Объявлен юбилейный, сорок пятый (2020-21 годов) сезон Steppenwolf Theatre (www.steppenwolf.org/). В условиях “военного времени” театр создает новые правила игры. В новом сезоне нас ждет “новая виртуальная платформа” – “Steppenwolf NOW”. Предполагаемое открытие сезона – 13 декабря 2020 года. Все даты премьер предварительные, точные числа станут известны ближе к зиме. Сделано это, чтобы обеспечить большую маневренность во время возможной новой волны пандемии коронавируса. В новом сезоне мы увидим две мировые, две чикагские премьеры и радиопостановку в рамках Молодежной программы театра (Steppenwolf for Young Adults). Первоначально планировалось шесть спектаклей, но жизнь внесла коррективы, и сезон решили сократить. Обо всем по порядку.
“Доброй ночи и удачи” (“Good Night, and Good Luck“) по пьесе Мэтта Чармана на основе сценария Джорджа Клуни и Гранта Хеслова. Мировая премьера – 13 декабря 2020 года. Downstairs Theatre. Режиссер – художественный руководитель театра Анна Шапиро. В ролях: Алана Аренас, Ян Барфорд, Одри Фрэнсис. Вашингтон, 1953 год.
Темное время “охоты на ведьм”. Сенатор Джозеф Маккарти ведет жесткую кампанию против всех, кого он считает “неамериканцами”. Общественное доверие к правительственным институтам находится в упадке. Страну охватывает паника. Единственный, кто стоит на пути могущественного сенатора, – журналист Эдвард Марроу и его команда. Они бросают вызов Маккарти, говоря, что его действия нарушают гражданские права жителей США. Несколько человек и одна программа меняют ход общественной жизни страны. Началось сенатское расследование, и деятельность Маккарти прекратилась. Спустя почти семьдесят лет рассказанная в спектакле история по-прежнему остается актуальной. Пьеса Чармана создана по сценарию одноименного фильма Джорджа Клуни 2005 года. Картина стала второй (после “Признания опасного человека”, “Confessions of a Dangerous Mind”, 2002) режиссерской работой популярного актера и принесла ему Премию Европейской киноакадемии за лучший неевропейский фильм года и пять призов 62-го Венецианского МКФ, в том числе – премию ФИПРЕССИ (все награды – 2005 год).
“Я – не лучшая твоя мексиканская дочь” (“I Am Not Your Perfect Mexican Daughter”, перевод мой) по книге Эрики Санчес. Мировая премьера – февраль-март 2021 года. Совместно с Storycatchers Theatre. Upstairs Theatre. Режиссер – член труппы театра Сандра Маркес.
Главная героиня романа чикагской писательницы Эрики Санчес – ученица средней школы Джулия. Она мечтает писать и выпускать книги, но после смерти старшей сестры Ольги испытывает трудности и невзгоды. Мечты о писательстве пока приходится отложить… Нас ждет история любви молодых чикагцев, которые пытаются найти правду о себе, людях и окружающем мире. Инсценировка сделана чикагским драматургом Исааком Гомесом. Прошлой зимой в Steppenwolf состоялась мировая премьера спектакля по его пьесе “La Ruta“ в постановке Сандры Маркес.
Сандра Маркес – актриса, режиссер, член труппы Teatro Vista. С 1998 по 2006 годы работала в этом театре в должности заместителя художественного руководителя. За роль в спектакле “Вид с моста“ в Teatro Vista получила премию “Джефф“, за роль в спектакле “26 Miles“ (Teatro Vista) была номинирована на эту премию. Исполняла роль Клитемнестры в трилогии “Iphigenia Cycle“ в Court Theatre. Преподает на театральном факультете Северо-Западного университета. Член труппы Steppenwolf Theatre с 2016 года… Мировая премьера спектакля состоялась 26 февраля 2020 года в составе Молодежной программы. Впервые в истории театра в новом сезоне спектакль возобновляется уже в рамках основной программы.
