В Чикаго закончился первый, инаугурационный сезон международного проекта “Stage Russia HD” (продюсер – Эдди Аронофф). Впервые на большом экране любители театра получили возможность увидеть лучшие спектакли российских театров. В первом сезоне их было четыре: ”Евгений Онегин” А.Пушкина Московского театра имени Вахтангова в постановке Римаса Туминаса, “Вишневый сад” А.Чехова Московского Художественного театра (МХТ) в постановке Адольфа Шапиро, “Анна Каренина” Московского театра имени Вахтангова в постановке Анжелики Холиной, “Черный монах” А.Чехова Московского театра юного зрителя (МТЮЗ) в постановке Камы Гинкаса. Почти все спектакли прошли при переполненных залах, все они вызвали широкий общественный резонанс. Во втором сезоне 2017-18 года мы увидим пять спектаклей: “Чайка“ А.Чехова Московского театра “Сатирикон” в постановке Юрия Бутусова, “Самоубийца” Н.Эрдмана Студии театрального искусства (СТИ) в постановке Сергея Женовача, ”Дядя Ваня” А.Чехова Московского театра имени Вахтангова в постановке Римаса Туминаса, “Макбет. Кино“ У.Шекспира в постановке Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета в постановке Юрия Бутусова, “Сверлийцы“ Московского Электротеатра Станиславский в постановке Бориса Юхананова. Что думает о первом сезоне создатель и руководитель проекта? Об этом, о программе второго сезона и планах на будущее – в эксклюзивном интервью с продюсером Эдди Аронофф.
Поздравив Эдди с окончанием первого сезона, я неожиданно узнал, что сезон еще не закончен.
– В Китае демонстрируется “Вишневый сад”, в Австралии – “Вишневый сад” и “Анна Каренина”, в Израиле осенью покажут спектакли “Черный монах” и “Анна Каренина”. Многие кинотеатры присоединятся к показам осенью. Например, Кембридж и Оксфорд покажут лучшие из спектаклей первого и второго сезонов, а Барбикан-центр в Лондоне покажет три спектакля первого сезона. Это показывает, что русская культура и русский театр интересует множество людей в самых разных странах мира.
– Я понимаю, что итоги подводить рано, все только начинается, и тем не менее… Вы довольны первыми результатами?
– Результаты прекрасные. Я счастлив сотрудничать с Театром имени Вахтангова, МХТ, МТЮЗ, дорожу добрым отношением к нам со стороны Римаса Туминаса, Кирилла Крока (директор Московского театра имени Вахтангова. – Прим. автора.), Адольфа Шапиро, Камы Гинкаса. Они доверяют нам свои спектакли, а мы со своей стороны представляем их миру. Полные залы в Чикаго, Атланте, Денвере, Филадельфии, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе – чего еще можно желать?! Пока все получается лучше, чем я ожидал. Если у нас и были какие-то проблемы вначале, то это от недостатка опыта. Я ведь не продюсер по образованию. Учусь по ходу дела. Работая над этим проектом, я сам становлюсь умнее. Я вижу интерес к проекту со стороны русскоязычных зрителей и американских любителей театра. Они хотят увидеть российские спектакли, хотят открыть для себя новых актеров, новые режиссерские стили. Моя задача – открыть им дорогу в этот мир. Многие, придя на сеансы Stage Russia, возвращаются снова, большинство захватывает стихия русского театра, и они остаются с нами. Русским театром интересуются университеты, колледжи, велик интерес к нему со стороны студенчества. В дальнейшем мы планируем продолжать линию сотрудничества со всеми слоями общества.
– Я обратил внимание, что спектакли второго сезона относительно новые. Это ваше желание – концентрироваться на новинках?
– Я хочу показывать премьеры. Был бы счастлив, например, показать “Мастера и Маргариту” Сергея Женовача и многие другие новинки. Дело не в нас. Сами театры не торопятся давать премьеры и пускать их в кино. Я говорил с Кириллом Кроком насчет последней премьеры театра – спектакля “Царь Эдип”. Он просил подождать два года. Но мы работаем в этом направлении.
