“Театр 2020”: “Лебединая песня (Калхас)”
С названием “Лебединая песня” у меня возникает несколько ассоциаций. Во-первых, знаменитый цикл песен (“Der Schwanengesang”) для голоса и фортепиано Франца Шуберта. Во-вторых, основанный на этом цикле спектакль Ромео Кастеллуччи (мне удалось посмотреть его в виртуальном формате во время пандемии). А вот о пьесе Чехова “Лебединая песня (Калхас)” я, признаться, позабыл. Вспомнить о ней меня заставила афиша будущего спектакля творческой команды “Театр 2020”. Сам Антон Павлович говорил о пьесе в присущем ему ироничном стиле. (Так он впоследствии скажет и о главных своих сочинениях.) В письме М.Киселевой от 14 января 1887 года читаем: “Я написал пьесу в четырех четвертушках… Самая маленькая драма во всем мире. Играть в ней будет известный Давыдов, служащий теперь у Корша. Печатается она в “Сезоне”, а посему всюду разойдется. Вообще маленькие вещи гораздо лучше писать, чем большие: претензий мало, а успех есть… что же еще нужно? Драму свою писал я 1 час и 5 минут”. Пьеса “Лебединая песня” возникла из рассказа “Калхас”. Пожилой комик Светловидов просыпается ночью в театре в костюме греческого жреца Калхаса (роль в оперетте Жака Оффенбаха “Прекрасная Елена”, отсюда название). После премьеры был банкет, актер выпил и уснул, а театр закрыли. Актера не забыли, как Фирса в “Вишневом саде”, а только закрыли на ночь. Актер вышел в пустой зал и принялся вспоминать свои роли и прожитую жизнь. Его единственным слушателем становится суфлер Никита Иваныч… Вот такая нехитрая история, в которой есть и одиночество “маленького” человека, и любовь к сцене, и страх смерти…
Режиссер – Аркадий Яхнис. Он родился в Могилеве. Выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская Н.Рязанцевой, 1987-1989 годы). Член Союза кинематографистов России. Режиссер фильмов “Свидание” (1991), “Прощание” (1992), “Ботинки из Америки” (2001), “Ужас, который всегда с тобой” (2006), “Швейцар” (2014). Со спектаклем “Лебединая песня (Калхас)” Яхнис дебютирует на театральной сцене. Художник – Никита Ткачук. В ролях: Сергей Камеристый и Михаил Шерман.
Шермана я помню по роли Кочкарева в первом составе спектакля Андрея Тупикова “Женитьба” (2003 год) Чикагского русского театра “Атриум”. Вот что актер говорит о себе: “Я родился в 1949 году в Минске, где прожил всю жизнь до отьезда в Америку в 1991 году. Я учился в первом классе, когда занял первое место на городском конкурсе чтецов. В комиссии была народная артистка БССР Стефания Станюта. Она приняла меня в свой кружок при Доме пионеров, где мы не только занимались чтением стихов, но и изучали азы актерского мастерства. Позже, студентом Белорусского политехнического института, я в течение пяти лет играл в театре миниатюр “Флюс”. Позднее стал участником Народного театра Дворца профсоюзов Минска. Наш театр неоднократно был победителем фестивалей народных театров Белоруссии. Мы приняли участие в сьемках телевизионного фильма “Голубая бусинка”. В Чикаго я сыграл в спектакле “Женитьба” и через несколько лет – в спектакле “Убить старушку”.
Сергей Камеристый – выпускник ЛГИТМиК (с 2015 года – Российский институт сценических искусств) по специальности: “Актер театра и кино” (мастерская Ларисы Малеванной). Играл в театрах Санкт-Петербурга. В США с 1992 года.
Спектакль “Лебединая песня (“Калхас”)” создается при участии Центра “Круг” (руководитель Центра – Марта Гаврилова). Давно в Чикаго не было драматического спектакля на русском языке, сделанного местными талантами. Давайте их поддержим!
Nota bene! Премьера спектакля “Лебединая песня (Калхас)” состоится 8 и 9 октября в 7.00 pm в помещении Prairie Lakes Theater по адресу: 515 East Thacker Street, Des Plaines, IL 60016. Билеты – на сайтах www.eventbrite.com/e/167231354483 (8 октября) и www.eventbrite.com/e/167418883387 (9 октября) и по телефону 847-651-9289. $25-$35. Дополнительная информация – на сайте www.krugcommunitycircle.com.
