многолетний хореограф Нью-Йоркского городского балета. Он родился в семье еврейских эмигрантов с фамилией Рабинович, и, как все еврейские дети, учился играть на скрипке, а потом неожиданно проявил способности в танце. В результате он сделал потрясающую карьеру и заложил, наряду с Баланчиным, основы классического балета в США. С ровесником Бернстайном Роббинс сразу нашел общий язык. Его первым балетом в 1944 году был спектакль “Матросы на берегу” на музыку Бернстайна. В том же году для Бродвея он переделал балет в мюзикл и поменял название на “Увольнение в город”. За год до “Вестсайдской истории” Роббинс поставил балет “Концерт” (1956 год).

Год премьеры “Вестсайдской истории” был переломным в карьере Леонарда Бернстайна. К 1957 году Нью-Йоркский филармонический оркестр потерял многих слушателей. Требовались отчаянные меры, и правление оркестра бросилось на поиски способной привлечь публику звезды. Выбор пал на молодого Бернстайна. К тому времени он был звездой Бродвея. Пересадив Ромео и Джульетту в среду латиноамериканских уличных бандитов, ему предстояло вот-вот побить все рекорды своей “Вестсайдской историей”. До серьезной классической музыки, казалось, было так же далеко, как до Луны. Тем не менее менеджеры оркестра пришли к Бернстайну. “Впервые в нашей истории у нас появился крепкий мост, связавший Филармонический с молодым населением страны”, – радовался один из скрипачей оркестра.

Аманда Кастро. Фото предоставлено пресс-службой Лирик-оперы
Аманда Кастро. Фото предоставлено пресс-службой Лирик-оперы

Тридцатидевятилетний, элегантный, Бернстайн быстро приобретал известность на телевидении, радио и в музыкальных кругах. Он был продуктом манхэттенской эры, давшей миру романы Мейлера и Видала, полотна Ротко и Поллока, театр Уильямса и концертные сочинения Копленда и Барбера. “Ленни был частью нью-йоркского поколения, считавшего, что все идет к лучшему”, – вспоминал его ученик, многолетний руководитель Сан-Францисского симфонического оркестра Майкл Тилсон Томас. Родившийся в Массачусетсе, Бернстайн был по самой сути своей нью-йоркским евреем: полным кипучего энтузиазма, щедрым, несдержанным, грубым на язык и саркастичным, как Вуди Аллен. “Он отождествляет себя с Нью-Йорком, – говорил Иегуди Менухин. – Ленни – это воплощение, кристаллизация многого из того, что отличает жизнь Нью-Йорка. В конце концов, это же он написал песню “Нью-Йорк, Нью-Йорк, прекрасный город”.

Бесхитростная неофициальность Бернстайна приводила в замешательство традиционную концертную публику, которой нравилось, когда маэстро облекается в ореол загадочности. Публике были совсем не по душе и прыжки дирижера по сцене, и вступительные лекции перед концертами. Над экстравагантностью поведения Бернстайна на подиуме посмеивались. Интерпретации нередко называли вульгарными. Его обвиняли в склонности к дешевым внешним эффектам. Создавалось впечатление, что он просто не способен получить хорошую рецензию. Зато молодежь его обожала. Число продаваемых абонементов при Бернстайне утроилось.

Бретт Тиле. Фото предоставлено пресс-службой Лирик-оперы
Бретт Тиле. Фото предоставлено пресс-службой Лирик-оперы

Говоря о “Вестсайдской истории”, нью-йоркские снобы с некоторой долей презрения произносили слово “мюзикл”, но Бернстайна и это не волновало. Он никогда не проводил границу между так называемой “развлекательной” и так называемой “серьезной” музыкой. Он писал и дирижировал как той, так и другой. В своей книге “Радость в музыке” Бернстайн назвал Пятую симфонию Бетховена джазом, а американский мюзикл – большой оперой, сравнив его с музыкой Баха. Для Бернстайна существовал только один критерий – качество музыки. Все остальное не имело значения.

