Stage Russia. Четвертый сезон

Театр, кино, балет, оперетта

Сцена из спектакля “Граф Орлов”. Фото - Stage Russia
Сцена из спектакля “Граф Орлов”. Фото - Stage Russia

Объявлен новый, четвертый сезон 2019-2020 годов международного проекта “Stage Russia HD”. В программе – не только драматические спектакли лучших театров России, но и анимационный и документальный фильмы, а также балетный спектакль. Вот что мы увидим:

10 сентября 2019 года – анимационный полнометражный фильм “Резо“ (“Rezo”, оригинальное название – “Знаешь, мама, где я был?”, Россия, 2018, 63 мин.) Лео Габриадзе об отце, выдающемся сценаристе, художнике, режиссере Резо Габриадзе;

Октябрь 2019 года – мюзикл Романа Игнатьева и Юлия Кима “Граф Орлов” (“Count Orlov”) Московского театра оперетты в постановке Алины Чевик;

Ноябрь 2019 года – фильм-балет “Братья Карамазовы” (“The Brothers Karamazov”, Россия, 2019, 85 мин.) Санкт-Петербургского театра балета в хореографии Бориса Эйфмана;

Декабрь 2019 года – документальный фильм “Сила природы” (“Force of Nature”, Великобритания, 2019, 82 мин.) Джеральда Фокса о творчестве замечательной балерины Натальи Осиповой;

Январь 2020 года – “Дети солнца” (“Children of the Sun”) Новосибирского театра “Красный факел” по пьесе М.Горького в постановке Тимофея Кулябина;

Март 2020 года – “Губернатор” (“Governor”) Санкт-Петербургского Большого драматического театра по рассказу Л.Андреева в постановке Андрея Могучего;

Апрель 2020 года – “Мертвые души” (“Dead Souls”) Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета по роману Н.Гоголя в постановке Романа Кочержевского.

Первые комментарии будущего сезона – в эксклюзивном интервью продюсера проекта Эдди Ароноффа. Наш разговор начался с того, что я предложил Эдди поменять название проекта: “Ведь это уже не только Stage и не только Russia”. Засмеявшись, Эдди ответил: “Да, наш проект распространяется по всему миру и представляет весь мир. В новом сезоне, кроме спектаклей российских театров, мы являемся дистрибьюторами двух фильмов: российского – “Резо” и британского – “Сила природы”. Оба фильма связаны с Россией героями. Резо Габриадзе так же принадлежит русской культуре, как и грузинской. Наталья Осипова – всемирно известная российская балерина, выступающая по всему миру“.

Четвертый сезон проекта Stage Russia открывается фильмом “Резо“. Режиссер – Лео Габриадзе. Сценарист и художник-постановщик – Резо Габриадзе. Продюсер – Тимур Бекмамбетов.

Главный герой картины Резо Габриадзе – личность во всех отношениях легендарная. Автор сценариев к более чем тридцати пяти фильмам, самые известные из которых – работы Г.Данелии “Не горюй!” (1969), “Мимино” (1977), “Кин-дза-дза!” (1986). Режиссер, основатель и художественный руководитель уникального Театра марионеток в Тбилиси. Художник. Философ. Поэт. Человек, чьи рассказы, байки, анекдоты передаются из уст в уста и об остроумии которого говорят все, кому посчастливилось с ним общаться…

Сцена из фильма “Резо“. Фото - Stage Russia
Сцена из фильма “Резо“. Фото — Stage Russia

Фильм о Резо Габриадзе сделал его сын Лео. Многие, возможно, вспомнят его по роли Скрипача в “Кин-дза-дза!”. Лео было тогда семнадцать лет. Он закончил актерский факультет Тбилисского театрального института, работал на телевидении, в кино, театре. Режиссер фильмов “Выкрутасы” (2010) и “Убрать из друзей” (2015).

Эдди Аронофф рассказывает:

— “Резо” – анимационный фильм, основанный на рисунках и детских воспоминаниях Габриадзе сразу после окончания Второй мировой войны. Он жил тогда в Кутаиси, было ему десять лет. Реальность смешивается с фантазиями, сказками, рассказами, легендами… Прелестная, нежная, умная работа. Вместе с фильмом Резо мы покажем одиннадцатиминутную анимационную короткометражку “Чик-чирик” (в английском варианте – “Tweet-tweet”) дочери Тимура Бекмамбетова Жанны. Эта обаятельная, трогательная, эмоциональная история никого не оставит равнодушным!

