2 февраля в Лирик-опере Чикаго пройдет концерт всемирно известного бас-баритона сэра Брина Терфеля и пианистки Натальи Катюковой. В программе – произведения Ф.Шуберта, Р.Шумана, британских композиторов и валлийские народные песни.
Брин Терфель – один из главных героев оперного мира конца XX – начала XXI веков. Он необычен во всем: от внешнего вида до характера. Когда он только появился – двухметрового роста, весом более ста килограммов (сам он определяет свои размеры так: “6,3 фута /1 метр 93 см/ и 17 камней”), большой, добродушный увалень с непременной улыбкой и рыжими волосами, – было почти невозможно поверить в его театральные перевоплощения, подвижность, гибкость… Терфель был не похож на оперного певца. Он, скорее, напоминал игрока в регби. “Центровой в третьей линии, майка под номером восемь”, – шутил певец. Он был рожден для роли вердиевского Фальстафа, и эта роль стала одной из его визитных карточек. (Послушайте эталонную запись “Фальстафа” Дж.Верди 2001 года. Берлинским филармоническим оркестром дирижирует Клаудио Аббадо.) Одной из, потому что с такой же легкостью он “справлялся” с персонажами опер Вагнера, Пуччини, Моцарта, Рихарда Штрауса, Прокофьева, Стравинского, Легара, Сондхейма… – список можно продолжать до бесконечности.
История Терфеля – это история провинциала, сумевшего пробиться на вершину музыкального Олимпа. Он родился 9 ноября 1965 года в крошечной уэльской деревушке Пант-Глас (графство Гуинет). Семь соседских домов, церковь и пастбище с коровами и овцами – вот и все, что видел Брин в детстве. До шестнадцати лет он почти не говорил на английском языке. Зачем, если в уэльских школах преподается только уэльский?.. В пять лет Брин стал петь в деревенском хоре. Там же, рядом, пели родители – фермер-отец и мать – учительница в местной школе. История умалчивает, кто подсказал родителям отправить сына на певческие конкурсы. Сначала – в соседнюю деревню, потом – в городок неподалеку, потом – еще на один конкурс, покрупнее. Мальчик побеждает везде, мальчику нравится пение, но о карьере певца он в то время не думал. Наконец, после очередной победы (было это в 1984 году) Брин переезжает в Лондон и поступает в Гилдхоллскую школу музыки и театра. В 1989 году он заканчивает ее с золотой медалью и участвует в Международном конкурсе оперных певцов Би-Би-Си в Кардиффе. Победу на конкурсе одерживает Дмитрий Хворостовский, Терфель занимает второе место. Только тогда он, наконец, понял, что его предназначение – опера.
Театральный дебют Терфеля состоялся в 1990 году в Уэльской национальной опере в партии Гульельмо (“Так поступают все женщины” В.А.Моцарта).
После прослушивания у Георга Шолти Терфель исполняет партию Фигаро в моцартовской “Свадьбе Фигаро”. На постановке этой оперы молодой певец познакомился с Ферруччо Фурланетто, с которым его по сей день связывает большая дружба. Говорят, именно Фурланетто заразил Терфеля страстью к спортивным машинам и вину марки Fragolino.
Первый большой международный успех пришел к Терфелю в 1992 году после исполнения партии Иоанна Крестителя в “Саломее” Рихарда Штрауса на Зальцбургском фестивале. На следующий день с ним стали подписывать контракты лучшие театры мира. Парень из уэльской фермы заинтересовал лучших дирижеров мира: Аббадо, Мути, Ливайна, Гординера… Вскоре по приглашению Ливайна он впервые выступил в Равинии (Восьмая симфония Г.Малера с Чикагским симфоническим оркестром).