“Ночь последняя и ночь перед ней” (“Last Night and the Night Before”, перевод мой) по пьесе Доннетты Лавинии Грейс. Премьера в Чикаго. Downstairs Theatre. Режиссер – Валери Кертис-Ньютон. В ролях: Намир Смолвуд, Айанна Бриа Бакари, Сидней Чарльз, Джессика Дин Тернер.
Молодая женщина в бегах. От кого, мы пока не знаем, да она и не скажет. Она приезжает в Бруклин (место жительства автора пьесы), где живет ее старшая сестра с десятилетней дочерью. Проблемы одной семьи накладываются на неблагополучие другой. Сестры вынуждены думать о том, чем они должны пожертвовать, чтобы разорвать страшную полосу испытаний… Первая постановка пьесы прошла в 2019 году в Денвере (Колорадо) в Denver Center Theatre Company.
“Хор мальчиков” (“Choir Boy”, перевод мой) по пьесе члена труппы театра Тарелла Элвина Маккрейни. Downstairs Theatre. В ролях: Джеймс Винсент Мередит, Остин Пендлтон, Даниэль Кири.
Фарус Янг работает старшим преподавателем в Школе для мальчиков (Charles R. Drew Prep School for Boys). В уставе школы записано, что она призвана воспитывать “сильных, этически безупречных афроамериканцев”. Мистер Янг стремится стать лучшим руководителем школьного хора за всю его полувековую историю. Должен ли он соответствовать ожиданиям сверстников, чтобы заслужить уважение, которого отчаянно ищет? Эти и многие другие вопросы задают автор пьесы и создатели спектакля. Пьеса номинирована на премию “Тони”. Мировая премьера прошла на Бродвее.
Творчество Тарелла Элвина Маккрейни хорошо известно чикагским театралам. В прошлом сезоне на сцене Steppenwolf Theatre с успехом шел спектакль “Мисс Блэкк – в президенты“ (“Ms Blakk For President“) по пьесе Тины Ландау и Маккрейни. Автор исполнил в спектакле главную роль – мисс Блэкк. Ну а любители кино во всем мире, конечно, помнят фильм Барри Дженкинса “Лунный свет” (“Moonlight”, 2016) с Махершалой Али и Наоми Харрис в главных ролях – душераздирающую историю взросления и любви афроамериканского юноши в бедном пригороде Майами. В 2017 году картина получила три премии “Оскар”: за лучшие адаптированный сценарий, мужскую роль второго плана и лучший фильм. Автор автобиографической пьесы “In Moonlight Black Boys Look Blue“ и адаптированного сценария по ней – Тарелл Элвин Маккрейни. После “Оскара” его стали заваливать соблазнительными предложениями. К чести драматурга и актера, он всегда выбирает серьезное искусство. Поэтому он принял предложение Анны Шапиро войти в труппу Steppenwolf, поэтому свои новые пьесы он отдает чикагскому театру.
В рамках Молодежной программы (Steppenwolf for Young Adults) – первая в истории радиопостановка спектакля “Скотный двор” (“Animal Farm”) по роману Дж.Оруэлла. Адаптация для радио Стива Пикеринга основана на спектакле Алтоса Лоу 2014 года. Премьера – октябрь-ноябрь 2020 года.
Радиоспектакль доступен для студентов школ и колледжей Чикаго и пригородов.
В новом сезоне Steppenwolf Theatre предлагает своим подписчикам “новую виртуальную платформу” “Steppenwolf NOW” (New Virtual Programming Platform). В режиме онлайн любители театра смогут увидеть новые пьесы членов труппы Раджива Джозефа (его пьеса “Бенгальский тигр в багдадском зоопарке” шла в Lookingglass Theatre) и лауреата Пулитцеровской премии Брюса Норриса (его пьесы “Downstate” и “Клайборн-парк” шли на сцене Steppenwolf Theatre), пьесы Мии Чунг, Исаака Гомеса, Джеймса Ийджеймса и других, чьи имена станут известны позднее. Понимая нестабильность планирования в наше неспокойное время, Steppenwolf Theatre предлагает новый вид абонемента – Risk Free Membership. Если по каким-либо причинам театр не сможет осуществить постановку, деньги будут возвращены в полном объеме. Так что это действительно “свободный от риска абонемент”.
