Действующие лица и исполнители: Золушка (Анжелина) — Василиса Бержанская (дебют на оперной сцене США), Принц Рамиро — Джек Свенсон (дебют в Лирик-опере), Дон Магнифико — Алессандро Корбелли, Дандини — Джошуа Хопкинс. Дирижер — Лин Чен Йи (дебют в Лирик-опере). Постановка оперы Сан-Франциско. Режиссер — Жан-Пьер Поннель. 21 января — 10 февраля 2024 года (семь спектаклей). Продолжительность спектакля — 3 часа 10 минут с одним антрактом. Опера исполняется на итальянском я зыке с английскими субтитрами.
В поэме “Евгений Онегин” читаем: “Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей: Там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей…”. Для определения музыки итальянского композитора Джоаккино Россини больше всего подходит слово легкость. Композитор говорил: “Дайте мне перечень белья из прачечной, и я положу его на музыку”. В каждой сцене любой из его опер — изящество и блеск. Россиниевская музыка — жизнерадостная, мелодичная, легко запоминающаяся. В каждой его опере обязательно находятся мелодии, которые привязываются и звучат потом в голове весь следующий день…
“Золушка” — одиннадцатая опера Россини. После громкого успеха “Севильского цирюльника” в 1817 году композитору сделали заказ для римского карнавала. Полное название оперы — “Золушка, или Победа кротости”. Она была написана за двадцать один день. Литературной основой оперы стала известная сказка Шарля Перро “Золушка”, однако либретто (автор — Джакопо Ферретти) значительно отличается от сказки. В опере нет феи, тыквы-кареты, мышей-лошадей, нет прочих милых и приятных чудес, и вместо злой мачехи у Шарля Перро — злой отчим у Россини. Нет в опере и знаменитой хрустальной туфельки, по которой Принц находит Золушку. Но если замену мачехи на отчима и отсутствие сказочных персонажей понять трудно, то с башмачком все как-то понятней. Оставить его и тем самым продемонстрировать — о, ужас! — оголенную женскую ножку на сцене Римского театра было в те времена совершенно невозможно. В начале XVIII века (1700-1710 годы) Ватикан в лице пап Иннокентия XII и Климента XI запретил оперные представления, выпустив нечто вроде трактата “О вреде оперы вообще”. И хоть прошел целый век со времени запрета, времена тем не менее были весьма суровые. Ватикан и сейчас не отличается свободой нравов, а тогда до либерализма Шарля Перро ему было, как до Луны! Поэтому Принц нашел Золушку не по хрустальной туфельке, а по… браслету. Впрочем, какая в сущности разница?! Живость и реализм Россини, его стремительная музыка и динамичное действие приковывают внимание зрителей, и мы становимся участниками событий, веря в волшебную силу “обыкновенного чуда” любви, как верят в него Золушка и Принц.
Мировая премьера “Золушки” с триумфальным успехом прошла 25 января 1817 года в Римском театре “Валле”. Композитору едва исполнилось двадцать пять лет. В партии Анжелины выступила знаменитая певица Джельтруда Джорджи-Ригетти, первая исполнительница партии Розины в “Севильском цирюльнике”. Популярность “Золушки” в XIX веке была огромной. Сохраняется интерес к ней и сегодня. Ее регулярно включают в репертуар лучшие оперные театры, ее ставят на крупнейших международных оперных фестивалях, в том числе на фестивале музыки Россини в его родном Пезаро.
На сцене Лирик-оперы “Золушка” ставится примерно раз в десять лет. Последний раз — в сезоне 2015-16 годов в постановке каталонского режиссера Джона Фонта. В главной партии выступила Изабель Леонард, в партии принца Рамиро на сцене Лирик-оперы дебютировал Лоуренс Баунли, а партию Дона Магнифико исполнял “бессмертный” Алессандро Корбелли.
