4 августа по всему миру начинается онлайн-прокат документального фильма Гейба Полски “Красные пингвины” (“Red Penguins”, США, 80 мин., на английском и русском языках). О сюжете и режиссере – в сегодняшнем выпуске Кинообозрения.
“Красные пингвины” – история о том, как ведущий хоккейный клуб СССР и России ЦСКА на два сезона стал российско-американским СП “Русские пингвины” и что из этого получилось.
Началось все осенью 1993 года, когда появились сообщения о неком договоре между хоккейной командой из Питтсбурга Pittsburgh Penguins и московским клубом ЦСКА. В те годы достижения великого хоккейного клуба были в прошлом. Победившей путч новой российской власти было не до хоккея. Хоккеисты массово уезжали на Запад. Из ЦСКА в сезоне 1992-93 годов уехали восемнадцать игроков. В книге “Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея” жена хоккейного тренера Татьяна вспоминала: “Наступили смутные времена. Деньги обесценились. Сбережения, которые у нас были, превратились в копейки, но Виктор сразу для себя решил, что останется на Родине… Хотя начали поступать заманчивые предложения. Хозяин “Квебек Нордикс” миллионер Марсель Абу в 1991 году пытался воздействовать на Тихонова через Валерия Гущина (хоккеист рижского “Динамо”). Валерий Иванович к тому времени уже год трудился в ЦСКА, и Виктор Васильевич ему полностью доверял ведение клубных дел… Предлагалось два миллиона долларов в год. Были и другие варианты. В контрактах тоже фигурировали миллионы. Виктора все это совершенно не увлекало… Он не мог бросить ЦСКА”.
Тихонов стал проводить переговоры о контрактах игроков ЦСКА с командами НХЛ, и ему предложил сотрудничество один из владельцев клуба Pittsburgh Penguins Ховард Болдуин. В те годы в команде играли блестящие хоккеисты. Самым известным был дуэт нападающих: Марио Лемье (с 1999 года он стал владельцем клуба) из Канады и Яромир Ягр из Чехии. В результате переговоров была сформирована новая российско-американская команда с выразительным названием “Русские пингвины”. Половина активов принадлежала американской стороне, половина – российской. Русские и американские хоккеисты стали тренироваться под руководством старшего тренера ЦСКА Виктора Тихонова…
Фильм подробно рассказывает о первых шагах новой команды, талисмане и логотипе, первых спонсорах, маркетинговой кампании, первых успехах и провалах… В фильме много архивных видеоматериалов, сатирических зарисовок и остроумных наблюдений. Есть критики, которые называют картину “черной комедией”. Правда, вымысла в этой “черноте” нет – все было на самом деле.
Российско-американская команда “Русские пингвины” просуществовала всего два года, но неудачей этот эксперимент никто не называет. Это было интересное время, и создатели фильма сумели выразительно показать его на экране. При этом фильм не ограничивается только спортивной тематикой. На фоне “возвышения и падения” одной команды Полски и его творческая труппа показывает, что происходило в те годы в России. Есть в ленте и путч 1991 года, и расстрел Белого дома девяносто третьего, и создание “Взгляда” (интервью Александра Любимова), и убийство Влада Листьева, и обращения Ельцина к народу, и Путин рядом с ним в 1999 году…
Американский режиссер русского происхождения Гейб Полски (Gabe Polsky) родился 3 мая 1979 года в Миннесоте в семье приехавших из Киева украинских евреев. С 1980 года семья живет в Чикаго.
С хоккеем у Гейба Полски давняя любовь. Он увлекался этой игрой с детства. Во время учебы в Йельском университете даже играл в хоккейной команде. Профессиональным хоккеистом не стал – ушел в сторону кино, – но про хоккей не забыл. Его режиссерский дебют состоялся в 2012 году с фильмом “Жизнь в мотеле” (“The Motel Life”).
Полски сам пишет сценарии для своих фильмов и продюсирует их. Он является исполнительным продюсером первого сезона сериала “Гений” (“Genius”, 2017), созданного для канала National Geographic. Сериал был посвящен жизни великого ученого и гражданина Альберта Эйнштейна. Гейб с братом Аланом приобрели права на биографию Эйнштейна, написанную Уолтером Айзексоном.
Несмотря на успехи в игровом кино, Полски, по его собственным словам, всегда выделял документальное. Тему долго выдумывать не пришлось: конечно, хоккей! Так, поиграв в игру “настоящих мужчин”, наш герой стал снимать о ней фильмы. Его первая документальная картина называлась “Красная армия” (“Red Army”). Полски задумал снять фильм о том, почему именно хоккей превратился в спорт “на экспорт” и как советские хоккеисты смогли стать главными мировыми спортивными звездами. В картине мы видим первое поколение легендарной московской команды во главе с хоккейным гуру Анатолием Тарасовым. С комментариями по ходу фильма выступает прославленный защитник ЦСКА и сборной СССР Вячеслав Фетисов. В 2014 году лента “Красная армия” открывала Московский МКФ, демонстрировалась в основной программе Каннского МКФ, а также с успехом прошла в документальной программе 50-го Чикагского МКФ.
В 2018 году на экраны вышел второй документальной фильм Полски “В поисках величия” (“In Search of Greatness”). Картина построена как серия интервью с легендами спорта, в числе которых – Пеле, Уэйн Гретцки, игрок американского футбола Джерри Райсом и другие.
Фильм “Красные пингвины” создан на студии Гейба Полски Gabriel Polsky Production в сотрудничестве со студиями Norddeutscher Rundfunk и Studio Hamburg. Мировая премьера состоялась в сентябре 2019 на МКФ в Торонто.