На этой неделе в чикагском театре Bluebird Arts состоится премьера спектакля “Старший сын” (“The Elder Son“) по одноименной пьесе российского драматурга Александра Вампилова (1937-1972). Впервые в США мы увидим англоязычный вариант пьесы. Режиссер – художественный руководитель театра Людмила Лопатина-Соломон. В ролях: Сэм Касс (Владимир Петрович Бусыгин), Джереми Шае (Сильва Севастьянов), Борис Кофман (Андрей Григорьевич Сарафанов), Абигейл Уолберн (Нина), Гавин Ферроу (Васенька), Дана Муэлчи (Наташа Макарская), Ник Брайант (Михаил Кудимов), Анатолий Непокульчицкий (Сосед). Сценография – Никита Ткачук.
“Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть.“ Эти слова, написанные молодым Вампиловым в начале его первой пьесы “Двадцать минут с ангелом“, сейчас звучат пророчески. При жизни писателя его пьесы подвергались цензуре, их не печатали. После смерти Вампилов превратился в классика, лидера новой драматургии, певца искренности в советском театре. “Прощание в июне“, “Утиная охота“, “Провинциальные анекдоты“, “Прошлым летом в Чулимске“ – горькие, пронзительные, искренние пьесы Вампилова были свободными сочинениями свободного человека в несвободной стране.
Театровед Майя Туровская в своей статье 1976 года “Александр Вампилов и его критики“ писала: “Духовную ситуацию героя определенного типа в жанре драмы наиболее полно выразили сначала Арбузов, потом Розов и Володин, а за ними Вампилов“.
“Старший сын“ – самая светлая пьеса Вампилова, пьеса о совестливых людях и искренних поступках. Камерная история о том, как два друга ради шутки, ночлега и просто чтобы согреться обманули старика, по мере развития сюжета превращается в притчу об одиночестве, любви, верности, человеческом достоинстве. Пронзительные диалоги Вампилова говорят нам о том, что родство по духу важнее кровного родства, и о том, как важно сохранить человеческое в человеке.
Доброта стала важным понятием в лучших пьесах шестидесятых-семидесятых, в творчестве Розова, Володина, Рощина. Вампилова. Я помню, как Сарафанов-Леонов в фильме “Старший сын“ (о нем – ниже) со щемящей интонацией произносил: “Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит“.
Об этой “справедливости и милосердности жизни“ говорил, рассуждая о творчестве Вампилова, писатель Валентин Распутин: “Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю…“.
Первая постановка пьесы “Старший сын“ состоялась при участии автора 18 ноября 1969 года в Иркутском драматическом театре (режиссер – Владимир Симоновский). Спектакль сохранялся в репертуаре театра одиннадцать лет.
“Старший сын“ – одна из самых известных пьес Вампилова. В бывшем Советском Союзе в начале семидесятых ее одновременно играли в сорока четырех театрах! К пьесе обращались Ленинградский областной театр драмы и комедии (режиссер – Ефим Падве, спектакль шел под названием “Свидания в предместье“, 1970 год), Рижский ТЮЗ (1971 год), Театр на Покровке (режиссер – Сергей Арцибашев, 2002 год), Московский театр-студия имени О.Табакова (режиссер – Константин Богомолов, 2008 год) и многие другие. В 1983 году в Московском музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко была поставлена опера Г.Гладкова по этой пьесе. Осенью прошлого году к восьмидесятилетию со дня рождения Вампилова в Московском театре на Таганке прошла премьера “Старшего сына“ в постановке Дениса Бокурадзе. Роль Сарафанова в спектакле исполняет приглашенный из МХТ лично знавший Вампилова актер Николай Чиндяйкин.
Конечно, все помнят фильм “Старший сын“ Виталия Мельникова 1975 года с великолепными работами Евгения Леонова, Николая Караченцова, Михаила Боярского. Эта картина регулярно идет на российском телевидении, сцены из нее тысячекратно повторяются во многих программах о кино и театре. Последний раз это было совсем недавно – в дни памяти Караченцова. Так что Людмиле Лопатиной-Соломон и творческой группе спектакля будет нелегко удивить зрителей. Тем интереснее посмотреть новую инсценировку знакомой многим истории.
Bluebird Arts – единственный в Чикаго театр, играющий спектакли двумя составами на двух языках: английском и русском. В этом спектакле театр проводит своеобразный эксперимент, включая русскоязычных актеров в англоязычный спектакль. Так, в роли Андрея Григорьевича Сарафанова – талантливый чикагский актер Борис Кофман, известный по работам в театрах “Атриум” и “Тет-а-Тет”. Из недавних работ актера отмечу яркое исполнение роли Павла Федоровича Обольянинова в спектакле “Зойкина квартира“ театра Bluebird Arts. В роли Соседа – Анатолий Непокульчицкий. Яркий характерный актер, он играл в Киевском русском драматическом театре имени Л.Украинки, Кировоградском академическом театре, Киевском Экспериментальном театре-студии. Театралы Чикаго знают Непокульчицкого по ярким работам в театре “Атриум”: Моня-артиллерист в мюзикле А.Журбина “Молдаванка, Молдаванка…” (сезон 2008-09 годов), Гари в спектакле “За сценой не шуметь” по пьесе М.Фрейна (сезон 2009-10 годов) и Мотл в спектакле “Лехаим” по пьесе Г.Горина “Поминальная молитва” (сезон 2010-11 годов). Какое-то время Непокульчицкий был актером, продюсером, президентом театра-студии “Инкогнито”. Мне запомнился его Ксанф в спектакле “Пропасть для свободных людей” по пьесе бразильского писателя и драматурга Гильерме Фигейредо “Лиса и виноград” (“Эзоп”).
Театр Bluebird Arts открылся в октябре 2014 года спектаклем “Чистый дом” (“The Clean House”) по пьесе американского драматурга Сары Рул. Второй постановкой инаугурационного сезона стал спектакль “Здравствуй и прощай” (“Hello and Goodbye”) по одноименной пьесе живущего в США драматурга из ЮАР Атола Фугарда. Наибольший успех сопутствовал третьей двуязычной постановке молодого театра – комедии “Зойкина квартира” по одноименной пьесе М.Булгакова.
В феврале 2017 года театр показал спектакль “Королева красоты из Линэна” (“The Beauty Queen of Leenane“) по пьесе Мартина Макдонаха, осенью 2017 года – спектакль “Искусная маленькая ложь” (“Clever Little Lies“) по одноименной пьесе лауреата премии “Тони” Джо Дипетро.
Nota bene! Спектакль “Старший сын” идет с 17 ноября до 22 декабря в помещении Athenaeum Theatre, Studio Two по адресу: 2936 North Southport Avenue, Chicago, IL 60657. $18-$28. Вопросы – по телефону 773-526-3628 и по электронной почте jgray@bluebirdarts.org. Билеты – на сайте www.bluebirdarts.org. Там же вы найдете нформацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.