На горной вершине, где неба порог,
Стоял Моисей – духовидец, пророк.
И взор неподвижный молитвы влекли
В пределы обещанной Богом земли.
Готовится к смерти пророк и слуга,
Где с бездной встречаются гор берега –
И в духе он видит с молчащих высот
Ту землю, что Бог сыновьям отдаёт.
Дитрих Бонхёффер – немецкий поэт, богослов, пастор лютеранской церкви, антифашист.
Дитрих Бонхёффер родился 4 февраля 1906 года в городе Бреслау (сегодня это Вроцлав) в многодетной семье известного врача-психиатра и преподавателя университета Карла Бонхёффера. Семья имела глубокие аристократические корни и уважительное отношение к церковным традициям: они вместе отмечали христианские праздники, читали Библию, исполняли духовные песни, но в церковь не ходили. Дети получили прекрасное образование. Дитрих был увлечён музыкой, изучал иностранные языки, но, как признался спустя годы, он искренне хотел научиться одному – верить.
В 17 лет он открыто заявляет о своём желании изучать богословие и стать пастором. Это был особенный момент в его жизни: “Случилось что-то необыкновенное: я торжественно предстоял перед своим классом, а главное – перед своим Богом”.
“Ты видишь, старик,
завершенье пути…
Но в эту страну
ты не должен войти”.
И смотрит, и смотрит старик Моисей
На мир, где Отец ожидает детей.
Молитвы его, на вершине горя,
Возносятся к Небу, как дым алтаря:
“Верны обещанья Твои и слова,
И Истина Божья вовеки права,
И милость Господня, и праведный суд
Везде пребывают, повсюду найдут…”
После 1931 года Дитрих становится пастором лютеранской церкви и начинает преподавать богословие в Берлинском университете. Пишет статьи и книги, в которых ищет ответы на острые религиозные вопросы, не подозревая, насколько тяжёлое испытание предстоит выдержать его вере…
В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер. Немецкий народ принял Гитлера как “спасителя Германии”. Церковь тоже признала его власть: над церквями появились нацистские флаги, а в католических классах рядом с распятием повесили портреты Гитлера и изображения свастики. Фюрер не сомневался, что он легко подчинит себе церковь. Лишь немногие пасторы смогли противостоять идеям нацистов, но их лишали приходов и всяких возможностей заработка, арестовывали, отправляли в тюрьмы и концлагеря. Эти люди, включая Дитриха Бонхёффера, основали Исповедующую церковь, которая выступала против попыток гитлеровцев подчинить себе лютеранскую церковь. Они осуждали фашизм и поддерживающих его христиан.
Позже, когда начались открытые репрессии, члены Исповедующей церкви укрывали в своих домах евреев, за что, в конце концов, и сами заплатили страшную цену.
Отвергнула Бога распутная плоть –
Вновь царствует Идол, осмеян Господь!
И к детям приходит расплата-беда,
И гнев Твой на них пребывает всегда!
Наследники обетованной земли
В пустыню безбожия вдруг забрели…
И мёртвую плоть покрывает песок,
Чтоб выживший верой очиститься мог.
В 1935 году Бонхёффер становится директором небольшой семинарии Исповедующей церкви, которая занимается подготовкой пасторов. Он неустанно трудится: рассылает письма и воззвания с объяснением религиозной и политической ситуации в стране, читает доклады и произносит проповеди о верности Богу. В итоге его лишают права преподавания, увольняют из университета, запрещают публиковать свои работы и выступать публично, а позже закрывают и семинарию.
Дитрих постоянно находился в оппозиции Гитлеру и его ближайшему окружению, особенно в “еврейском вопросе” и в вопросе о религиозных реформах, проводимых Гитлером. Категорическое неприятие идеологии Третьего рейха привели его в 1938 году в ряды участников заговора против Гитлера. Причастность его непосредственно к покушению до сих пор остаётся предметом спора среди историков, однако в одном они сходятся – Дитрих не просто сочувствовал заговорщикам, но активно их поддерживал.
Ты вёл их ко благу сквозь воды, пески –
Они же восстали Тебе вопреки!
Веками хранила детей благодать –
Но дети задумали Бога предать…
Коль воля отцов устоять не смогла,
Потомки придут завершить их дела.
Там новые песни Творцу пропоют,
И вновь совершится молитвенный труд.
