Второй раз в этом году мы переносимся из ставшего уже родным Чикагского симфонического центра в уютный Severance Hall, где проводит свои концерты Кливлендский симфонический оркестр (далее — КСО). 19 октября в зале прозвучала Третья симфония Густава Малера. Дирижировал будущий музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) Клаус Мякеля. Солистка — британская певица, меццо-сопрано Дженифер Джонстон.
“Мне уже тридцать пять лет (не женат, если вам это интересно), — писал Малер одной из своих поклонниц в 1895 году. — Я очень незнаменит и очень малоисполняем. Но я не позволяю этому обескуражить себя. Я работаю. Я терпелив. Я жду.” Четыре года (с 1891) Малер служит главным дирижером Гамбургской муниципальной оперы. В течение всего сезона активно дирижирует, на композиторскую деятельность остаются три летних месяца. Опыт у него есть, именно летом были написаны две его первые симфонии: мечтательная Первая и трагическая Вторая. Летом 1895 года он уединяется на берегу озера Аттерзее в тирольском местечке Штейнбах и начинает творить.
В творчестве Малер всегда ставил перед собой великие цели. В шестичастной Третьей симфонии композитор задумал сочинить музыку об окружающем его мире, о жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Симфония должна была стать произведением, “в котором отражается весь мир… Вся природа получает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны”. В одном из писем он так описывает программу Симфонии: “…II-V части должны выразить последовательные ступени сущего, как я их трактую. II. Что мне рассказывают цветы. III. Что мне рассказывают звери. IV. Что мне рассказывает ночь (человек). V. Что мне рассказывают утренние колокола (ангелы). VI. Что мне рассказывает любовь… Номер I — “Приход лета”… Лето мыслится как победитель, шагающий среди всего, что растет и цветет, ползает и летает, мечтает и томится, и, наконец, того, о чем мы можем лишь догадываться…”.
Малер сочинял Третью симфонию во время летних каникул 1895 и 1896 годов. Окончательную точку поставил в августе 1896 года, за год до начала его десятилетнего правления в Венской опере. Премьера Симфонии состоялась только через шесть лет — 9 июня 1902 года в Крефельде. Оркестром дирижировал композитор.
Третья симфония Малера — самое длинное из когда-либо написанных симфонических произведений: сто десять минут, Первая и Шестая части идут каждая примерно по полчаса. Между ними — четыре Интермедии: от грациозного менуэта Второй части до хора ангелов в Пятой.
Симфония захватывает сразу, с первых громких фанфар валторн (концертмейстер секции валторн Натаниэль Сильбершлаг) и подпевающих им медных духовых и литавр (концертмейстер секции тромбонов Брайан Вендел). Расцвет природы (приход и шествие лета) начинается с нежной солирующей скрипки (второй концертмейстер Лиюань Кси, место концертмейстера КСО в настоящее время вакантно). Скрипка будит остальные инструменты, и вот уже мы слышим буйство красок-инструментов, разнообразие всех цветов и оттенков. Оркестр звучит торжественно, это словно Ода к радости всему сущему на земле, предзнаменование долгой и счастливой жизни. Уже в Первой части композитор дает поиграть духовым и струнным, в эти первые тридцать минут уже можно оценить мастерство солирующих музыкантов и высочайшую слаженность всего оркестра (отмечу здесь секцию контрабасов и концертмейстера Максимилиана Димоффа). Невероятная по эмоциональному напряжению музыка! А ведь это только, выражаясь словами Вагнера, “предвечерье”, начало долгого пути. Финал Первой части звучит так, как будто мы уже слышим финал всей Симфонии. В этом месте даже бывалые слушатели КСО не удержались от аплодисментов. Как бы предчувствуя подобную реакцию, Клаус Мякеля выдержал большую паузу, в течение которой свои места заняли хористы, и Симфония продолжилась.
Во Второй части музыка меняется с торжественной на нежную и прозрачную. Это менуэт природы. Если точнее, цветов. (Снова перечитываем комментарии Малера.) Солирующие на piano духовые, мощный хор из скрипок и флейт и веселый сельский танец в исполнении концертмейстера секции гобоев Фрэнка Розенвейна под пиццикато виолончелей (концертмейстер секции виолончелей Марк Косовер, каждое лето дивный звук его инструмента можно услышать на Международном фестивале камерной музыки Вадима Глузмана и Анжелы Иоффе).