Дополним рассказ Эдди Аронофф словами киноведа Наума Клеймана: “Как всегда у Резо Габриадзе, в фильме сочетание юмора, трагизма и светлого гуманизма: не слюнявого, не поверхностного, а подлинного”.

Резо Габриадзе рисовал тушью на акварельной бумаге. Лео рассказывает, что он отказался от компьютерной анимации и формата 3D. Для оживления рисунков съемочная группа применяла так называемую “технику перекладки”, поэтому эпизоды фильма смотрятся как фрагменты спектаклей Габриадзе.

На прошлой неделе мне посчастливилось взять интервью у Лео Габриадзе. Он рассказал мне много интересного об истории создания фильма и работе с отцом. Полную версию нашей беседы читайте в ближайших выпусках газеты Реклама.

После успеха мюзикла “Анна Каренина” в новом сезоне мы увидим еще один спектакль той же команды постановщиков того же Московского театра оперетты – “Граф Орлов”. Композитор – Роман Игнатьев. Автор либретто – Юлий Ким. Режиссер – Алина Чевик. В главных ролях: Игорь Балалаев, Теона Дольникова, Екатерина Гусева, Александр Голубев.

— Эдди, вы выросли на американских мюзиклах, поэтому мне хотелось узнать именно у вас – в чем оригинальность российских? Есть ли в них что-то новое, или они повторяют то, что давно изобретено в Америке?

— Хороший вопрос. В России все началось с адаптирования американских оригиналов на телевидении и шоу-индустрии. Сейчас российские мюзиклы напоминают первые образцы классических бродвейских мюзиклов, например, “Сорок вторую улицу”, но они более утонченные, романтичные, что ли. Как можно подавить русскую душу в мюзикле? Она все равно прорывается, и аудитория чувствует это. Честно говоря, я не большой фанат мюзиклов. Может быть, за исключением “Оклахомы” и чего-то еще раннего. Но показы мюзиклов позволяют нам расширить аудиторию. Многим они нравятся, и мы должны это учитывать. Я счастлив показать эти спектакли. Они – лучшие образцы жанра.

Все началось с мюзикла Романа Игнатьева и Юлия Кима “Монте-Кристо” по знаменитому роману А.Дюма-отца. Премьера состоялась 1 октября 2008 года. Спектакль шел на протяжении четырех лет с непременным аншлагом, было сыграно пятьсот двадцать представлений. В последний вечер 1 июля 2012 года на сцену поднялась вся творческая группа, чтобы провести презентацию нового проекта – “Граф Орлов”. Премьера “…Орлова” состоялась 6 октября 2012 года. Передача “эстафетной палочки” прошла успешно – спектакль завоевал огромную популярность и множество премий. Главные из них – “Хрустальная Турандот” в номинации “Лучший мюзикл”, “Звезда театрала” в номинации “Лучший музыкальный спектакль” (обе награды – 2013), “Гвоздь сезона” (2014).

После двух успешных проектов у творческой группы возникла идея третьего. Так в 2016 году появилась известная нам “Анна Каренина”. Эдди Аронофф сказал, что в рамках проекта Stage Russia в будущих сезонах, возможно, пройдет показ “Монте-Кристо”. Таким образом, у зрителей во всем мире появится возможность увидеть все три спектакля.

Впервые в проекте Stage Russia – балет. Мы увидим новую (2019 год) версию спектакля “Братья Карамазовы” Санкт-Петербургского театра балета в хореографии Бориса Эйфмана. Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев. Художник по свету – Борис Эйфман. В главных партиях: Дмитрий Фишер, Олег Габышев, Сергей Волобуев, Мария Абашова, Игорь Поляков.

