Сорок третий сезон Steppenwolf Theatre (чикагский “Степной волк“) завершает спектаклем “Настоящий Запад“ (“True West“) по пьесе Сэма Шепарда. Режиссер – Рэндалл Арни. В ролях: Джон Майкл Хилл (Остин), Намир Смолвуд (Ли), Френсис Гинан (Сол Киммер), Жаклин Уильямс (Ма).
Калифорния. Пригород Лос-Анджелеса. Старый дом. Кухня. На заднем плане – раковина со шкафчиками, плита, холодильник, на переднем – стол с тремя стульями. На столе – пишущая машинка. Остин сидит с блокнотом, рядом – бумаги, пепельница, чашка кофе. Остин думает, что-то записывает, снова думает… Сзади, прислонившись к раковине, стоит Ли. У него в руке – банка пива, остальные в упаковке стоят рядом. Ли спрашивает что-то про мать, Остин рассеянно отвечает… Так начинаются пьеса Сэма Шепарда “Настоящий Запад“ и спектакль Steppenwolf Theatre. Остин и Ли – братья. Остин живет в доме матери; Ли появляется из пустыни. Остин – сценарист, мечтающий покорить Голливуд; Ли – бродяга-воришка-хулиган. Остин – умный, целеустремленный, настойчивый выпускник престижного университета; Ли – бестолковый, без определенных занятий, без образования и планов на будущее. После пяти лет разлуки братья встречаются в доме матери и начинают заново выстраивать взаимоотношения друг с другом. Их судьбы сталкиваются, они любят-завидуют-ненавидят друг друга, пытаются и не могут уйти друг от друга, проживают не одну, а много жизней…
Вместе с пьесами “Проклятье голодающего класса” (“Curse of the Starving Class”, 1977) и “Погребенное дитя” (“Buried Child“, 1978) “Настоящий Запад” образует так называемую “семейную” трилогию Шепарда. Филолог Д.Баишева пишет о ней так: “Мы герои своих кухонь, своих ферм, своих судеб. Это сквозная мысль семейной трилогии Шепарда. Нужно уметь увидеть то, что дано здесь и сейчас. Увидеть себя самого. Если царь Эдип бежал от судьбы и невольно к ней приближался, то для героев Шепарда важно разгадать самих себя. Только тогда смогут сложиться в мозаику кубики их бытия. Этим занимаются Остин и Ли. Они недовольны данной им судьбой и, пытаясь отыскать свое я, меняются социальными ролями. Может быть, поэтому любят американцы сравнивать Шепарда с Чеховым, где будто “ничего не происходит”. В семейной трилогии жизнь вокруг героев тоже меняется мало. Жизнь, она течет и течет, а вот характеры, сами герои постоянно меняются. Тот, кто стал отшельником, стремится стать кинозвездой, а тот, кто успешен в бизнесе, грустит по свободе пустынь… Остин не может решиться уехать один, а Ли – написать сценарий. Все обречены страдать, и никто ничего не делает, чтобы как-то это изменить… Шепард пишет о том, что есть вещи вечные, ценности непреходящие, которые остаются сквозь все века и эпохи – вплоть до сегодняшнего дня: есть земля, есть горящий очаг, есть семья”.
Несмотря на все отличия, они очень похожи – эти американские почти Авель и Каин второй половины XX века. А рядом – безлюдная пустыня, откуда пришел Ли и куда стремится в финале Остин. Американская трагедия, крушение американской мечты, отсутствие семейных родственных связей… Остин говорит Ли: “Нет больше никакого запада, он иссяк“. Серьезный диагноз, не правда ли? Если бы не личность автора, его вполне могли бы заподозрить в антиамериканизме. Да вот только Сэм Шепард (1943-2017) – плоть от плоти тот самый средний американец: настоящий белый ковбой с голубыми глазами и красавицей-женой (Джессика Ланж). Он родился и вырос в Иллинойсе, в городке Форт-Шеридан. Впрочем, место рождения автора не так важно. Будучи сыном военного, детство он провел в постоянных разъездах, а потом осел в Калифорнии, так что “настоящий Запад“ прекрасно знал сам. Успел освоить множество профессий, в том числе – актерскую, год проучился в колледже… С 1963 года Шепард в Нью-Йорке. Ходит по театрам, знакомится с актерами, пробует писать… Его первые одноактные пьесы “Cowboys” и “The Rock Garden” были поставлены в Theatre Genesis, они шли на сцене легендарного нью-йоркского театра La Mama. Первая большая пьеса “La Turista” (1967) получила премию “Оби” за лучшую пьесу сезона 1966-67 годов.
Всерьез о Шепарде заговорили в 1970 году после выхода на экраны фильма Микеланджело Антониони “Забриски-пойнт” (“Zabriskie Point”). Дерзкий американец – соавтор сценария вместе с великим Микеланджело и гуру сценарного искусства Тонино Гуэрра. Так что Европа обратила внимание на Шепарда раньше, чем Америка. Тем более, что в те годы Шепард жил в Англии.
В 1984 году по сценарию Шепарда Вим Вендерс сделал картину “Париж, Техас” (“Paris, Texas”). А еще Шепард обожал сниматься сам. Среди фильмов с его участием – “Воскрешение” (“Resurrection”, 1980), “Бродяга“ (“Raggedy Man“, 1981), “Фрэнсис” (“Frances”, 1982), “Деревня” (“Country”, 1984), “Детский бум” (“Baby Boom“, 1987), “Беззащитный” (“Defenseless”, 1990), “Путешественник” (“The Voyager“, 1991), “Паутина Шарлотты” (“Charlotte’s Web”, 2006), “Август: Графство Осейдж” (“August: Osage County”, 2013). За фильм “Настоящее дело” (“The Right Stuff”, 1983) Шепард был номинирован на премию “Оскар“ за лучшую второстепенную мужскую роль.
