После двадцати месяцев отсутствия живых спектаклей вновь открылся один из лучших драматических театров Америки Steppenwolf Theatre. Первый спектакль сезона – новая постановка пьесы Трейси Леттса “Глюки” (“Bug”, я пользуюсь русским переводом названия с множественным числом). Режиссер – Дэвид Кромер. В ролях: Кэрри Кун, Намир Смолвуд, Стив Кей, Рэндолл Арни, Дженнифер Энгстром.
Премьера спектакля состоялась 23 января 2020 года. Был огромный успех у публики, прекрасные рецензии критиков, но в дело вмешалась пандемия коронавируса, и театр был закрыт. 16 ноября 2021 года в театре была вторая премьера “Глюков”. Надеюсь, спектакль получил вторую счастливую жизнь.
“Глюки” – психологический триллер, действие которого разворачивается в отеле маленького городка в Оклахоме. Официантка Агнес (Кэрри Кун) встречается с эксцентричным бродягой по имени Питер (Намир Смолвуд), пытается забыть страхи прошлого и начать новую жизнь. Прошлое напоминает о себе в лице недавно вышедшего из тюрьмы бывшего мужа (Стив Кей)… Газета New York Times назвала пьесу Леттса непристойно захватывающей: “Глюки“ обладают тонкостью и уверенностью композиции, что свидетельствует о мастерстве высшего пилотажа”. Действительно, спектакль держит в напряжении, начиная с первой сцены. Блестящие диалоги, тонкая игра актеров, захватывающий сюжет – чикагский “Степной волк” вернулся к зрителям, чтобы рассказать страшную историю погружения во тьму человека с посттравматическим синдромом. И неважно, существуют ли на самом деле “жучки”, которые постоянно ищет Питер, или они – лишь плод его воспаленного воображения. Трейси Леттс задает неприятные вопросы, на которые нам предстоит ответить или хотя бы задуматься…
Актер, драматург, сценарист Трейси Леттс – единственный в мире лауреат Пулитцеровской премии за драматургию и премии “Тони” за актерскую работу – родился и вырос в Оклахоме. В двадцать лет переехал в Чикаго. В Steppenwolf Theatre с 2002 года. Из актерских работ Леттса можно выделить роли книгоиздателя Роберта в спектакле Рика Снайдера “Предательство” по пьесе Г.Пинтера (сезон 2006-07 годов), Джорджа в спектакле Пэма Маккинона “Кто боится Вирджинии Вульф?” по пьесе Э.Олби (сезон 2010-2011 годов, премия “Тони”), Фитца в спектакле Эми Мортон “Пенелопа” по пьесе Э.Уолш (сезон 2011-2012 годов). Гораздо больше актерских работ известна драматургия Леттса. На сцене Steppenwolf Theatre шли семь его пьес: пять были мировыми премьерами, пьеса “Август: графство Осейдж” стала событием общенационального масштаба. Мировая премьера состоялась в Steppenwolf Theatre в сезоне 2007-08 годов. Пьеса была удостоена Пулитцеровской премии в категории “Драматургия” за лучшую пьесу 2007 года, а спектакль, поставленный по этой пьесе бывшим художественным руководителем Анной Шапиро, получил пять премий “Тони” (спектакль выставлялся в восьми номинациях), включая две главные – за лучшие спектакль и постановку. С “Августом…” театр побывал на гастролях на Бродвее и в Лондоне, провел сороканедельный тур по городам США. На основе пьесы был снят фильм с Мерил Стрип и Джулией Робертс в главных ролях.
В Steppenwolf Theatre – несколько небольших репетиционных комнат. Каждая из них названа в честь какого-то спектакля. Интервью с бывшей руководительницей театра, покойной ныне Мартой Лейви я проводил в одной из них. Она называется “Август: графство Осейдж”. Марта тепло говорила о Леттсе, называя его одним из самых тонких и человечных драматургов.
В Steppenwolf Theatre состоялись мировые премьеры пьес Леттса “Человек из Небраски” (“Man from Nebraska”, сезон 2003-04 годов, номинация на Пулитцеровскую премию), “Superior Donuts” (сезон 2008-09 годов, премьера на Бродвее – 2009 год). В сезоне 2015-16 годов в театре поставили пьесу Леттса “Мэри Пейдж Марлоу” (“Mary Page Marlowe“), главной героиней которой стала обычная женщина со всеми ее сложностями, проблемами, ошибками; в сезоне 2017-18 годов – “Линду Висту“ (“Linda Vista“), где главным героем стал мужчина средних лет, полный сомнений и рефлексий, и политическую сатиру “Минуты” (“The Minutes“). После премьеры в Чикаго спектакль “Линда Виста“ успешно сыграли на Бродвее в помещении 2nd Stage’s Hayes Theatre, а “Минуты” играли на сцене бродвейского Cort Theatre.