– Театры можно понять. То же самое происходит с новинками кинопроката, когда их пытаются показать по телевидению… Еще одно наблюдение – в новом сезоне расширяется география участников проекта.
– Да, мы впервые работаем с “Сатириконом”, СТИ, Электротеатром Станиславский. В новом сезоне мы впервые покидаем Москву и показываем спектакль Санкт-Петербургского театра… Я хочу подчеркнуть, что мы делаем серию “Stage Russia”, а не “Stage Moscow”. В новом сезоне мы впервые включаем в наш список Санкт-Петербург, а в будущем планируем подключать к нашему проекту другие российские города. На фестивале “Золотая маска” демонстрируются спектакли не только Москвы. Театральное искусство России славится своим многообразием. Жемчужины есть во многих местах. Санкт-Петербург – только первая остановка на нашем пути.
– Говоря о Санкт-Петербурге, не могу не спросить вас о БДТ. Планируете ли вы показывать в будущем спектакли Андрея Могучего?
– Короткий ответ на все подобные вопросы – “Да”. Могучий, Додин, Крымов, все известные имена, которых нет в нашем списке на второй сезон, остаются в поле нашего внимания на будущее. Театры теперь знают, кто мы такие, и хотят работать с нами, потому что мы их достойно представляем во всем мире. В нашем проекте заложена обоюдная выгода. Если российские театры будут пользоваться большим успехом во всем мире, мы станем успешнее. Это важно как для них, так и для нас. Мы не меньше российских театров заинтересованы в показе всего лучшего, что ими создано.
– В новом сезоне мы увидим целых два спектакля Юрия Бутусова. Огромная радость для всех театралов!
– Бутусов – один из ярчайших представителей современного русского театра. Я очень надеюсь, что его постановки привлекут к нам новых зрителей. В эти дни Бутусов вовлечен в процесс съемок и монтажа “Чайки”. Он работает с нами над каждым кадром, делает замечания, выстраивает монтаж. Например: “На сорок пятой минуте и двадцать седьмой секунде я хочу, чтобы камера сфокусировалась на Маше, смотрящей в том направлении…”. Настоящий редактор монтажа! Для нас много значит, что он выделяет время, чтобы работать над съемками спектакля.
– Наиболее радикальной постановкой нового сезона выглядит театральная опера “Сверлийцы” Электротеатра Станиславский. Расскажите, пожалуйста, об этом спектакле.
– Борис Юхананов – еще одна уникальная личность русского театра. Он больше, чем просто режиссер, он – художник-провидец. Первый спектакль, который прошел в руководимом им театре, ставил не он. Он создает не просто театр, а культурное пространство. Пространство для жизни и пространство для искусства. Спектакль “Сверлийцы” – опера из пяти частей, проходящая в пять вечеров. В кино мы покажем пока только две части. Этот спектакль посоветовал мне живущий в Москве театральный критик Джон Фридман. Он назвал его “переворачивающим жизнь”. Я прислушался к его рекомендации… Конечно, мы рискуем, но риск – часть нашего проекта. “…Онегин” и “Дядя Ваня” – не такие рискованные постановки в коммерческом плане, но мы хотели показать “Черного монаха”, потому что это прекрасный спектакль. Я его очень люблю. Во втором сезоне мы хотим показать “Сверлийцев”, потому что мы любим Юхананова и его спектакли. Мы хотим, чтобы в мире узнали этого режиссера и его неповторимый стиль. “Сверлийцы” – феноменальное произведение. Музыкальное, визуально очень красивое, зрелищное. Электротеатр Станиславский уже снял фильм по этому спектаклю. В данном случае компания Stage Russia выступает как дистрибьютор. Это единственный спектакль, в котором до начала и в антракте демонстрируется интервью с режиссером. Спектакль нуждается в некотором разъяснении, особенно для широкой американской аудитории.