Журналист Риккардо Ленци в журнале L’Espresso писал о Терфеле так (перевод с итальянского – Ирины Сорокиной): “Его самая яркая черта – крестьянская простота. В турне за ним следуют группы настоящих друзей-поклонников. На одну из последних премьер в Ла Скала они прибыли в количестве семидесяти человек. Ложи театра украсились бело-красными знаменами с изображением красного уэльского льва. Поклонники Терфеля напоминали агрессивных спортивных болельщиков. Они навели страх на традиционно строгую публику Ла Скала, которая решила, что речь идет о политической манифестации Лиги – партии, борющейся за отделение Севера Италии от Юга. Терфель не скрывает обожания, которое он испытывает по отношению к двум великим футболистам прошлого и настоящего: Джорджу Бесту и Райану Гиггсу, естественно, уроженцам Уэльса. Он ест спагетти и пиццу, любит Элвиса Пресли, Фрэнка Синатру и Тома Джонса, с которым пел дуэтом. Среди дел, которыми Брин не может пренебречь, – членство в живописном клубе в его деревне. Он попал туда “за заслуги”. Глубокой ночью члены клуба одеваются в длинные белые наряды и на заре идут разговаривать с менхирами – огромными вертикальными камнями, оставшимися от доисторических цивилизаций”.
Терфель исправно посещает церковь. Играет в гольф. С 1987 по 2013 годы был женат на возлюбленной детства Лесли Джонс. После развода летом прошлого года женился на арфистке Ханне Стоун. У него четверо детей: сыновья Томоса, Моргана и Дейо Сиона от Лесли и двухлетняя дочь от Ханны.
В 2014 году в серии Live from Lincoln Center на канале PBS с триумфом прошел мюзикл С.Сондхейма “Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит”, где Терфель играл с Эммой Томпсон и Одрой Макдональд.
Из огромной дискографии Терфеля, кроме Фальстафа, я бы отметил вышедший в 2010 году альбом “Bad boys” с ариями отрицательных персонажей, в том числе – Яго (“Отелло” Дж. Верди) и Мефистофеля (“Фауст” Ш. Гуно и “Мефистофель” А. Бойто).
К новым режиссерским веяниям Терфель относится недоверчиво. Предпочитает старые, классические постановки. Тем не менее в партии Путника он участвовал в первом за более чем двадцать лет новом “Кольце нибелунга” Р.Вагнера – амбициозном проекте Робера Лепажа и Метрополитен-оперы с сорокапятитонной конструкцией на сцене. Недавно Терфель исполнил партии Бориса в “Борисе Годунове” М.Мусоргского в Немецкой опере Берлина и Ковент-Гарден, и Скарпии в “Тоске” Дж.Пуччини в Ковент-Гарден. После Чикаго он отправится в Нью-Йорк. Кроме сольного концерта в Карнеги-холл 9 февраля в планах певца – главная партия в “Летучем голландце” Р.Вагнера (дирижер – В.Гергиев). Премьера намечена на 2 марта. Этот спектакль покажут в серии “Метрополитен-опера в кино” 14 и 18 марта.
Когда Терфеля стали разрывать на части лучшие оперные дома мира, Лирик-опера в лице тогдашнего музыкального руководителя Уильяма Мэйсона была в числе первых. Терфель дебютировал в театре в сезоне 1992-93 годов в партии Доннера в “Золоте Рейна” Р.Вагнера. После этого последовали партии Лепорелло в “Дон Жуане” В.А.Моцарта (сезон 1995-96 годов), Иоанна Крестителя в “Саломее” Р.Штрауса (сезон 1996-97 годов), Фигаро в “Свадьбе Фигаро” В.А.Моцарта (сезон 1997-98 годов), Фальстафа в опере Дж.Верди (сезон 1999-2000 годов) и Суини Тодда в мюзикле С.Сондхейма “Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит” (сезон 2002-03 годов). Юбилейный, пятидесятый (2004-05 годов) сезон чикагская Лирик-опера открыла новой постановкой “Дон Жуана” В.А.Моцарта (версия немецкого режиссера Петера Штайна) с Терфелем в главной роли. Замечательный был спектакль! Я на всю жизнь запомнил великое пение Терфеля и его дуэт с Каритой Маттилой – Донной Анной. В тот год Терфель был главным гостем на торжественном вечере, посвященном пятидесятилетию со дня образования Лирик-оперы. Кто знал, что это выступление станет последним (пока) появлением Терфеля в Чикаго. Мы слышали его еще раз в Равинии летом 2011 года. Он участвовал в концертном исполнении оперы Дж.Пуччини “Тоска” (партия Скарпии, Чикагским симфоническим оркестром дирижировал Джеймс Конлон) и дал камерный концерт в театре “Мартин”. Прозвучали песни Р.Шумана, Пять песен английского композитора Джеральда Финци на стихи У.Шекспира и “Шансоны Дон Кихота” французского композитора Жака Ибера.
