Lisker Music foundation подготовил праздничный по духу и настроению концерт. В программе – произведения Моцарта и Чайковского. На сцене – камерный оркестр под руководством скрипача Давида Лискера. Концерт состоится в воскресенье, 2-го декабря, в 3 часа дня в Nichols concert hall, Evanston.
Это будет воистину культурное и запоминающее событие в Чикаго как для просвещённой и подготовленной аудитории, так и для юных слушателей.
Несколько слов о Чайковском (1840-1893) и его неоценимом вкладе в становлении профессиональной музыкальной школы в России.
Чайковского принято считать “величайшим” русским композитором. Богатство лирической мелодики, мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, его блестящая композиторская техника, глубоко оригинальный характер его творчества – все это действительно делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Его именем в России названа главная вотчина, воспитывающая российских музыкантов – Московская государственная консерватория. А названный его именем международный конкурс является одним из самых престижных соревнований мирового масштаба.
В 1862 году он окончательно решает связать свою жизнь с музыкой. Точнее, для себя он определил это как служение Музыке. Он поступает в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучается по классу композиции. Там он знакомится с Антоном Рубинштейном, который оказал значительное влияние на его жизнь. Так вскоре после окончания консерватории Чайковским Рубинштейн приглашает его в Москву – теперь уже преподавать основы сочинения, гармонии, теории музыки и оркестровки.
Стоит отметить, что московская консерватория на тот момент (1866 год) только начала существовать. По сути, на тот момент не было отечественной школы, обучающей исполнительскому или композиторскому мастерству. Были разрозненные переводы западных учебников, отдельные классы учителей, которые не стали концертирующими музыкантами, а передавали свои навыки ученикам по принципу “делай как я”.
Чайковский не только читал лекции, многие учебные программы и пособия он написал непосредственно сам, что-то переводил из зарубежных источников. Остались записи лекций его ученика – выдающегося русского композитора Сергея Танеева, из которых можно судить о глубине познаний, способности вдумчиво анализировать музыку с точки зрения ее строения, формы, элементов. Это титанический методический труд, переоценить который невозможно.
Благодаря стараниям Петра Ильича, обучение российских музыкантов и особенно композиторов приобрело систему, метод, цельность. Долгое время эта часть его биографии опускалась, ее считали незначительным эпизодом. Виной тому собственные высказывания Чайковского о том, что педагогическая работа его тяготит, ученики глупы и невежественны. Но все эти слова совершенно не отражают истину – явление Чайковского как педагога в тогдашней национальной музыкальной культуре предопределило на столетия появление русской композиторской школы и уникальных, самобытных, гениальных композиторов. Это целая веха в отечественной музыкальной педагогике.
Примечательно, что такой серьезный вклад в преподавание и критику Чайковский внес, почти не уменьшая времени на собственные сочинения. Это характеризует его как человека чудовищной работоспособности, трудоголика, который бросил каждую минуту своего земного пребывания на алтарь Музыки.