В Третьей части мы слышим голоса зверей, их воображаемый разговор с цветами и деревьями. “Еще неясный голос труб” начинается со звука почтового рожка. Майкл Сакс играл за сценой, и казалось, что мы слышим звук с далекой горы, а не предупреждение о прибытии почты в австрийской деревушку.
В 1907 году Малер сказал Яну Сибелиусу: “Третья симфония должна быть подобна миру. Она должна охватывать все”. Малер жадно искал и впитывал подслушанную когда-то и где-то музыку. Самый возвышенный музыкальный момент мог быть связан с мелодиями, которые композитор услышал на улицах Вены, в сельских тирольских кабаках Австрии или в других европейских странах.
Настает ночь, и начинаются первые такты Четвертой части, в которой впервые появляется голос Человека. Эта часть называется Ноктюрн. В ней Малер использует стихотворение великого немецкого философа XIX века Фридриха Ницше “Ночная песнь Заратустры” из поэмы “Так говорил Заратустра” (“Also sprach Zarathustra”).
“О, внемли, друг! Что полночь тихо скажет вдруг?” (перевод Ю.Антоновского) — поет меццо-сопрано Дженифер Джонстон, и ее бархатный сильный голос сливается с оркестром. Кстати, одновременно с Малером Рихард Штраус тоже сочинял произведение, вдохновленное Ницше. В августе 1896 года, когда Малер завершил Третью симфонию, Штраус завершил работу над симфонической поэмой “Так говорил Заратустра”. Песня со словами из философской поэмы Ницше также присутствует в творчестве Штрауса.
Дальше — больше. Наступает утро, звучат утренние колокола и прелестное “Бимм, Бамм, Бимм, Бамм”. Это детский хор исполняет песню “Три ангела пели” из сборника “Волшебный рог мальчика” (“Des Knaben Wunderhorn”) Арнимо и Брентано. К детским голосам присоединяются сопрано и альты, природа сливается с человеком, человек — со вселенной. Время остановилось, рай не только возможен — он физически здесь, в этой музыке, в царстве прекрасного, где звучит бесконечная плавная мелодия струнных и флейт (концертмейстер секции флейт Джошуа Смит), перекликающаяся с главной темой Первой части.
До Малера симфонии никогда не заканчивались медленной музыкой. Можно вспомнить Шуберта с Неоконченной и Брукнера с Девятой симфониями, но эти композиторы не смогли завершить работу над своими произведениями. А у Малера в завершенной Третьей симфонии медленная музыка растет в силе, поднимается волнами до апофеоза, где торжествуют и сливаются в любви Природа, Человек и Вселенная. Незабываемо прекрасный монументальный финал.
Маэстро Мякеля умело вел оркестр, выстраивая шесть частей Симфонии в единый, связанный между собой каркас. Он не форсировал резкие переходы от piano к forte, а делал их естественными. Перекличка инструментов поражает: музыка как бы перебивает друг друга, захлебывается от радостных настроений восторга и трепета.
После страшных апокалиптических видений смерти во Второй симфонии в Третьей мы слышим безграничную веру Малера в гуманизм, просвещение, пантеизм. Неслучайно ученик Малера, дирижер Бруно Вальтер назвал Третью симфонию Дионисийской. Симфония безумно сложна по переливам настроений, по смене темпов и каскаду всевозможных союзов инструментов. Здесь, подобно природе и жизни, все рифмуются со всеми. При этом планировавшиеся заголовки к каждой части Симфонии Малер убрал. Музыка, по его словам, должна сама вести слушателя к цветам, зверям, людям, ангелам и — кульминация! — к гимну во славу Любви. КСО под управлением Клауса Мякели прекрасно справился с поставленной задачей. Слова нуждаются в комментариях, музыка — тем более ТАКАЯ музыка — нет.
В этом концерте я впервые услышал певицу из Ливерпуля Дженнифер Джонстон. У нее довольно богатый послужной список, наибольших успехов она добилась исполнением произведений Вагнера, Бриттена, Элгара, но в первую очередь — Малера. Только в этом сезоне, кроме КСО, она исполнит партии меццо-сопрано в Восьмой симфонии Малера с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Эдварда Гарднера, во Второй симфонии с Королевским филармоническим оркестром Льежа под управлением Гергели Мадараса, а также будет солировать в симфонии “Песнь о Земле” с Симфоническим оркестром Yomiuri Nippon под управлением Юрая Валчухи. Джонстон тесно сотрудничает с Баварской оперой, в этом театре она выступила в восьмидесяти спектаклях классического и современного репертуара. Вскоре певица возвращается к роли Бригитты в опере “Мертвый город” Э.В.Корнгольда в нашумевшей постановке Саймона Стоуна.