В декабре 2019 года сэр Брин Терфель выступил в Концертном зале Чайковского. В рецензии Сергея Евдокимова на портале classicalmusicnews.ru читаем: “Главное достоинство певца – умение по-разному окрашивать фразы, придавать каждой из них уникальный облик, варьировать артикуляцию, добавлять к ним театральные “призвуки”, но сохранять при этом артистическое достоинство. Если закрыть глаза, то такого “слепого” прослушивания хватило бы для точной и подробной визуализации воплощаемого персонажа… Терфель обладает невероятным магнетизмом, энергетикой и актерским даром, поэтому даже одна ария, исполненная на концерте, неизменно превращается в небольшой моноспектакль. Несколько “грубоватая” внешность певца в сочетании с невероятно пластичной мимикой позволяют ему одинаково убедительно изображать диаметрально противоположные роли, будь то простодушный добряк или инфернальный злодей”.
В 1996 году газета Los Angeles Times писала, что “голос Брина был создан кем-то свыше”. За двадцать три года ничего не изменилось. Вот прошлогодняя цитата из журнала OperaWire: “Есть хорошие певцы, есть хорошие актеры и хорошие исполнители. Но чудо начинается тогда, когда вы находите все три составляющие в одном. Это чудо называется – Брин Терфель”.
С пианисткой Натальей Катюковой я познакомился в августе 2011 года в Равинии, когда она была абитуриенткой Музыкального института при музыкальном фестивале (Steans Music Institute). Ее пребывание в стенах института началось с неожиданности: на следующее утро после приезда в Чикаго Наталье предложили аккомпанировать Екатерине Семенчук на дебютном сольном концерте певицы в театре “Мартин”. В программе концерта были песни и романсы Чайковского и Рахманинова. Буквально за два дня Катюковой пришлось выучить практически всю программу, некоторые произведения – переложить в более низкие тональности (Екатерина Семенчук – меццо-сопрано, а Катюкова привыкла работать с сопрановым репертуаром). По словам пианистки, волнения не было, поскольку она была слишком уставшей: “На волнение просто не было сил”. Я был на этом концерте и могу констатировать, что он прошел прекрасно. Думаю, не только у меня даже не возникло мысли о том, что дуэт Семенчук-Катюкова родился за два дня до выступления. Было полное ощущение абсолютной сыгранности и взаимопонимания между пианисткой и певицей.
Закончив фортепианное отделение Московской консерватории по классу ассистента Генриха Нейгауза профессора Льва Наумова, Наталья Катюкова решила, по ее словам, “попутешествовать по миру”. Она отправилась в Италию и проучилась два года в консерватории в Больцано. Потом была Джульярдская школа по специальности “концертмейстер-аккомпаниатор”. Как говорит Наталья: “В Америке этой специализации придают большое значение. В Джульярдской школе я специализировалась на изучении оперного и камерного песенного искусства”. За прошедшие восемь с половиной лет Наталья приобрела огромный опыт камерного музицирования. Она выступала с Ильдаром Абдразаковым, Саймоном Кинлисайдом, Полом Эпплби, последние семь лет – с сэром Брином Терфелем. Она живет в Нью-Йорке, работает ведущим педагогом-репетитором в Метрополитен-опере. На прошлой неделе мне удалось поговорить с Натальей, и она рассказала мне много интересного о сэре Брине и предстоящем концерте. Интервью с пианисткой читайте в следующем номере нашей газеты.
Nota bene! Концерт сэра Брина Терфеля и Натальи Катюковой состоится 2 февраля в 2.00 pm. Билеты на этот концерт и все спектакли Лирик-оперы сезона 2019-20 годов – на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-827-5600 или в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.