Только один день — 8 октября в 7.30 pm — в Лирик-опере состоится музыкальный вечер “Яркость света” (“The Brightness of Light”). В программе: североамериканская премьера давшего название концерту песенного цикла лауреата Пулитцеровской премии Кевина Патса, а также песни из кинофильмов и бродвейских мюзиклов. Исполнители: Рене Флеминг, сопрано; Род Гилфри, баритон. Оркестром Лирик-оперы дирижирует музыкальный руководитель Энрике Маццола.
Песенный цикл “Яркость света” основан на переписке легендарной художницы Джорджии О’Кифф (1887-1986) с мужем, фотографом Алфредом Стиглицем (1864-1946). Во время исполнения произведения мы увидим проекции работ О’Кифф и Стиглица. “Яркость света” — одна из последних работ (мировая премьера прошла в Бостоне в 2019 году) композитора Кевина Патса. Я подробно рассказывал о нем в прошлом выпуске Оперного обозрения, когда речь шла о декабрьской мировой премьере его новой оперы “Часы” в Метрополитен-опере. Сегодня есть прекрасный повод поговорить о героине предстоящего вечера, примадонне мировой оперной сцены, четырехкратном лауреате премии “Грэмми” очаровательной Рене Флеминг. Неотразимое обаяние и богатый тембр голоса, стилистическое разнообразие и элегантность исполнительской манеры — все это позволяет певице одинаково свободно исполнять самую разную музыку, в том числе арии из мюзиклов, джазовые и блюзовые композиции, песни из кинофильмов.
Рене Флеминг родилась в городке Индиана (штат Пенсильвания), но вскоре переехала с родителями в Рочестер. В своей книге “Внутренний голос” она пишет: “Как получилось, что девочка из маленького городка под Нью-Йорком представляет свою страну на крупнейших международных музыкальных фестивалях?. Ответ обезоруживающе прост: все произошло благодаря двум маленьким хрящикам в моем горле. Эти голосовые связки — тонкие, таинственные и непредсказуемые — кидали меня в самые невероятные места планеты. Я ночевала в Белом доме, потому что разговоры о музыке c Клинтоном и Блэром затянулись до двух часов ночи; я пела для Вацлава Гавела и четыре часа провела рядом с ним, пока он рассказывал о своей жизни; я пела на траурной церемонии у развалин башен-близнецов всего через несколько месяцев после 11 сентября, когда тысячи людей стояли плечом к плечу, став единым воплощением скорби… Мой голос приводил меня на самые престижные театральные подмостки мира, и я могу сказать, что моя карьера сложилась удачно”.
Родители Рене Флеминг были учителями пения, поэтому у нее просто не было другого выбора, кроме как стать певицей. Во время учебы в Нью-Йоркском университете Флеминг выступала в составе джазового трио в одном из баров города. Там ее увидел известный саксофонист Джэкет “Иллинойс”. Он был так восхищен пением Флеминг, что сразу предложил певице стать солисткой его биг-бэнда. Но Флеминг не хотела ограничиваться только джазом. Она получила академическое музыкальное образование в Джульярдской музыкальной школе (1983-1987 годы). В 1984 году певица провела, по ее словам, “феноменальный” год в Германии на стажировке у Арлин Оже. Певица также брала уроки вокала у выдающейся оперной певицы Элизабет Шварцкопф.
Оперный дебют Флеминг состоялся в 1986 году на Зальцбургском музыкальном фестивале в партии Констанцы в опере В.А.Моцарта “Похищение из Сераля”. В 1988 году она победила на прослушивании молодых талантов в Метрополитен-опере и на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии. Так началась ее блистательная международная карьера.
В июле 2012 года в Санкт-Петербурге прошли съемки совместного американо-российского музыкального фильма с участием Рене Флеминг и Дмитрия Хворостовского. На фоне красот города русский певец и самая известная певица из США исполнили шедевры оперной классики. Хворостовский не только пел, но и выступил в качестве гида, рассказывая об истории Санкт-Петербурга.