Trap Door Theatre: “Ужин с Марксом”
Двадцать восьмой сезон чикагский Trap Door Theatre продолжает в виртуальном формате и приглашает нас на спектакль “Ужин с Марксом” (“Dinner With Marx”) по пьесе Матея Вишнека. Перевод на английский язык – Адам Соркин и Лидия Виану. В спектакле участвуют двенадцать актеров из разных стран: Венис Эврихарт, Анароза Батлер, Карл Чамберс, Рон Кристофер Джонс, Нима Лаон, Дэвид Лавджой, Майкл Меджия, Эмили Никелсон, Тиа Пинсон, Ракель Жезекел Персонал, Кристина Пронзати, Кейт Сарни. Судя по аннотации, нас ждет абсолютно уникальное зрелище – коллекция музыкальных видеоклипов, вдохновленных поэзией Вишнека.
Режиссер – Кейси Фостер. Актриса и продюсер, известна недавним исполнением роли Балерины в спектакле Мэри Циммерман “Стойкий оловянный солдатик: рождественская пантомима“ в Lookingglass Theatre. В сезоне 2013-14 годов мы видели ее в роли Лиса в спектакле “Маленький принц”, в сезоне 2017-18 годов – в роли профессора Аронакса в спектакле “Двадцать тысяч лье под водой”, до этого она участвовала в гастрольном туре по США со спектаклем “Моби Дик” (все постановки – Lookingglass Theatre). С 2019 года она вошла в труппу Lookingglass Theatre.
Trap Door Theatre неоднократно возвращается к творчеству поэта, драматурга, публициста Матея Вишнека. Он говорит о себе так: “Я – человек, живущий на стыке двух культур, двух типов мироощущения: корни в Румынии, крылья – во Франции”. Вишнек родился в Румынии 29 января 1956 года. Первые пьесы для театра написаны им в 1977 году, однако до сцены они так и не дошли – были запрещены цензурой. В 1984 году Вишнек получил премию Союза писателей Румынии за лучший поэтический сборник года. В 1987 году по приглашению одного литературного фонда он приехал в Париж, где получил политическое убежище и позднее гражданство. После падения тоталитарного режима Вишнек становится одним из самых популярных писателей Румынии. В 1991 году он стал лауреатом приза Союза театральных деятелей Румынии за лучшую пьесу года, в 1992 – получил приз Союза румынских писателей за драматургию. Среди его наиболее известных пьес – “Лошади у окна” и “Требуется старый клоун”. С 1993 года Матей Вишнек – гражданин Франции. Свои новые произведения он пишет на французском языке. Пьесы Вишнека ставились во Франции, Германии, Дании, Австрии, Польше, Финляндии, Италии, Турции, Бразилии, Румынии. В сезоне 2011-12 годов Trap Door Theatre впервые в Северной Америке представил спектакль по его пьесе “The Word Progress on My Mother’s Lips Doesn’t Ring True” (премия за лучшее произведение на фестивале в Авиньоне в 2009 году, сокращенно – “Прогресс…”) – драматург любит давать своим пьесам длинные названия. Во время пандемии на платформе Vimeo Trap Door Theatre показал два записанных ранее спектакля по пьесам Вишнека: “Западный экспресс” (“Occidental Express”) и “Как объяснить историю коммунизма психически больным пациентам” (“How to Explain the History of Communism to Mental Patients”). В прошлом сезоне в виртуальном формате Trap Door Theatre поставил пьесу Вишнека “Разложившийся театр” (“Decomposed Theatre”) и спектакль “ALAS” по фрагменту его пьесы “Кабаре слов”.
Nota bene! Спектакль “Ужин с Марксом” пройдет в виртуальном формате 8 и 9 октября в 8.00 pm, 10 октября в 3.00 pm. Билеты – на сайте trapdoor.ticketleap.com/dinner-with-marx/. $10. После спектакля 10 октября состоится виртуальная встреча с режиссером и актерами. Подробная информация об истории театра – на сайте trapdoortheatre.com.
Andrew Galina Ivanchenko
По горячим следам. Это совершенно удивительное представление. Удивительное сочетание хаоса и гармонии, красоты и безобразия, распада и взлета, трагедии и комедии. Жизнь популярного артиста театра, вывернутая наизнанку и показанная в виде театра абсурда. Лица актеров Сергея Камеристого и Михаила Шермана, их пластика завораживают своей неотмирностью, напоминая картины Рембранта и Босха. Сквозь шум дождя и хаос артистической уборной, прорываются нотки удивительной музыкальной гармонии, которая выливается в конце спектакля в пронзительные ноты «Танго» Шнитке. Превосходный дебют режисера Аркадия Яхниса и художника Никиты Ткачука. Удивительная возможность, не выезжая из Чикаго попасть в зал авангардного московского или питерского театра. Браво!