Среди других пьес Леттса – “Убийца Джо” (“Killer Joe”, 1993 год, постановки на сцене Next Theatre в Эванстоне – пригороде Чикаго, а также в Нью-Йорке и Лондоне). В сезоне 2011-12 годов Steppenwolf Theatre представил новую постановку чеховских “Трех сестер” в адаптации Леттса.
В общем, в родном театре Леттса не обижают, но вот “Глюков” Steppenwolf как-то пропустил. Премьера спектакля по этой пьесе состоялась в 1996 году в Gate Theatre (Лондон). Впервые в Чикаго “Глюков” поставили в Red Orchid Theatre в 2001 году. Режиссером был Декстер Баллард, исполнителем главной роли – Майкл Шеннон. Леттс написал эту роль специально для него. Спустя два года, в сезоне 2003-04 годов, Баллард предложил новую версию “Глюков” в Barrow Street Theater (Нью-Йорк). Спектакль имел большой успех, режиссер получил за него престижную награду – “2004 Lucille Lortel Award for Outstanding Direction Off-Broadway“. Новую постановку “Глюков” представил Retwist Theatre (Чикаго) в сезоне 2010-11 годов (режиссер – Кимберли Синьор).
В 2005 году известный своей любовью к триллерам “изгоняющий дьявола” (самый известный фильм режиссера с таким названием вышел на экраны в 1973 году) Уильям Фридкин обратился к Трейси Леттсу с просьбой переделать пьесу “Глюки” в сценарий. Вышедший в 2006 году фильм с Майклом Шенноном и Эшли Джадд в главных ролях получил премию ФИПРЕССИ на 59-м Каннском МКФ. В 2011 году Фридкин снова обратился к творчеству Леттса, экранизировав его “Убийцу Джо”. Главную роль исполнил Мэтью Макконахи.
В последние годы Леттс все больше появляется в телевизионных сериалах. Самым известным стал сериал “Родина” (“Homeland”, канал Showtime), где он играет роль директора ЦРУ Эндрю Локхарта. На вопрос, как взаимодействуют между собой актерская и драматургическая стороны творчества Леттса, он отвечает: “Эми Мортон (актриса Steppenwolf Theatre, играла Марту в “Кто боится Вирджинии Вульф?”) называет это севооборотом. Актерство заряжает литературную сторону моего мозга, а литература активизирует его актерскую часть… В “Родине” я играл “мудака в костюме”, после чего все хотят, чтобы все мои дальнейшие роли были связаны с этим типажом”. В сериале HBO “Развод” (“Divorce”) Леттс играет с Сарой Джессикой Паркер. Его ответ о характере своего персонажа я привожу без перевода: “Asshole in a suit”. Из последних фильмов с участием Леттса назову два: “Любовники” (“The Lovers”) Азазеля Джейкобса (его “любовница” – Дебра Уингер) и “Леди птичка” (“Lady Bird”) Греты Гервиг (он играет вместе с Сиршей Ронан и Лори Меткалф).
Исполнительница роли Агнес Кэрри Кун родилась и выросла в Огайо. Училась в University of Mount Union (Альянс, Огайо) и университете Висконсина в Мэдисоне. С 2006 по 2010 годы жила в Мэдисоне, играла во многих театрах страны. В 2010 году переехала в Чикаго. Говоря о ней, все вспоминают спектакль “Кто боится Вирджинии Вульф?” в Steppenwolf Theatre (сезон 2010-11 годов). Актриса играла Хани в Чикаго и на гастролях театра на Бродвее. Спектакль действительно получился выдающимся, актрису узнали далеко за пределами Чикаго, плюс на этом спектакле произошла встреча Кэрри с Трейси Леттсом. Актриса признается: “Спектакль перевернул мою жизнь. Мне исполнилось тридцать лет. Я влюбилась. Я получила первую номинацию на “Тони”. Я стала лучше понимать актерскую профессию. У меня появился муж”. В 2013 году Кэрри Кун вышла замуж за Трейси Леттса. “Мэри Пейдж Марлоу” – их первая совместная семейная работа. Кун сыграла главную героиню в двух эпизодах, когда Мэри Пейдж было двадцать семь и тридцать шесть лет. В Чикаго актриса играла еще в нескольких значимых спектаклях. Среди них: “Бронте” (“Bronte”) в Remy Bumppo Theatre (сезон 2007-08 годов) – актриса играла роль писательницы Эмили Бронте, “Магнолия” (“Magnolia”) в Goodman Theatre (сезон 2008-09 годов), “Отражения, или Истинное” (“The Real Thing”) в Writers Theatre (сезон 2011-12 годов). Кэрри говорит: “Трейси и я отчаянно цепляемся за Чикаго. Одно из проклятий нашей работы – приходится проводить много времени врозь. Мы просто смакуем, бывая в Чикаго вместе”.