Кадр из фильма-балета “Братья Карамазовы”. Фото - Юлия Кондрашова
Кадр из фильма-балета “Братья Карамазовы”. Фото — Юлия Кондрашова

Впервые Эйфман обратился к роману Достоевского в 1995 году. Спустя почти двадцать пять лет хореограф решил кардинально переработать балет и предложил новую версию. Почему? Эйфман отвечает на этот вопрос так: “Роман “Братья Карамазовы” – итог творческого пути Достоевского. На протяжении двух десятилетий, наблюдая за ходом новейшей истории нашей страны, я не переставал убеждаться в вечной актуальности этого произведения, ставшего духовным завещанием писателя. Спектакль не только развивает традиции психологического балетного искусства, но и стремится выполнить другую, не менее сложную творческую задачу – создать пластический эквивалент гениально раскрытой Достоевским темы мучительного бремени разрушительных страстей, дурной порочной наследственности. “Братья Карамазовы” – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности “широкой” человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где “дьявол с Богом борется”. Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев. В “Братьях Карамазовых” звучит важнейшая идея: если Бога нет, то “все дозволено”. Современная эпоха могла бы быть исчерпывающе описана с помощью иных слов: “И Бог есть, и все дозволено”. Именно поэтому настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского и его персонажей. Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры – размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире”.

Эдди Аронофф обращает внимание еще на одну особенность спектакля.

— Борис Эйфман создал не просто новую версию спектакля – он придумал фильм-балет. Это более глубокое погружение в материал, чем просто съемки спектакля несколькими камерами. Новые “Братья Карамазовы” – больше кинофильм, чем балетный спектакль.

В планах у Эдди – показ других спектаклей Эйфмана и его театра.

Продолжение балетной темы – фильм “Сила природы”. Режиссер – Джеральд Фокс. В основе картины – фрагменты репетиций и спектаклей с участием Натальи Осиповой.

Наталья Макарова и Наталья Осипова. Фото - Дина Макарофф
Наталья Макарова и Наталья Осипова. Фото — Дина Макарофф

Наталья Осипова – самая непредсказуемая, самая необычная балерина нашего времени. Окончив Московское хореографическое училище, она пришла в кордебалет Большого театра, но уже в первом сезоне станцевала восемь сольных партий. О блистательных прыжках-полетах Осиповой заговорила вся Москва. Китри, Жизель, Сильфида, Медора – главные партии следовали одна за другой. Балетному миру ее имя стало известно в 2007 году, во время триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне. После “Дон Кихота” балетный критик Клайв Барнс назвал ее “редким и прекрасным талантом”, а газета “The Guardian” посоветовала любителям балета увидеть Осипову любой ценой: “Выпрашивайте билеты, воруйте, отнимайте с боем!” Нью-Йорк, Париж, Милан, Берлин; Американский балетный театр, Гранд-опера, Ла Скала, балет Баварской государственной оперы – за несколько лет Осипова покорила все балетные столицы мира и выступила со всеми лучшими балетными труппами. Ее премии и награды стали закономерным продолжением головокружительной карьеры. Премия Леонида Мясина, премия жюри “Золотой маски”, приз “Benois de la dance”, Гран-при Международной балетной премии “Dance Open”… В разные годы Осипова была звездой Большого и Михайловского театров. Уже несколько лет она является примой-балериной Королевского балета Великобритании.

Рассказывает Эдди Аронофф:

— Наталья сегодня очень популярна в Великобритании. Она танцует ведущие партии в Королевском балете Великобритании. Отсюда интерес к ней со стороны британских кинематографистов. Режиссер фильма – известный британский мастер, лауреат премии БАФТА (Британской академии кино и телевидения) Джеральд Фокс. Отличие “Силы природы” от недавнего байопика Рона Ховарда “Паваротти” в том, что в картине Фокса нет подробностей биографии и личной жизни балерины. Фильм о другом – о танце, балете, искусстве. Он состоит из фрагментов репетиций и спектаклей. В основном, картина сделана во время репетиций балета “Мать”. (В основе балета хореографа Артура Питы – рассказ Г.Х.Андерсена “История одной матери”. – Прим. автора.) Этот балет мы, возможно, покажем в будущем.

В фильме “Сила природы” участвуют выдающаяся балерина XX века Наталья Макарова, художественный руководитель Королевского балета Великобритании Кевин О’Хара, балетмейстер Артур Пита, бельгийский танцор и хореограф Сиди Ларби Шеркауи, британский танцор и хореограф Джонатан Годдар.

