Тенг Ли и место альта в истории музыки

Новый концертмейстер секции альтов ЧСО

Тенг Ли. Фото - Тодд Розенберг
Тенг Ли. Фото - Тодд Розенберг

В июне стало известно имя нового концертмейстера секции альтов Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). Им стала американская альтистка китайского происхождения Тенг Ли. После выигрыша всех этапов прослушивания в мае 2023 года она выступала с ЧСО в качестве приглашенной первой альтистки. В сентябре 2023 года почетный музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути официально предложил Ли позицию концертмейстера. Она участвовала в концертах ЧСО в сентябре в Чикаго, в октябре в Карнеги-холл и в январском европейском турне. Мы слышали ее в апрельских концертах с будущим музыкальным руководителем ЧСО Клаусом Мякелей и в июньских концертах с маэстро Лахавом Шани.

Тенг Ли родилась в городе Нанкин (Китай). Окончила Центральную консерваторию в Пекине и Институт Кертиса в Филадельфии. Лауреат многих международных альтовых конкурсов. Победительница Astral Artistic Services’ 2003 National Auditions. Выступала со многими ведущими симфоническими оркестрами Европы и Азии, участвовала в крупнейших музыкальных фестивалях. На протяжении четырнадцати сезонов была концертмейстером секции альтов Торонтского симфонического оркестра. С 2018 года — концертмейстер секции альтов Лос-Анджелесского филармонического оркестра. Сотрудничала с Guarneri Quartet, выступала с ним в его финальном сезоне 2008-09 годов. Одна из основательниц и солистка Rosamunde Quartet. Преподавала в Colburn School, University of Toronto, Royal Conservatory of Music (Торонто), Montreal’s Conservatoire de Musique. В сезоне 2024-25 годов начнет работу на музыкальном факультете Roosevelt University’s Chicago. Официально концертмейстером секции альтов ЧСО Тенг Ли станет 15 сентября 2024 года.

После семилетних поисков вакантное место первого альта, наконец, занято. С 2015 года место это называется “Paul Hindemith Principal Viola Chair”. Анонимный благотворитель назвал его в честь великого композитора XX века Пауля Хиндемита (1895-1963). Он родился и вырос в Германии. Нацистами его музыка была названа “дегенеративным искусством”, а Геббельс публично говорил о нем, как об “атональном шумовике”. Хиндемит переехал в Швейцарию, потом в США, преподавал в Йельском и Гарвардском университетах. После окончания Второй мировой войны жил и работал в Цюрихе.

Хиндемит был прекрасным альтистом. В “Диалогах” с Робертом Крафтом Игорь Стравинский говорит: “Приятная Соната для альта Хиндемита. Приверженцы Шенберга говорили, будто Хиндемит выцарапывает струны на своем альте, настолько необычным и эмоциональным казался стиль его игры”. Хиндемит оставил после себя большое количество сольных произведений для альта. Среди них — Концерт для альта с оркестром (“Шванендреер”), Камерная музыка N5, Концертная и траурная музыка, Три сонаты для альта и фортепиано, Четыре сольных альтовых сонаты, Дуэт для альта и виолончели. Он был большим энтузиастом альта и сыграл большую роль в развитии альтовой музыки.

В Чикаго Хиндемит выступил впервые в марте 1938 года. С ЧСО он солировал в написанном в 1935 году концерте “Шванендреер” (дирижер — Ганс Ланг). Влиятельный музыкальный критик Клаудиа Кассиди описала композитора как человека, “не испытывающего сострадания к бедному альтисту, считая само собой разумеющимся, что он может обращаться с инструментом так, как это делает господин Хиндемит, что просто удивительно”. В качестве дирижера Хиндемит выступил с тремя концертами на Музыкальном фестивале Равиния летом 1961 года и с четырьмя концертами в Симфоническом центре в апреле 1963 года, за восемь месяцев до смерти. В каждом из этих четырех концертов было что-то из Хиндемита: Симфониетта ми мажор (4 и 5 апреля, сочинение 1949 года), музыка к балету “Nobilissima visione” (6 апреля, сочинение 1938 года), Концертная музыка для струнных и медных (7 апреля, премьера — 1931 год). К сожалению, сегодня музыка Хиндемита исполняется очень редко, особенно в Чикаго.