В активе Кун – главные роли в фильме Дэвида Финчера “Исчезнувшая” (“Gone Girl”, 2014) и в сериале “Оставленные” (“The Leftovers”) на канале HBO. За эту работу она получила премию “Выбор телевизионных критиков”.
В интервью театральному критику газеты Chicago Tribune Крису Джонсу трехлетней давности Кэрри Кун откровенно рассказала о своем положении: “Мне – тридцать пять. Это примерно, как сорок пять для мужчины. Я нахожусь где-то на десятом месте в списке актрис Голливуда моего возраста. Это значит, что если фильм хороший, первые номера в списке скорее всего скажут “Да”. Но если Джессика Честейн и Рейчел Макадамс скажут “Нет”, то, возможно, я получу возможность прочитать сценарий… Большинство из того, что меня просят сделать в кино, мне не очень интересно, и я не собираюсь делать все эти сумасшедшие вещи, чтобы “улучшить” себя. Театр в этом плане более терпим. С другой стороны, в кино время от времени находится режиссер, который приглашает меня, и я играю в малобюджетном фильме. Не за деньги, а потому, что мне это нравится. А играть жен второстепенных персонажей в “большом кино” мне не нравится”.
За последние годы Кэрри Кун сыграла главные роли в третьем сезоне сериала “Фарго” (“Fargo”, 2017) и втором сезоне сериала “Грешница” (“The Sinner”, 2018). Из последних киноработ актрисы отмечу роли Морган Хантер в фильме Джонатана и Джоша Бейкеров “Кин” (“Kin”, 2018) и Аманды Нанн в фильме Стивена Маккуина “Вдовы” (“Widows”, 2018). В 2018 году у Кун и Леттса родился сын. С января 2019 года актриса вошла в труппу Steppenwolf Theatre.
В роли Питера – Намир Смолвуд. Он родился в городе Ньюарк (штат Нью-Джерси). Выпускник университета Миннесоты и актерской программы Guthrie Theater (Миннеаполис). Играл на Бродвее в спектакле “Pass Over” и в офф-бродвейской постановке “Pass Over” в Lincoln Center. Член труппы Steppenwolf Theatre с 2017 года. Сыграл главные роли в спектаклях театра “The Hot l Baltimore”, “BLKS”, “True West”. Активно занят в спектаклях других театров Чикаго. Среди них “The Lost Boys of Sudan” (Victory Gardens Theater), “Charm” (Northlight Theatre), “The Grapes of Wrath” (The Gift Theatre), “East Texas Hot Links” (Writers Theatre). Снимался в сериалах “Chicago Fire”, “Betrayal”, “Elementary”, “American Rust”.
Ветеран Steppenwolf Рэндолл Арни был художественным руководителем театра с 1987 по 1995 годы. В сезоне 2018-19 годов он поставил в театре “Настоящий Запад” (“True West”) – новую, после тридцати семи лет, версию легендарного спектакля 1982 года Гэри Синиза с Джеффом Перри в роли Ли и Джоном Малковичем в роли Остина. Главные роли в версии 2019 года исполнили звезды нового поколения Джон Майкл Хилл и Намир Смолвуд. В “Глюках” Арни и Смолвуд снова встретились вместе, на этот раз – как партнеры на сцене.
Актер и режиссер Дэвид Кромер родился и вырос в Скоки (ближайший пригород Чикаго). Работал в чикагских театрах, приобрел известность своими бродвейскими постановками. Сейчас живет в Нью-Йорке. Из его последних спектаклей в Чикаго отмечу инсценировку пьесы Т.Уильямса “Сладкоголосая птица юности” (“Sweet Bird of Youth”) в Goodman Theatre (сезон 2012-13 годов) и мюзикл “Почти нормальная семья“ (“Next To Normal”) в Writers Theatre (сезон 2018-19 годов). Лауреат премий “Тони” и Drama Desk, трех премий “Оби“, четырех премий “Джефф”.
Nota bene! Спектакль “Глюки” идет до 12 декабря в помещении Steppenwolf Theatre (Downstairs Theatre) по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2021-22 годов – по телефону 312-335-1650, на сайте www.steppenwolf.org или в кассе театра.