Парад драматических спектаклей театров России открывает новая работа Тимофея Кулябина и Новосибирского театра “Красный факел” – “Дети солнца” по одноименной пьесе Максима Горького. В главных ролях: Павел Поляков (Павел Протасов), Ирина Кривонос (Лиза), Дарья Емельянова (Елена Николаевна), Константин Телегин (Вагин).

Наряду с Римасом Туминасом, Тимофей Кулябин – рекордсмен по количеству спектаклей, показанных в проекте Stage Russia. В сезоне 2017-18 годов были “Три сестры”, в прошлом сезоне – “Онегин”, сейчас – еще одна инсценировка классики, пьеса Максима Горького. В моей прошлогодней беседе я спросил Тимофея, почему среди его авторов – только классики. Режиссер ответил: “Я думаю, что рано или поздно приду к современной драматургии. Пока мне интересно работать на территории больших названий и имен, за которыми – большой опыт. Я “разговариваю” со всем, что вокруг каждого такого текста существует, – с историей постановок, традицией восприятия, театральными клише. У больших названий – “Три сестры”, “Нора”, “Дети солнца” – есть большой исторический и культурный бэкграунд, и мне интересно играть с ним, отключать его, изучать. Интересно понять, что сто лет назад работало, а сейчас – нет, что тогда казалось неважным, а сейчас стало актуальным. Это диалог не только с текстом, но и с контекстом. Но я предполагаю, что через какое-то время захочу поставить что-то совсем новое”.

Сцена из спектакля “Дети солнца”. Фото - Фрол Подлесный
Сцена из спектакля “Дети солнца”. Фото — Фрол Подлесный

Премьера спектакля состоялась 8 сентября 2018 года. Эдди Аронофф посмотрел “Детей солнца” в октябре в Москве на фестивале “Территория”. Тогда же он решил включить спектакль в проект Stage Russia. Эдди говорит:

— Максим Горький – знаковое имя в истории русской литературы. Тимофей обратился к его не самой известной пьесе. “Дети солнца” – сочинение рубежа веков и слома вех. Получился камерный спектакль, поставленный современными средствами, но при этом выражающий все основные идеи Горького. Для Тимофея это важная работа, еще один штрих к его палитре русских классических произведений. Тимофей сейчас очень востребован, ставит по всему миру. Мне кажется важным показать его новую работу всем тем, кто не может доехать до Новосибирска. Надеюсь, мы продолжим с ним сотрудничество в будущем.

Из интервью Тимофея Кулябина: ”Дети солнца” – некая история о последнем поколении интеллигентов, которых революция вот-вот уничтожит. Но мне сегодня гораздо важнее и интереснее другое измерение этого текста. Чувства – вот, о чем мне важно поговорить со зрителем. Именно чувствами живет дом главного героя Протасова и его окружение. Я смотрю на эту пьесу как на историю взаимоотношений героев, которые очень ярко прорисованы в сюжете и двигают всю историю вперед – весь событийный ряд выстроен на этих отношениях”.

Драматические спектакли нового сезона Stage Russia – выставка хрестоматийных имен русской литературы. Еще одна остановка на этом пути – спектакль “Губернатор” Санкт-Петербургского Большого драматического театра по рассказу Леонида Андреева в постановке Андрея Могучего. В главных ролях: Дмитрий Воробьев (Губернатор), Ирина Патракова (Марья Петровна), Андрей Феськов (Алексей), Алиса Комарецкая (Зизи).

Андреев дружил с Горьким, темы их произведений и даже поведение героев часто пересекаются. Символично, что и в репертуаре Stage Russia инсценировка маленького рассказа идет вслед за пьесой Горького.

Рассказ “Губернатор” – отклик писателя-символиста на убийство эсером Каляевым московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Лилия Шитенбург в издании Colta.ru пишет: “Взмах белого платка, выстрелы, кровь” – так написано у Леонида Андреева, и так это и поставлено Андреем Могучим. Театр, приурочивший премьеру к столетию революции, – один из немногих, кто осмеливается сегодня напомнить знаменитую реплику из “Броненосца “Потемкин””: “Слышите? Не стреляйте!”. А тем временем одинаковые солдаты, в линеечку выстроенные на сцене БДТ, бестрепетно палят в беззащитный партер”.

