22 сентября открылся сто тридцать второй сезон Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). Первыми программами сезона дирижирует музыкальный руководитель Риккардо Мути.
29 сентября, 7.30 pm; 30 сентября, 1.30 pm; 1 октября, 8.00 pm. В программе: увертюра к опере “Путешествие в Реймс” Дж.Россини, Тридцать девятая симфония В.А.Моцарта, Пятая симфония С.Прокофьева.
В марте 2023 года исполняется семьдесят лет со дня смерти Сергея Прокофьева. Свою Пятую симфонию Прокофьев сочинил в 1944 году. Премьера состоялась 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории. Государственным симфоническим оркестром СССР дирижировал композитор. После премьеры Святослав Рихтер записал: “В Пятой симфонии Прокофьев встает во всю величину своего гения. Там — время и история, война, патриотизм, победа”. Спустя год Прокофьев был награжден Сталинской премией первой степени. До травли композитора оставалось меньше двух лет.
Риккардо Мути исполнил и записал Пятую симфонию с Филадельфийским симфоническим оркестром. Напомню, Мути руководил этим оркестром с 1980 до 1992 года. Запись Пятой симфонии ЧСО относится к 1992 году. За дирижерским пультом был Джеймс Ливайн. За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Дэниела Шлосберга об исполняемых произведениях.
6 октября, 7.30 pm; 7-8 октября, 8.00 pm. Страстный Франк и яростный Мусоргский — в октябрьской программе ЧСО под управлением Риккардо Мути. В программе: симфоническая поэма “Проклятый охотник” С.Франка, “Картинки с выставки” М.Мусоргского (оркестровка М.Равеля).
В основе произведения французского композитора Сезара Франка — баллада немецкого поэта XVIII века Готфрида Августа Бюргера об охотнике-графе, его невинной жертве пастухе и дьяволе.
“Картинками с выставки” Мусоргского Риккардо Мути дирижировал в своем первом концерте с ЧСО летом 1973 года на Музыкальном фестивале Равиния, впоследствии несколько раз включал это произведение в европейские туры ЧСО.
Музыковед Л.Михеева так пишет об истории создания “Картинок…”: “1873 год был трудным для Мусоргского. Друзья перестали собираться вечерами у Л.Шестаковой, сестры Глинки, тяжело заболевшей. В.Стасов, всегда морально поддерживавший композитора, надолго уехал из Петербурга. Последним ударом была внезапная, в расцвете лет и таланта, смерть художника Виктора Гартмана. “Что за ужас, что за горе! — писал Мусоргский Стасову. — В последний заезд Виктора Гартмана в Петроград мы шли с ним после музыки по Фурштадтской улице; у какого-то переулка он остановился, побледнел, прислонился к стене какого-то дома и не мог отдышаться. Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…” В следующем, 1874 году, по инициативе вернувшегося Стасова была организована посмертная выставка произведений Гартмана, на которой были представлены его работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были и некоторые изделия, сделанные руками художника, — щипцы для раскалывания орехов, часы в виде избушки на курьих ножках и т.п. Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского. Он решил написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения покойного художника… Фортепианный цикл был создан очень быстро — за три недели июня 1874 года. Стасову композитор сообщал: “Гартман кипит, как кипел “Борис”, — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге… Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна… Как хорошо работается”. Под “физиономией, видной в интермедиях”, композитор подразумевал связки между номерами — образами Гартмана. В этих связках, названных “Прогулка”, Мусоргский нарисовал себя, прогуливающегося по выставке, переходящего от одного экспоната к другому. Композитор закончил работу 22 июня и посвятил ее В.Стасову. Тогда же, летом 1874 года, “Картинки” с подзаголовком “Воспоминание о Викторе Гартмане” были подготовлены композитором к печати, но опубликованы только в 1886 году, уже после смерти композитора”.
Несколькими композиторами были сделаны аранжировки “Картинок…” для оркестра. Наибольшей популярностью приобрела версия Мориса Равеля 1922 года.
За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
13-15 октября, 7.30 pm; 16 октября, 3.00 pm. В серии “CSO at the Movies” смотрим кино и слушаем музыку Моцарта. Первый фильм нового сезона — шедевр Милоша Формана “Амадей” (“Amadeus”, США, 1984, 160 мин.). В ролях: Мюррей Абрахам, Том Халс, Элизабет Берридж, Саймон Кэллоу. Знаменитая экранизация одноименной пьесы Питера Шеффера получила девять премий “Оскар”, в том числе — за лучшие фильм года, режиссуру (Милош Форман) и мужскую роль (Мюррей Абрахам), а также тридцать две награды на разных международных кинофестивалях. Картина давно превратилась в абсолютную классику мирового кино. В концертах участвует Чикагский симфонический хор. ЧСО дирижирует музыкальный руководитель Festival of the Arts Boca (Флорида), генеральный директор Chatham Opera и New York Grand Opera Константин Китсопулос. Выступления станут для дирижера дебютом в Чикаго.
В новом сезоне в серии “CSO at the Movies” мы увидим еще три фильма: “Принцесса-невеста” (“The Princess Bride”, 1987) с музыкой Марка Нопфлера (ЧСО под управлением Ричарда Кауфмана, 25-27 ноября), “Гарри Поттер и философский камень” (“Harry Potter and the Sorcerer’s Stone”, 2001) с музыкой Джона Уильямса (ЧСО под управлением Джастина Фрира, 12-14 января 2023 года), “Звездные войны: пробуждение силы” (“Star Wars Episode VII: The Force Awakens”, 2015) с музыкой Джона Уильямса (ЧСО под управлением Дэвида Ньюмана, 29 июня — 1 июля 2023 года).
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2022-23 годов — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.