Шепард – автор более трех десятков пьес, которые ставятся по всему миру. Время от времени к ним обращаются театры Чикаго. Вот только два недавних примера. В сезоне 2012-13 годов в Red Orchid Theatre членом труппы театра Дадо был поставлен спектакль “Симпатяга” (“Simpatico”) по пьесе Шепарда 1994 года о двух друзьях, занимавшихся в прошлом ставками на бегах. Главные роли сыграли Майкл Шеннон и Гай Ван Сверинген.
Заметным театральным событием сезона 2017-18 годов стал спектакль “Погребенное дитя“ (“Buried Child“) по пьесе Шепарда в Writers Theatre в постановке режиссера-резидента театра Кимберли Синьор с Шеннон Кокран, Марком Монтгомери и Ларри Яндо. В 1979 году эта пьеса Шепарда получила Пулитцеровскую премию.
Мировая премьера спектакля по пьесе “Настоящий Запад“ (режиссер – Джон Шлезингер) состоялась 23 ноября 1981 года в Лондонском Национальном театре. После этого спектакль увидели в Нью-Йорке. В 1982 году чикагский “Степной волк“ начал бороться за право первой в Чикаго постановки пьесы. Один из основателей и на тот момент художественный руководитель театра Гэри Синиз обратился с этой просьбой к агенту Шепарда. Постановка в Нью-Йорке не получила должной оценки критики и зрителей. Молодая чикагская труппа была готова сделать лучше, но агент Шепарда хотел, чтобы в Чикаго пьесу поставил Goodman Theatre. Синиз вспоминает слова агента: “Мы не знаем, кто вы такие. Что это – Steppenwolf? Мы не знаем такого театра”. Как ни странно, помогли конкуренты – театр “Гудман” не проявил интереса к пьесе, и права получил “Степной волк”.
Джефф Перри в роли Ли, Джон Малкович в роли Остина, Гэри Синиз в качестве режиссера – молодые, дерзкие, талантливые! И постановка “Настоящего Запада” в 1982 году была такой же, как они, – дерзкой, яркой, громкой. На вопрос, какие слова приходят вам на ум, когда вы вспоминаете спектакль, Перри ответил: “Война между братьями”, Арни сказал: “Отважный и дикий”, Лори Меткалф (она играла роль Ма) добавила: “Агрессивный”, а Синиз резюмировал: “Как будто два койота рвутся в бой друг на друга”. Единственный участник двух спектаклей Френсис Гинан (в роли продюсера Сола Киммера) добавил: “Страшный. Я вспоминаю, как Джон подносил пятерню к лицу Джеффа и замахивался… Это было одновременно страшно и смешно”.
Спектакль играли в помещении Jane Addams Hull House, потом – в Apollo Theater. После триумфа в Чикаго театр впервые в истории отправился с ним на гастроли в Нью-Йорк. “Настоящий Запад” играли в Cherry Lane Theatre. И снова – успех! Все в один голос заговорили о рождении нового театра. Перри и Малкович принесли славу театру и себе. Из местного коллектива Steppenwolf превратился в труппу национального масштаба, имена актеров и руководителей стали известны по всей стране. За роль Остина Малкович был награжден премией “Оби”. Позднее он сыграл роль Ли в одной из двух киноэкранизаций “Настоящего Запада”.
Спектакль, который в эти дни идет на сцене Steppenwolf Theatre, – первое возобновление в истории театра. Спустя тридцать семь лет в новой версии “Настоящего Запада” играют звезды нового поколения Джон Майкл Хилл и Намир Смолвуд. Спектакль поставил Рэндолл Арни, художественный руководитель театра с 1987 по 1995 годы. Тот, первый вариант, остался в легендах участников и зрителей; вторая версия идет на сцене театра сегодня. Текст звучит по-прежнему актуально. Как и тридцать семь лет назад, мы напряженно следим за сюжетом. Ну а взаимоотношения братьев – это уж совсем вечное…
5 августа 2019 года два состава встретятся на сцене Steppenwolf, чтобы вспомнить, с чего все начиналось. Вечер называется “True West Through The Decades”. В нем примут участие Рэндалл Арни, Френсис Гинан, Джон Майкл Хилл, Джефф Перри, Намир Смолвуд. Модераторы дискуссии – актеры театра Гленн Дэвис и Кэролайн Нефф.
О “Настоящем Западе” вспомнили и в Нью-Йорке. Новая постановка Roundabout Theatre шла на сцене театра American Airlines с 24 января по 17 марта 2019 года. Режиссер – Джеймс Макдональд. В главных ролях были заняты лауреат премии “Тони” Итан Хоук (Ли) и Пол Дано (Остин).
После недавних экспериментов с формой и содержанием “Степной волк” вернулся к старому доброму психологическому театру и одержал победу. Рекомендую! Спектакль идет до 25 августа. “Настоящий Запад” – пожалуй, лучшее, что есть сегодня в драматических театрах Чикаго. Желаю долгой и счастливой жизни спектаклю!
Nota bene! Спектакль “Настоящий Запад“ идет на большой сцене театра (Downstairs Theatre) до 25 августа 2019 года. Билеты на этот спектакль, а также абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов – по телефону 312-335-1650, в кассе театра по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614 или на сайте http://www.steppenwolf.org/. Там же вы найдете подробную информацию об истории Steppenwolf Theatre и предстоящих спектаклях.