Вместе с тем Бонхёффер периодически выезжает в Америку, где ему предлагают спокойную и безопасную работу – преподавание в Нью-Йоркской богословской семинарии. Друзья уговаривали Дитриха не возвращаться в Германию, предупреждая о грозящей ему опасности. Однако Бонхёффер считает своим долгом остаться на родине и пишет своим друзьям: “Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени…”
С 1938 был связан с участниками антинацистского заговора — сотрудниками абвера. С их помощью он и сам вскоре становится сотрудником этой организации. В 1942 году Бонхёффер по линии абвера выезжал в Швецию; во время этой миссии передал мирные предложения участников антинацистского Сопротивления, адресованные представителям Великобритании и США. Одновременно продолжал заниматься теологическими исследованиями, работал над книгой “Этика”, в которой утверждал, что христианин имеет право участвовать в политическом сопротивлении диктатуре. Тогда же он разработал теологическую концепцию, оправдывавшую не только сопротивление диктатуре, но даже и убийство диктатора.
“…попытка убрать Гитлера, даже если бы это означало убийство тирана, была бы по сути делом религиозного послушания; новые методы угнетения со стороны нацистов оправдывают новые способы неповиновения… Если мы утверждаем, что мы христиане, нечего рассуждать о целесообразности. Гитлер — это антихрист”.
Используя свою работу в абвере, Дитрих помог многим евреям бежать в Швейцарию.
В 1943 году Дитриха Бонхёффера арестовывают, впереди – два года заключения. Однако тюрьма не сломила его: Дитрих продолжает писать о судьбах мира, Церкви, о сущности веры, много работает, читает и регулярно отправляет письма родным и супруге, с которой успел обвенчаться за два месяца до ареста.
Незадолго до окончания войны Гитлер отдал приказ повесить всех заговорщиков. Бонхёффер оказался в камере смертников и накануне казни сказал: “Это конец, но для меня – начало жизни”.
8 апреля 1945 года в концлагере он смог провести последнее в своей жизни богослужение.
9 апреля 1945 года нацисты привели в исполнение приговор о повешении. Виселица была особой, высокотехничной, человеку не давали умереть мгновенно, поэтому Дитрих умирал в муках…
Здесь царство волн – от края и до края!
Морской котёл кипит из глубины…
Ветрами смяты и ослеплены,
Пред ликом смерти силы надрывая,
Они пытались говорить с богами…
“О боги вечные! Кому ваш приговор?
Кто душегуб, клятвопреступник, вор?
Кто согрешил – и кто отвергнут вами?
Заплатит тот, кто нас привёл сюда…
И мы исполним приговор закона!”
“Меня убейте, – отвечал Иона, –
Я предал Бога. Я прошу суда.
Невинные погибнуть не должны!
Послужит Правде кто?
Друзья, не вы ли?”
Он брошен в море, и они застыли
Среди благословенной тишины…
Каждый год, 4 февраля (в день рождения) и 9 апреля (в день казни), мы вспоминаем замечательного немецкого поэта, богослова и пастора Дитриха Бонхёффера. Его стихи переведены на многие языки мира и, став песнями, используются в лютеранских богослужениях. “Я, окружённый силами благими…”, его последнее стихотворение, написанное перед казнью, стало гимном западных христиан разных конфессий.
Я, окружённый силами благими,
Под сенью светлых и незримых крыл,
С друзьями быть стремлюсь – хочу, чтоб с ними
Грядущий год меня соединил.
Смущают сердце давние печали,
Как будто ад придумал эти дни…
Дай Бог, чтоб мы чуть-чуть смелее стали.
Прошу, Господь: спаси и сохрани!
Но вместо утешенья и покоя
Даёшь нам чашу горестей земных –
Мы примем подношение любое
Из ласковых и добрых рук Твоих…
Ты нам однажды Рай подаришь снова,
Дыханьем Света уничтожив тьму…
И мы, оставив помыслы былого,
Воскреснем вдруг по слову Твоему.
Мерцают свечи, ярко умирая.
Пред их лучами отступает мгла.
Но я мечтаю, чтоб любовь святая
В сердцах огнём всесильным расцвела.
Чем трепетнее тишина планеты,
Тем ближе, осязаемей, слышней
Незримый мир, таинственный, воспетый
В молитвах и псалмах Твоих детей.
Всегда хранимы силами благими,
Мы каждый миг под сенью светлых крыл!
Ты создал дни, и, что даётся ими,
Спокойно принимать благословил…
“Я верю, что Бог из всего, даже из самого дурного, может и хочет сотворить добро”. Дитрих Бонхёффер.
Переводы – Дмитрий Якубов.