20 мая 2020 года исполнилось сорок пять лет со дня создания Чикагской синематеки (Facets Cinémathèque). В честь этого события Синематека предлагает посмотреть пять фильмов из своего огромного архива. Эти картины были отобраны многолетними (на протяжении более тридцати лет) коллегами легендарного создателя Синематеки Милоша Штелика (1949-2019), членами Совета директоров Дэвидом Эдельбергом и Рэнди Адамсиком. Их комментарии и рассказ о пятерке фильмов – сегодня в Кинообозрении.
“Ариэль” (“Ariel”, Финляндия, 1988, 74 мин.). Режиссер – Аки Каурисмяки. В ролях: Туро Пайала, Сусанна Хаависто, Матти Пеллонпяя, Ээту Хилкамо. Криминальная драма Каурисмяки о неудачливом шахтере Тайсто (Туро Пайала), который в отчаянии оставляет свою провинциальную жизнь, уезжает в столицу и попадает в водоворот самых неожиданных событий. Его обвиняют в преступлении, которого он не совершал… Награды: премия ФИПРЕССИ и приз за лучшее исполнение мужской роли (Туро Пайала) на Московском МКФ (1989 год). Комментарии от Д.Эдельберга и Р.Адамсика: “В восьмидесятых братья Аки и Мика Каурисмяки с труппой финских актеров и малобюджетными причудливыми историями взяли “штурмом” кинематографический мир. “Ариэль” – безжалостное изображение безработного шахтера и его несчастной (но смешной) жизни”.
“Битва за Алжир” (“The Battle of Algiers”, Алжир – Италия, 1966, 125 мин., на французском и арабском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Джилло Понтекорво. В ролях: Брэхем Хэджади, Жан Мартин, Ясеф Саади, Самиа Кербаш. Этот фильм в свое время был запрещен во Франции и стал поводом для серьезной полемики между историками. Картина, рассказывающая о национально-освободительной борьбе алжирцев против колониального владычества Франции и вышедшая на экраны в самый разгар вьетнамской войны, стала символом борьбы народов против колониальных держав… Одна из самых известных послевоенных политических лент европейского кино снята выдающимся итальянским режиссером Джилло Понтекорво. Он работал журналистом в одной из итальянских газет, в годы Второй мировой войны участвовал в Движении сопротивления. В кино пришел в пятидесятые годы. Первое время работал ассистентом известного итальянского режиссера Марио Моничелли, сам снимался в эпизодических ролях, выступал в качестве кинокритика. В 1953 году дебютировал как документалист и уже в следующем году снял целых пять документальных фильмов. Свою первую полнометражную картину “Большая синяя дорога” (“The Wide Blue Road”) режиссер поставил в 1957 году. Широкую известность Понтекорво получил после международного успеха своего антифашистского фильма “Капо” (“Kapo”, 1960) об ужасах Освенцима. Понтекорво стоял у истоков итальянского политического кино, однако в семидесятые годы отошел от активного участия в кинопроцессе и занимался преимущественно организаторской деятельностью. В период с 1992 по 1996 годы занимал пост директора Венецианского МКФ – того самого, на котором в 1966 году его фильм “Битва за Алжир” получил главный приз “Золотой лев Святого Марка” и премию ФИПРЕССИ. Комментарии от Д.Эдельберга и Р.Адамсика: “Битва за Алжир” – один из самых совершенных и противоречивых фильмов послевоенной эпохи. Его новаторский документальный стиль подготовил почву для бесчисленных (но менее эффективных) докудрам. Бурная реакция на фильм во Франции показала, что художественная картина может стать катализатором социальных изменений. За этим Милош следил всегда”.
“Декалог” (“The Decalogue”, Польша, 1989, 572 мин.). Режиссер – Кшиштоф Кесьлевский. В главных ролях: Генрик Барановски, Войцех Клата, Кристина Янда, Александр Бардини, Гражина Шаполовска, Ежи Штур. Десятисерийный десятичасовой цикл, снятый для польского телевидения. Написанные Кесьлевским в соавторстве с Кшиштофом Писиевичем десять “короткометражек” первоначально предназначались для десяти разных режиссеров, но идея так понравилась Кесьлевскому, что он решил снимать весь цикл один, но с разными операторами. Не имеющий прецедентов в мировом кино “Декалог” уникален – каждая новелла фильма базируется на одной из Десяти заповедей. При этом весь цикл перестает восприниматься лишь как иллюстрация к Библии, а превращается в абсолютно самостоятельное произведение. Комментарии от Д.Эдельберга и Р.Адамсика: “Убедительное исследование современной морали рассказывается с ослепительным визуальным стилем. После показа фильма в полном объеме Синематека впервые в Северной Америке выпустила сериал сначала на VHS, затем на DVD”.
“Интимное освещение” (“Intimate Lighting”, Чехословакия, 1965, 71 мин.). Режиссер – Иван Пассер. В ролях: Зденек Безусек, Карел Блазек, Вера Кресадлова. После десяти лет разлуки два друга-музыканта встречаются на выходных в маленьком чешском городке и за едой-питьем и прогулками вспоминают молодость. Камерная, черно-белая история о жизни обычных людей – первая (и единственная, снятая на родине) работа режиссера Ивана Пассера, многолетнего помощника Милоша Формана. В 1968 году Пассер покинул страну и продолжил снимать фильмы в Америке.
Комментарий от Д.Эдельберга и Р.Адамсика: “Важный, но упускаемый из виду фильм чешской “новой волны”, создавший некоторые из “торговых марок” нового чешского кино: сарказм, пристальное внимание к человеческим слабостям, абсурдность происходящего. Приехав в США, Пассер снял нео-триллер “Путь Резца” (“Cutter’s Way”, 1981), также заслуживающий внимания”.
“Приветствую тебя, Мария” (“Hail Mary”, Франция, 1985, 82 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Жан-Люк Годар. В ролях: Мирием Руссель, Тьери Роуд, Филипп Лакост, Жюльет Бинош. История появления ребенка у девственницы Мари (Мирием Руссель) вызвала неодобрительную реакцию Папы Иоанна Павла II, протесты католиков во всем мире и… Международную премию католического кино (Catholic Cinema Office Award). После того, как религиозный фанатик бросил в лицо Годара торт, режиссер был очень доволен. Он сказал, что картина не о Деве Марии, а “о молодой женщине по имени Мари, которая в определенный момент своей жизни находит часть себя в исключительном событии, которого она никогда не желала себе”. Вот такая мудреная формулировка от лукавого Годара… После смерти Роджера Эберта в 2013 году Штелик вспоминал, как римско-католическая церковь критиковала фильм, а Эберт отстаивал право Синематеки показывать картину, хотя и не считал ее хорошей. Комментарии от Д.Эдельберга и Р.Адамсика: “Один из самых противоречивых моментов в истории Facets. Чикагская премьера фильма была встречена сотнями протестующих и… поддельной трубной бомбой с именем Милоша Штелика, оставленной в здании Синематеки”.
Чикагская синематека предлагает огромный выбор фильмов в аренду и на продажу уже давно. Сейчас, во время карантина, это оказалось весьма своевременно. Вариантов подписки и оплаты много. За 10 долларов в месяц можно получить в аренду три фильма. Все DVD продаются со скидкой в 40 процентов. Требуется предварительная регистрация. Также на сайте Синематеки в рубрике “Facets Virtual Cinema” можно посмотреть фильмы в режиме онлайн. Цена билета – $10. Все подробности – на сайте www.facets.org. Приятного просмотра!