3 и 4 марта впервые в Чикаго выступит Балет Монте-Карло (Les Ballets de Monte-Carlo). Национальная балетная компания Монако покажет жемчужину мирового балетного искусства – балет Петра Ильича Чайковского “Спящая красавица” (“Sleeping Beauty (La Belle)”).
Говорят, что именно после просмотра “Спящей красавицы” в Большом театре балетоманом стал русский художник Александр Бенуа. По изяществу и разнообразию танцев, по мелодичности музыки этот балет не имеет себе равных. “Спящая красавица” – сокровищница хореографических шедевров. Каждый спектакль открывает что-то новое, на каждом спектакле Аврора просыпается к новой жизни…
Премьера балета в постановке Мариуса Петипа состоялась в Мариинском театре 3 января 1890 года. “Спящая…” сразу завоевала всемирную популярность. Сколько постановок было за это время – классических и современных, традиционных и скандальных, детских и только мужских!.. Труппа из Монте-Карло привозит в Чикаго нашумевшую постановку своего художественного руководителя Жана-Кристофа Майо.
Майо создал не просто новую “Спящую красавицу”. Он придумал чувственный и немного ироничный балетный язык, в котором сказочный сюжет Шарля Перро выглядит вполне естественно. Отсюда название – “La Belle”, “Красавица”. В новой версии не принц своим поцелуем пробуждает к жизни спящую красавицу, а красавица, проснувшись через сто лет, дарит поцелуй тому мужчине, которого полюбила.
А начинается все с того, что принцесса, проклятая злобной феей Карабос, как маленький ребенок, порезала пальчик и погрузилась в глубокий сон. Принц, живущий, по версии Майо, в соседнем дворце, решает спасти спящую красавицу. Он немедленно бежит к ней, чтобы совершить подвиг. Увидев ее, он так же мгновенно влюбляется и втайне женится на ней. Когда через несколько лет принц становится королем, его брак с красавицей раскрывается. Королева-мать в ярости – она хочет помешать счастливой жизни молодых. (Кстати, одна и та же танцовщица исполняет партии феи Карабос и Королевы-матери. Не она ли по ночам превращается в фею? Ответ мы увидим в спектакле.) Майо говорит: “Есть такая пословица: “То, что не убивает, делает сильнее”. Красавица испытала сильнейший стресс, встретившись с женихами-принцами, которые фактически пришли купить ее. Красавица чувствует сексуальную агрессию мужчин, воспринимает их как насильников и предпочитает лучше навеки уснуть, чем выйти замуж без любви. В сказке Перро есть очень красивая и важная подробность: сто лет Красавица не просто спит, а видит сны. Ей снится мужчина, который ее полюбит и который будет так же уязвим, как она. Для нее любовь к нему – единственный способ восстановить самоуважение, вернуть желание жить. Что еще важно: Красавица сама целует Принца, потому что узнала того, кого видела во сне. Их поцелуй – им начинается адажио – длится две с половиной минуты”. Вот такая новая сказка на старый лад.
Еще одна оригинальная находка Майо – музыка. Хореографу показалось мало хрестоматийной музыки Чайковского к балету, и он использовал фрагменты не менее хрестоматийной увертюры Петра Ильича “Ромео и Джульетта”. Майо объясняет свой выбор так: “Музыка Чайковского, безусловно, говорит с каждым артистом и с каждым человеком – у каждого возникают свои отношения с ней. Мне не хотелось использовать ровно тот же музыкальный материал, что и у Мариуса Петипа. Мне кажется, у всех великих авторов весь комплекс произведений составляет единое целое, и постичь настоящую глубину возможно, только, исследуя разные сочинения. Когда я включил в новую партитуру “Ромео и Джульетту“, получилось абсолютно естественно”.
Премьера балета состоялась в 2001 году. В 2016 году Майо создал вторую версию, которую мы и увидим в Чикаго. Хореограф говорит: ”Я создал “Красавицу” более пятнадцати лет назад. Конечно, та версия балета, которую публика увидит сегодня, отличается от оригинальной. Мои балеты постоянно меняются. Они не застывают во времени, не сводятся к единственному варианту. Искусство хореографии находится в постоянном движении, бесконечно трансформируется. В труппу приходят новые танцовщики, привнося в спектакль свои чувства, восприятие, свой уникальный талант. Работающие над балетом специалисты, будь то дизайнеры, сценографы, музыканты или авторы либретто, тоже проходят через перемены, добавляя новые идеи. Я не перестаю говорить, что мои спектакли – это не запись в архиве, не неприкосновенный экспонат. Наоборот, для меня радость видеть, как они преображаются. Это главный стимул, чтобы продолжать работу”.
Балет Монте-Карло был создан в 1985 году по инициативе принцессы Ганноверской Каролины. Ее целью стало возрождение великих балетных традиций Монако, начатых в начале XX века Сергеем Дягилевым и его Ballet Russes. Кстати, председатель Совета директоров театра “Аудиториум” Татьяна Кастроверде Москаленко напомнила на пресс-конференции, что Дягилев и его “Русский балет” гастролировали в Чикаго в 1916 году. Выступала труппа, разумеется, в театре “Аудиториум”. Спустя сто с лишним лет историческая сцена принимает компанию, декларирующую верность великим классическим традициям прошлого.
С 1993 года художественным руководителем Балета Монте-Карло является Жан-Кристоф Майо. Он начинал как танцовщик, работал в труппе Розеллы Хайтауэр (Международная школа танца в Каннах), в течение пяти лет был солистом Гамбургского балета Джона Ноймайера. После ухода со сцены из-за травмы руководил Национальным центром хореографии Тура и балетной труппой театра Тура.
За четверть века руководства Балетом Монте-Карло Майо создал более тридцати балетов и принес маленькому театру из Монако всемирную известность. Среди лучших балетов Майо – “К земле обетованной” (1995), “Ромео и Джульетта” (1996), “Золушка” (1999), “Сон” (2005), “Другая песнь” (2006), “Фауст” (2007), “Озеро” (2011), “Хорео” (2013), “Труппа “Щелкунчика” (2013). В 2014 году Майо поставил в Большом театре балет “Укрощение строптивой”, получивший несколько премий “Золотая маска”, в том числе – за лучший балетный спектакль. Майо – кавалер Ордена княжества Монако, французских орденов Искусств и Почетного легиона. Лауреат премий Benois de la Danse в номинации “Лучший хореограф” (2008 год) и Danza Valencia (2010 год).
Перечислю команду Майо: художник-постановщик – Эрнест Пиньон-Эрнест, художник по костюмам – Филипп Гийотель, художник по свету – Доминик Дрийо.
Мастерство солистов и кордебалета, красочные декорации, калейдоскоп костюмов в сочетании с волшебной музыкой Петра Ильича Чайковского превращают “Спящую красавицу” Балета Монте-Карло в настоящее событие в культурной жизни Чикаго. Не пропустите!
“Спящая красавица” – часть ежегодной Международной танцевальной программы театра (International Dance Series). Впереди в этой программе нас ждут гастроли Американского театра танца Алвина Эйли и Национального балета Кубы. Но об этом – в следующий раз на страницах Балетного обозрения.
Nota bene! Спектакль “Спящая красавица” Балета Монте-Карло пройдет 3 марта в 7.30 pm и 4 марта в 2.00 pm в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress Parkway, Chicago, IL 60601. Билеты на эти и другие спектакли и концерты сезона 2017-18 годов можно заказать по телефону 312-341-2300, на сайте AuditoriumTheatre.org или приобрести в кассе театра.