В славной истории ЧСО Тенг Ли — девятый концертмейстер секции альтов. Первые альтисты приходили в оркестр (за редким исключением) надолго. Вот их имена: А.Виггер (1891-1892), Аугуст Юнкер (1891-1897), Фриц Келлер (1897-1898), Франц Эссер (1898-1926), Кларенс Эванс (1926-1939), Милтон Привс (1939-1986). С 1986 по 2017 год концертмейстером секции альтов (последние два года — с добавлением слов “Paul Hindemith Principal Viola Chair”) был Чарльз Пиклер. Он пришел в ЧСО по приглашению сэра Георга Шолти в 1978 году в секцию скрипок. В 1986 году маэстро предложил ему пост концертмейстера секции альтов. Вспомню еще многолетнего (с 1988 по 2023 год) ассистента концертмейстера Ли-Куо Чанга, который с 2017 года до ухода на пенсию в 2023 году исполнял обязанности концертмейстера.

Музыкальная энциклопедия говорит, что “Альт — смычковый инструмент (итал. viola, франц. alto, нем. Bratsche) скрипичного семейства, занимающий промежуточное положение между скрипкой и виолончелью”. Исторически сложилось, что отношение к альтам у музыкантов-неальтистов несколько насмешливое. Всем известны фразы: “Альтисты — неудачливые скрипачи”, “не повезет в скрипке — пойду в альтисты”; все знают, что альт похож на скрипку, только побольше и играть на нем легче; и так далее, и тому подобное. Альтисты больше других музыкантов становятся объектами шуток и анекдотов. Не берусь судить, почему. Альт — самый ранний инструмент скрипичной группы, предок виолы да браччо. Альт появился в конце XV — начале XVI веков. Более низкий, чем в скрипке, регистр делает этот инструмент необходимым участником множества камерных и симфонических произведений.

Первыми известными концертирующими солистами-альтистами были братья Карел и Антонин Стамицы — композиторы, заложившие основу альтового репертуара. Антонин Стамиц (1750-1796) — автор четырех альтовых концертов, Карл Стамиц (1745-1801) — трех концертов для альта с оркестром, нескольких концертных симфоний с альтом и сонат-дуэтов.

На альте играли легендарные скрипачи прошлого. В жизни Николо Паганини был этап, когда он увлекался игрой на альте и писал музыку для альта. Он сочинил Сонату для Большого альта с оркестром и несколько камерных ансамблей с участием альта.

Под впечатлением “Фантастической симфонии” Паганини в 1833 году обратился к Гектору Берлиозу с просьбой написать произведение для альта с оркестром. Так родилась Вторая симфония “Гарольд в Италии”.

Франц Шуберт играл на альте в Венской придворной капелле. Музицируя в квартете, Моцарт предпочитал играть именно альтовую партию. На альте играл великий скрипач Давид Ойстрах.

Взлет интереса к альту как солирующему инструменту произошел в XX веке. Концерты для альта с оркестром сочинили Уильям Уолтон, Бела Барток, Дариус Мийо, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке (о Хиндемите я сказал выше). Вспомним еще Сонату для альта и фортепиано Дмитрия Шостаковича (его последнее сочинение), Двойной концерт для альта со скрипкой Андре Превина, Двойной концерт для альта с кларнетом Макса Бруха, Реквием “Стикс” для солирующего альта с хором и оркестром Гии Канчели. Надеюсь, эти произведения когда-нибудь будут исполнены в зале Чикагского симфонического центра. Тем более, что солиста приглашать не надо, он (ОНА) в оркестре есть!