Особые отношения связывают Рене Флеминг с Лирик-оперой. Певица дебютировала в Чикаго в сезоне 1993-1994 годов с партией Сюзанны в одноименной опере К.Флойда (премьера Лирик-оперы и первое исполнение Флеминг той партии). После этого были еще девять главных партий: Маргарита в “Фаусте” Ш.Гуно (сезон 1995-96 годов), Розина в “Свадьбе Фигаро” В.А.Моцарта (сезон 1997-98 годов), Альчина в одноименной опере Г.Ф.Генделя (сезон 1999-2000 годов), Дездемона в “Отелло” Дж.Верди (сезон 2001-02 годов), Таис в одноименной опере Ж.Массне (премьера Лирик-оперы, сезон 2002-2003 годов), Виолетта в “Травиате” Дж.Верди (сезон 2007-08 годов), Бланш Дюбуа в опере А.Превина “Трамвай Желание” (сезон 2012-13 годов, эта партия была специально написана для Флеминг, и она стала первой исполнительницей), Графиня в “Каприччио” Р.Штрауса (сезон 2014-15 годов), Ганна Главари в “Веселой вдове” Ф.Легара (сезон 2015-16 годов).
Флеминг участвовала в концертах звезд Лирик-оперы в парке “Миллениум” в 2001 и 2011 годах, в специальных гала-концертах, посвященных пятидесятилетию (30 октября 2004 года) и шестидесятилетию (1 октября 2014 года) Лирик-оперы, солировала в концерте Оркестра Лирик-оперы (12 декабря 2010 года), выступала в дуэтах с Дмитрием Хворостовским (7 января 2012 года), Сьюзен Грэм (24 января 2013 года) и Йонасом Кауфманом (19 марта 2014 года). 23 марта 2019 года в Лирик-опере прошло чествование Рене Флеминг (Renée Fleming 25th Anniversary Concert & Gala), посвященное двадцатипятилетию со дня ее дебюта на главной оперной сцене Чикаго.
С декабря 2010 года Флеминг состояла в руководстве Лирик-оперы, занимая посты вице-президента Совета директоров и консультанта по творческим вопросам (Creative Consultant). В настоящее время певица является советником по специальным проектам театра (Special Projects Advisor). В новом качестве любимица зрителей играет активную роль в репертуарной политике Лирик-оперы. Она курировала прошедшую в декабре 2015 года с огромным успехом мировую премьеру оперы Дж.Лопеса “Бельканто”, стала инициатором расширения сотрудничества оперного театра с другими культурными организациями Чикаго, в том числе — с Театром музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance). В этом театре мы видели Рене Флеминг 14 декабря 2015 года в камерном концерте “Higher: Renée Fleming and Patricia Barber Perform the Music of Patricia Barber”. Дуэт прославленной оперной дивы и замечательной джазовой пианистки и композитора Патрисии Барбер стал одним из самых захватывающих музыкальных событий последнего десятилетия.
Двукратный номинант на премию “Грэмми” баритон Род Гилфри выступал в Лирик-опере трижды: в партиях Оливьера в “Каприччио” Р.Штрауса, Фигаро в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини (обе партии — сезон 1994-95 годов), Марселя в “Богеме” Дж.Пуччини (сезон 2001-02 годов). В репертуаре певца — семьдесят пять ролей, среди них тринадцать — в современных операх. Отмечу партию Клавдия в “Гамлете” Б.Дина, которую Гилфри исполнил на Глайндбурнском фестивале и недавно в Метрополитен-опере. В ближайших планах певца — Дон Альфонсо в “Так поступают все женщины” В.А.Моцарта в Опере Далласа, Скарпиа в “Тоске” Дж.Пуччини в Хьюстонской опере и все тот же Клавдий в Баварской опере.
С “Эрнани” Дж.Верди — оперы открытия 58-го сезона — Энрике Маццола начал свой второй сезон в качестве музыкального руководителя Лирик-оперы. Он вернется за дирижерский пульт в ноябре с операми “Дон Карлос” Дж.Верди и “Граф Ори” Дж.Россини. В прошлом сезоне маэстро дирижировал Лондонским филармоническим оркестром в специальном концерте “A Gala Evening with Renée Fleming”.
Nota bene! Билеты на вечер “Яркость света”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли Лирик-оперы — на сайте www.lyricopera.org, по телефону 312-827-5600 или в кассе театра по адресу: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.