Художественная руководительница Steppenwolf Theatre Анна Шапиро отмечает:
“Мы приняли трудное решение отменить постановку пьесы Бесс Вол “Барселона” (“Barcelona”) и перенести на сезон 2021-22 годов мировую премьеру спектакля по пьесе Више Чама “Лысые сестры” (“Bald Sisters”). Для нас важно выпускать спектакли с большим количеством актеров. В нашем театре самая давняя постоянная театральная труппа в США. Участие наших актеров в спектаклях всегда в центре планирования”.
В Steppenwolf Theatre – три сцены: главная (Downstairs Theatre) с залом на 515 мест, малая (Upstairs Theatre) с залом на 299 мест и камерная (1700 Theatre) с залом на 80 мест. Осенью 2021 года откроется новое здание (почти 4700 квадратных метров) с театром на четыреста мест (NEW-theatre-in-the-round). Первой постановкой на новой сцене (спектаклем открытия сезона 2021-22 годов) станет новая инсценировка бессмертной пьесы А.Чехова “Чайка” (“Seagull”). Мировая премьера. Перевод, адаптация, постановка – член труппы театра Ясен Пеянков. В ролях: Ян Барфорд, Клифф Чемберлен, Фрэнсис Гинан, Тим Хоппер, Сандра Маркес, Джеймс Винсент Мередит, Каролин Нефф, Карен Родригес, Намир Смолвуд.
“Почему для открытия нового здания театра вы выбрали “Чайку”?” – спросили Ясена Пеянкова. Он ответил так: “Прежде всего, потому что “Чайка” – это сама игра: бесконечный взгляд на то, как наши стремления и желания заражают и влияют на наши отношения не только с другими людьми, но и с самими собой. А еще история “Чайки” имеет для нас глубокое значение, поскольку пьеса говорит не только о значении искусства, но и о его необходимости вообще”. Актер и режиссер Ясен Пеянков родился в Варне (Болгария). Выпускник Национальной академии театра и кино в Софии. Cлужил в Окружном драматическом театре в Софии. В 1990 году перебрался в Чикаго и с нуля стал строить театральную жизнь в новой стране. В 1992 году стал одним из основателей European Repertory Company. Лауреат премии “Джефф” за лучшую второстепенную роль (Гринспан, “Утренняя звезда” по пьесе С.Реган, сезон 1998-99 годов). С 2002 года входит в труппу Steppenwolf Theatre. Играл в двадцати спектаклях театра. Автор адаптированных переводов пьес А.Чехова, М.Булгакова, Н.Коляды, В.Сигарева. Его перевод пьесы А.Чехова “Иванов” для European Repertory Company был номинирован на премию “Джефф” по разделу “Лучшая адаптация”. Перевел на болгарский язык и впервые в Болгарии поставил спектакль “Август: графство Осейдж” в Национальном театре Софии. Профессор, декан театрального отделения Школы театра и музыки University of Illinois at Chicago (UIC). Ведет курс актерского мастерства, ставит спектакли в учебном театре.
Обладателям абонементов на сезон 2020-21 годов Steppenwolf Theatre обещает приоритет в покупке билетов на “Чайку”, а также возможность купить абонемент сразу на пять пьес.
Nota bene! Заказ абонементов на спектакли сезона 2020-21 годов – на сайте www.steppenwolf.org. Там же вы найдете подробную информацию об истории Steppenwolf Theatre и предстоящих спектаклях.