Добавлю несколько слов о Борисе Юхананове. Ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева, режиссер, теоретик театра, педагог Юхананов предложил свою концепцию развития Московского драматического театра имени К.Станиславского. По итогам конкурса, проведенного Департаментом культуры Москвы, он победил и в июле 2013 года возглавил театр. Вскоре театр поменял название на Электротеатр Станиславский. Свою стратегию Борис Юхананов называет “новая процессуальность”. Согласно этой стратегии, театр должен стать местом сборки всех форм искусства, связанных с процессуальностью, будь то кино, музыкальный концерт или перформанс. Для осуществления этой стратегии создана Электрозона – зона действий и процессов, окружающих театр и питающих его. Юхананов говорит: Мы создаем вокруг себя “электрозону”, в которой происходят разные художественные происшествия, связанные с музыкой, изобразительным искусством, разными образами современной литературы, образовательной программой – пространство, открытое для города. Сюда можно приходить с утра, взять чашечку кофе… Но это не просто способ проведения досуга. Здесь придется достаточно напряженно трудиться по восприятию современной культуры”.
– Не могу не спросить вас о том, что сегодня обсуждает вся театральная (и не только) общественность. Грубое задержание и обыски у Кирилла Серебренникова и его актеров в Гоголь-центре, дело “Седьмой студии”, аресты Нины Масляевой, Юрия Итина, Алексея Малобродского… Что происходит сегодня в России, и как вы работаете в таких условиях?
– Напряжение, конечно, есть… Я знаю, что Кирилл Крок и театральная общественность поддерживает Кирилла Серебренникова и Алексея Малобродского. Мы хотим поработать с Серебренниковым. Его “Мертвые души” – прекрасный спектакль. А еще я помню “Митину любовь” в Гоголь-центре. (В прошлом году Эдди рассказал мне, что “Митина любовь” – “потрясающая постановка с двумя актерами – снесла ему голову”. Как раз после того спектакля он загорелся идеей показывать спектакли в кино. – Прим. автора.) Может быть, будущая работа с Кириллом и Гоголь-центром заставит нас более глубоко посмотреть на этот вопрос. На себе лично я никакого давления не чувствую. Из-за того, что я не говорю по-русски, я смотрю на все со стороны, и это печально. Я хотел бы быть полезным, но когда я оказываюсь в ситуации, где надо выразить свои чувства, я не могу этого сделать. Я могу лишь оставаться спокойным и молчать. Как американец, я “исключен из списка гостей на вечеринке”. Отсутствие языка учит терпению, но при этом я не могу участвовать ни в каких процессах, а это важно… Мы все связаны с Кириллом. Наша работа связана с ним и Гоголь-центром. Независимо от ситуации, я надеюсь, в третьем сезоне мы сможем показать его спектакли и спектакли Гоголь-центра. Это будет наш посильный вклад и знак солидарности с ним и его театром… Русский театр – искусство международное. Театр не имеет ничего общего с политикой. И если мы сможем каким-то образом построить мост между театром и политиками, мы будем счастливы сделать это.
– Очень важно, что театральные деятели, с которыми вы работаете, поддерживают Кирилла и говорят об этом публично.
– В данном конкретном случае мы имеем дело с агрессивным актом по отношению ко всем людям театра. Поэтому даже те, которые в других случаях промолчали бы, сегодня стали говорить. И я зауважал их еще больше. Ситуация с Кириллом опасна в целом для театра.
Nota bene! Все спектакли второго сезона проекта “Stage Russia HD” демонстрируются в помещениях Josephine Louis Theater (20 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208) и Ethel M. Barber Theater (30 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208). Заказ билетов – на сайте https://web.ovationtix.com/trs/pr/976024. Все новости о проекте “Stage Russia HD” – на сайте http://www.stagerussia.com/.