На этот раз нас ждет очередное возобновление постановки выдающегося оперного режиссера Жана-Пьера Поннеля. Я хорошо помню этот легендарный спектакль. Настоящая опера-буфф: яркая, красивая, праздничная. На сцене царил пир лицедейства, прекрасный, иррациональный, невозможный в реальной жизни Театр с большой буквы. В этом спектакле режиссер показал поистине неисчерпаемое воображение, украсив действие всевозможными находками, трюками, смешными моментами. Вспомним, например, арию Анжелины о ее бедной и несчастной судьбе, после которой хор — свита Принца — достает платочки и начинает смахивать слезу; вспомним, как налетают на еду гости во время бала и как смачно поедают разные “вкусности” (кулинар Россини не удержался в этом эпизоде от своей главной страсти, а режиссер Поннель прекрасно обыграл ее). И все это в темпе allegro и presto, легко и изящно…
Прошлое возобновление постановки Поннеля было в сезоне 2005-06 годов. В главных партиях блистали Веселина Касарова и Хуан Диего Флорес. В будущем спектакле наибольший интерес представляет Василиса Бержанская в партии Золушки. Она родилась в городе Ессентуки. Выпускница РАМ имени Гнесиных. Постоянная солистка крупнейших оперных театров и фестивалей Европы. В 2019 году на Зальцбургском фестивале исполнила партию Дианы в оперетте “Орфей в аду” Ж.Оффенбаха (постановка Барри Коски). В Венской опере дебютировала в 2021 году в партии Розины в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини. Василиса поет как меццо-сопрановые, так и сопрановые партии. В мае прошлого года удивила всех исполнением Нормы в оперном театре Генуи. До этого в Немецкой опере Берлина исполнила главную партию Семирамиды в одноименной опере Дж.Россини. В ближайших планах певицы — Золушка в Венской опере и Кармен в Венской опере и Ковент-Гарден. С партией Золушки тридцатилетняя Василиса дебютирует на американской оперной сцене. В Чикаго она приедет из Берлина, где в Немецкой опере исполнила партию Джейн Сеймур в “Анне Болейн” Г.Доницетти. За дирижерским пультом был музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола.
Американский тенор Джек Свенсон специализируется на операх Россини, партия принца Рамиро — его “конек”. С Василисой Бержанской он выступал в “Золушке” на Оперном фестивале Россини в Пезаро в 2021 году.
Еще один дебют в Лирик-опере — дирижер Лин Чен Йи. Она родилась в музыкальной семье в Тайбэе (Тайвань). С восьми лет живет в Вене. Музыкальную карьеру начала со скрипки и фортепиано. Училась в Венском университете музыки и исполнительного искусства. Победительница многих международных музыкальных конкурсов. Ее дирижерский дебют состоялся в июне 2009 года с Симфоническим оркестром Венского радио, оперный — летом 2011 года на фестивале Россини в Пезаро с оперой “Путешествие в Реймс” Дж.Россини. На протяжении трех сезонов была капельмейстером Немецкой оперы Берлина, во многих проектах сотрудничала с Маццолой.
В партии Дона Магнифико в “Золушке” снова, как девятнадцать сезонов назад и девять сезонов назад, выступит итальянский баритон Алессандро Корбелли.
Вот такой звездный состав подобрался на этом спектакле, который, я уверен, не оставит вас равнодушными. Король устраивает в своем сказочном дворце праздник, на который приглашено все королевство. Гости съезжаются, фейерверки в разгаре, во дворце гремит музыка… Надо поторопиться! Мы ведь тоже приглашены на бал, во время которого произойдет столько волшебных событий и раскроется столько волшебных чувств, которым, как говорит Король в “Золушке” Евгения Шварца, “никогда, никогда не придет конец!”
Nota bene! Перед каждым спектаклем состоятся тридцатиминутные беседы педагога Эй Джей Вестер. Билеты на оперу “Золушка” и на другие спектакли и концерты сезона — на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.