Премьера “Вестсайдской истории” состоялась 19 августа 1957 года в Национальном театре Вашингтона. Мюзиклу с самого начала сопутствовал успех. Постановка прошла на Бродвее семьсот тридцать четыре раза, после чего началось ее триумфальное шествие по всему миру. Уже в 1960 году мюзикл был снова поставлен в Нью-Йорке, в 1968 – включен в репертуар Линкольн-центра.

Всему миру известен снятый на основе мюзикла одноименный голливудский фильм 1961 года Роберта Уайза и Джерома Роббинса с Натали Вуд в главной роли. Картина получила десять премий “Оскар” из одиннадцати номинаций, в том числе – как лучший фильм года. Премию за лучшую режиссуру Уайз и Роббинс разделили между собой. Роббинс стал единственным в истории режиссером, получившим “Оскар” за свой первый и последний фильм.

Мануэль Старк Сантос. Фото предоставлено пресс-службой Лирик-оперы
Мануэль Старк Сантос. Фото предоставлено пресс-службой Лирик-оперы

В главных ролях в “Вестсайдской истории” заняты звезды Бродвея Кори Котт и Микаэла Беннетт. Всего в спектакле участвуют около ста артистов из Чикаго и других городов Америки.

Художественный руководитель Вашингтонской национальной оперы и фестиваля “Глиммергласс”, театральный и оперный режиссер Франческа Замбелло третий раз работает в Чикаго. Ее предыдущими постановками были оперы “Саломея” Р.Штрауса (сезон 2006-07 годов) и “Тристан и Изольда” Р.Вагнера (сезон 2008-09 годов), а также первый американский мюзикл “Плавучий театр” Дж.Керна и О.Хаммерстайна (сезон 2011-12 годов).

Оригинальная хореография Роббинса переработана Хулио Монж.

“Вестсайдская история” – последний спектакль 64-го сезона Лирик-оперы Чикаго.

Новый, 65-й сезон 2019-20 годов откроется оперой Дж.Россини “Севильский цирюльник”. В планах основной программы театра – еще шесть опер:

“Луиза Миллер” Дж.Верди – новая для Чикаго постановка принадлежит Опере Сан-Франциско; “Мертвец идет” Дж.Хегги – премьера Лирик-оперы. Совместная постановка Оперы Пасифик, Нью-Йоркской городской оперы, оперных театров Цинциннати, Остина, Мичигана, Питтсбурга и Балтимора; “Дон Жуан” В.А.Моцарта – постановка Лирик-оперы; “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини – совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и Оперного театра Женевы; “Пиковая дама” П.Чайковского – премьера в Чикаго совместной постановки Национальной оперы Уэльса, Болонского театра Комунале, Норвежской оперы и Канадской оперной компании; “Гибель богов” Р.Вагнера – новая постановка.

Кульминация четырехлетнего вагнеровского цикла Лирик-оперы – три показа тетралогии “Кольцо нибелунга” весной 2020 года.

В декабре в Лирик-опере покажут мюзикл “Свет на площади” А.Геттеля с Рене Флеминг в главной партии, после основного сезона – мюзикл “Сорок вторая улица” Г.Уоррена. В Чикагском шекспировском театре пройдет премьера оперы “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой) Жанин Тесори – совместная постановка Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммергласс” и Вашингтонской национальной оперы.

В декабре Сондра Радвановски представит свой новый проект “Три королевы”.

В феврале 2020 года в Лирик-опере с сольным концертом выступит сэр Брин Терфель.

Nota bene! Билеты на “Вестсайдскую историю”, а также абонементы на все спектакли сезона 2019-20 годов Лирик-оперы можно заказать на сайте https://www.lyricopera.org/, по телефону 312-827-5600, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Одиночные билеты на спектакли будущего сезона появятся в продаже летом.