Самое приятное в музыке…

“Самое приятное в музыке – это когда по твоему телу мурашки.”
Игорь Стравинский.

“Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле.”
Бертольд Брехт

Lisker Music Foundation представляет шедевры французского импрессионизма второй половины XIX века «Впечатления Парижа». Концерт, посвящённый творчеству Габриэля Форе и Мориса Равеля, состоится в четверг, 24-го мая, в 7:30 вечера в Николс Концерт Холл, Эванстон.

Художественная жизнь Франции последней четверти XIX столетия отличалась поразительной пестротой и контрастами. С одной стороны, появление гениальной «Кармен» Жоржа Бизе — вершины реализма во французской опере, целого ряда глубоких по замыслу, художественно значительных симфонических и камерных произведений Франка, Сен-Санса, Форе и Дебюсси; с другой — утвердившееся господство в музыкальной жизни столицы Франции таких учреждений, как Парижская консерватория, Академия изящных искусств с их культом омертвелых “академических” традиций.

В обстановке непрекращающейся борьбы между традиционными и новыми направлениями в живописи и поэзии складывался музыкальный импрессионизм. Он возник также как прямая оппозиция по отношению к устаревшим, но цепко удерживающимся “академическим” традициям в музыкальном искусстве Франции конца Х1Х столетия. Первым и наиболее выдающимся представителем этого направления был Клод Дебюсси. Композитором, во многом продолжившим творческие устремления Дебюсси, но в то же время нашедшим свой оригинальный самобытный путь развития, стал Морис Равель. Их первые творческие опыты встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства официальных учреждений — Парижской консерватории и Академии изящных искусств. Им пришлось пробивать себе дорогу в искусстве в одиночестве, ибо у них почти не было единомышленников и соратников. Путь мучительных поисков и счастливых находок новых тем и сюжетов в области музыкальных жанров и средств музыкального языка привёл к координальному изменению мышления в обществе, переместив музыкальную столицу из Вены в Париж.

Хороший пример понять импрессионизм по-простому. Кто не знает “Ёжика в тумане” – замечательный анимационный фильм Юрия Норштейна? А задумывались ли вы, в чем, собственно, идея этого фильма? Прежде всего, идея – в тумане, благодаря которому обычный визит Ёжика к Мишке становится настоящим приключением. Приключением же он становится потому, что туман наделяет небольшое пространство между ними сложностью, загадочностью, таинственностью. Собака, лошадь, старое дерево, ухающий филин – все становится здесь как бы впервые увиденным, как бы заново создаваемым зрением Ёжика. Таким образом, получается, что туман позволяет Ёжику открыть новый мир. И именно поэтому такое облегчение приносит финал фильма, когда Ёжик и Мишка в чистом ночном небе принимаются считать звезды. При всей поэтичности и самостоятельности этой ситуации главное здесь в освобождении от напряжения, созданного туманом. Благодаря туману, Ёжик получает новые впечатления от привычных ему предметов. Слово “импрессионизм” так и переводится с французского – “впечатление”.

В программе примут участие шесть лауреатов международных конкурсов под руководством скрипача Давида Лискера. Мы надеемся, что этот концерт оставит незабываемое впечатление и от великолепной музыки Форе и Равеля, и от её блистящего и виртуозного исполнения. Программа концерта рассчитана на широкую аудиторию. Ждём встречи с вами.

Звоните по телефону (847) 272-7003 или посетите www.liskermusicfoundation.org