Джонстон — выпускница Кембриджского университета и Королевского музыкального колледжа, бывшая артистка BBC New Generation и артистка-резидент Королевского филармонического оркестра Ливерпуля. С этим оркестром она выпустила первый сольный диск — “A Love Letter to Liverpool” (студия Rubicon Classics).
Хор КСО является одним из немногих коллективов, связанных с крупным оркестром и полностью состоящих из волонтеров. Он был основан в 1952 году по инициативе легендарного руководителя КСО Джорджа Селла. В сезоне 2019-20 годов Хор получил Премию за выдающиеся заслуги.
Детский хор КСО был основан весной 1967 года. Среди достижений — участие в таких монументальных концертах, как Страсти по Матфею И.С.Баха, Военный реквием Б.Бриттена, Te Deum и “Осуждение Фауста” Г.Берлиоза, “Кармина Бурана” К.Орфа, El Niño Джона Адамса.
Отмечу прекрасную работу хормейстеров: взрослого хора — Лизы Вонг, детского — Дженнифер Роззы.
КСО впервые исполнил Третью симфонию Малера относительно поздно — 30 октября 1969 года. Дирижировал Луис Лейн, солировала контральто Линда Матусек. (В скобках отмечу, что в Чикаго премьеры малеровских симфоний случились на четыре десятилетия раньше.)
Третья симфония Малера вдохновила балетмейстера Джона Ноймайера на создание силами Гамбургского балета одного из своих самых лучших произведений. Балет так и назывался — “Третья симфония Густава Малера”. Хореограф говорит: “Я предпринял в балете первую попытку системного подхода к симфонии, исследуя возможность выразить ее языком танца. Сюжета в симфоническом балете практически нет. Он рождается из субъективного прослушивания музыки, посредством языка танца создается некое эмоциональное и драматическое действо. У Малера внутреннее движение его симфоний основано на эмоциях, и я стараюсь раскрыть тайну гениальной музыки и человеческих взаимоотношений, выраженных в ней”.
Концерты в Кливленде стали для Клауса Мякели единственными осенними выступлениями в США. В планах у маэстро — концерты с Лондонским симфоническим и Берлинским филармоническим оркестрами, а также дебютные выступления с Венским филармоническим оркестром. Следующий раз за дирижерским пультом Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) мы увидим маэстро в апреле 2025 года с той же Третьей симфонией Малера. Солистка — дебютирующая с оркестром немецкая певица, контральто Вибке Лемкул. Будет очень интересно сравнить игру музыкантов Кливленда и Чикаго.
С Малером у Мякели особые отношения. Напомню, после концерта 18 февраля 2023 года, на котором ЧСО под управлением Мякели исполнил Пятую симфонию композитора, президент Джефф Александр привел Мякеля в Зеленую комнату Симфонического центра и сделал официальное предложение возглавить оркестр. “Это был прекрасный момент”, — вспоминает Мякеля.
В Кливленде музыку Малера можно будет услышать 21-23 ноября. КСО под управлением музыкального руководителя Франца Вельзера-Места исполнит “Песнь о Земле”. Солисты — Лимми Пуллиам, тенор; Юрий Самойлов, баритон.
Ближайшая встреча с музыкой Малера в Чикаго случится 8 декабря. Civic Orchetsra of Chicago исполнит Пятую симфонию Малера. Дирижер — Эрина Яшима. А с 9 по 18 мая 2025 года в Амстердаме (концертный зал Concertgebouw) состоится Международный фестиваль музыки Густава Малера (1860-1911). На фестивале будут исполнены все симфонии композитора, его песенные циклы и единственное дошедшее до нас его камерное произведение. Уровень фестиваля необычайно высок, в нем примут участие многие прославленные оркестры и солисты из Европы и Азии. Единственным участником фестиваля от США станет ЧСО. 14 мая 2025 года оркестр исполнит Шестую симфонию Малера, 15 мая — Седьмую. Концертами ЧСО дирижирует бывший музыкальный руководитель Нью-Йоркского филармонического оркестра, частый гость Чикаго маэстро Яап ван Зведен.
Nota bene! Билеты на концерты Кливлендского симфонического оркестра — на сайте clevelandorchestra.com, по телефонам 216-231-1111 и 800-686-1141 или в кассе по адресу: 11001 Euclid Ave., Cleveland, Ohio 44106.