Я спросил у Эдди, почему его выбор пал именно на “Губернатора”.

— Мы давно хотели показать спектакли Андрея Могучего. Думали об “Алисе” с участием несравненной Алисы Фрейндлих, говорили о других спектаклях БДТ. Спектакль “Губернатор” предложил сам Андрей. Я посмотрел и сразу влюбился в него. Поражает потрясающий дизайн и умение режиссера рассказать Историю. Говорят, Никита Михалков позвонил Могучему и сказал, что “Губернатор” – лучший драматический спектакль, который он видел за всю жизнь. Мы используем кинокопию, снятую для фестиваля “Золотая маска”. Я счастлив, что в нашем списке лучших российских театров появился легендарный Большой драматический.

Премьера “Губернатора” состоялась 23 декабря 2016 года. Из наград отмечу две высшие театральные премии Санкт-Петербурга “Золотой Софит” 2017 года за лучшую мужскую роль (Дмитрий Воробьев) и лучшую работу художника (Александр Шишкин), Российскую театральную премию “Золотая Маска” 2018 года в категории “Драма” в номинации “Лучшая работа художника по свету” (Стас Свистунович).

В финале четвертого сезона компания Stage Russia планирует показать спектакль “Мертвые души” Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета в постановке Романа Кочержевского. В главных ролях: Федор Пшеничный (Чичиков), Александр Новиков (Манилов), Наталья Шамина (Манилова), Анна Ковальчук (Коробочка), Сергей Перегудов (Ноздрев), Виталий Куликов (Собакевич, Чичиков), Лаура Пицхелаури (Феодулия Собакевич), Сергей Мигицко (Плюшкин, Губернатор).

Среди актеров мое внимание привлекли три имени: уникальный Сергей Мигицко в роли Губернатора (два таких разных Губернатора в одном сезоне!), фантастически необычная Лаура Пицхелаури в роли супруги Собакевича (она играет леди Макбет в бутусовском “Макбете”) и популярная по работам в кино Анна Ковальчук (Маргарита в сериале “Мастер и Маргарита”) в роли Коробочки. Эдди Аронофф рассказывает:

— Это современный спектакль в смысле дизайна. Роман Кочержевский – молодой человек, ему только тридцать два. Мне кажется, вскоре он превратится в крупного режиссера. Он рассказывал мне, как работал со своим учителем Юрием Бутусовым над “Гамлетом” и другими спектаклями Ленсовета. Роман играл в “Гамлете”, “Трех сестрах” и других спектаклях Бутусова. Роман многое взял от Юрия. Кстати, Юрий был тем человеком, который рекомендовал мне посмотреть эту работу Романа… Спектакль “Мертвые души” полон неповторимого гоголевского юмора, волшебных диалогов. Для нас это первая возможность показать спектакль по прозе еще одного великого русского писателя… Разрыв Юрия Бутусова с Ленсоветом был немного “грязным”, но режиссер остался предан актерам. Он любит их и желает им только добра. Надеюсь, у нас все получится и весной 2020 года спектакль увидят зрители по всему миру.

Говоря о режиссерах, Эдди повторял, что хотел бы сотрудничать с ними в будущих сезонах. Он выстраивает долгосрочные отношения с театрами и готов и дальше расширять географию участников. В планах у продюсера, по его словам, “две тысячи названий”, которые он хочет показать, так что нас ждет еще много открытий. А пока – приглашаю всех на открытие четвертого сезона, на фильм “Резо”! Встречаемся в кино!

Nota bene! В “большом” Чикаго фильм “Резо” демонстрируется 10 сентября в 7.30 pm в кинотеатре “Regal Lincolnshire” по адресу: 300 Parkway Drive, Lincolnshire, IL 60069 (www.regmovies.com/movies/rezo) и 22 сентября в 2.00 pm в Wilmette Theatre по адресу: 1122 Central Avenue, Wilmette, IL 60091 (www.wilmettetheatre.com).  Все новости о проекте Stage Russia HD – на сайте www.stagerussia.com.