Равиния-2019

(Пригород Чикаго Хайленд-парк, концерты 25-30 июля)

Ричард Гуд. Фото - Стив Рискинд
Ричард Гуд. Фото - Стив Рискинд

25 июля, 7.30 pm. Театр “Мартин“. Сольный концерт известного американского пианиста, лауреата премии “Грэмми” Ричарда Гуда. В программе: произведения Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.ван Бетховена, Л.Яначека, К.Дебюсси.

Ричард Гуд — частый гость в Чикаго. Мне особенно запомнилось его исполнение Второго фортепианного концерта Бетховена с Будапештским фестивальным оркестром под управлением Ивана Фишера в 2017 году.

26 июля, 8.00 pm. Павильон. Восьмая симфония Густава Малера прозвучит в этот день в Равинии. Исполнители: Чикагский симфонический оркестр (далее — ЧСО), Чикагский симфонический хор, Симфонический хор Милуоки, Чикагский детский хор. Солисты: Ангела Меде, сопрано; Ли Крочетто, сопрано; Жанин Де Бик, сопрано; Мишель Деянг, меццо-сопрано; Келли О’Коннор, меццо-сопрано; Джозеф Кайзер, тенор; Пауло Сзот, баритон; Райан Спидо Грин, бас. Дирижер — Марин Алсоп. На этом концерте на лужайке будет установлен огромный экран.

Марин Алсоп. Фото - Эдриан Уайт
Марин Алсоп. Фото — Эдриан Уайт

“Все мои предыдущие симфонии были только прелюдией к этой. Другие мои опусы трагичны и субъективны, этот — громадный, необъятный носитель радости”, — писал Малер о Восьмой симфонии. Ее часто называют одним из самых масштабных музыкальных сочинений XX века и уж точно самым монументальным из всех произведений Малера. Для ее исполнения требуется около тысячи участников: два оркестра с двадцатью двумя деревянными и семнадцатью медными инструментами, два хора — взрослый и детский, восемь солистов. Грандиозную симфонию Малер сочинил всего за восемь недель, летом 1906 года. Композитору едва исполнилось сорок шесть лет. Позади — безрадостное детство в тихом провинциальном городке Йиглава в Южной Моравии (ныне Чехия), куда семья переехала из деревни Калиште, прогулки в окрестных лесах и полях, мечты о признании и славе в вымощенной золотом столице империи Вене. Позади — годы учебы в консерватории, когда Малер забросил фортепиано и ухватился за дирижерскую палочку. Позади — должности дирижера в театре города Оломоуца, директора хора в Касселе, третьего дирижера в Немецком театре Праги, ассистента Артура Никиша в Лейпцигской опере, главного дирижера Королевской венгерской оперы, дирижера Гамбургского муниципального театра. Позади — десять лет Малера в Венской опере, десять лет абсолютной власти музыканта над оркестром, хором, певцами, репертуаром. “Я думаю о том, что стал здесь господином и повелителем, и мне это кажется сном”, — подивился однажды Малер, проходя мимо Венского театра.

Восьмая симфония — квинтэссенция философских раздумий композитора, итог его долгих идейных исканий. Малер разделил симфонию на две части. Основу Первой составляет гимн католической церкви “Veni creator spiritus” (“Приди, дух животворящий”) немецкого теолога IX века Рабана Мавра, Второй — строчки Иоганна Вольфганга Гете из “Фауста”: “Все быстротечное — Символ — сравненье. Цель бесконечная Здесь — в достиженье. Здесь — заповеданность Истины всей. Вечная женственность Тянет вас к ней”. Эти строчки облегчают жизнь музыковедам, подсказывая философский смысл произведения и вложенные в него мысли композитора. Обращение к “духу животворящему” и бессмертная тема “вечной женственности” — вот главные составляющие Восьмой симфонии. При этом католический гимн не связан с церковно-догматическими канонами — единственным Богом композитора всегда была только Музыка. Мечтая о Вене, он спокойно отказался от иудаизма и перешел в католичество. Получив на подпись указ о назначении Малера директором Венской придворной оперы, император Франц Иосиф воскликнул: “Но ведь он еврей!” Императору вежливо объяснили, что композитор крестился. Император подписал указ, и менее чем через два месяца после крещения, 15 апреля 1897 года Малер стал полноправным хозяином Венской оперы. Так что “дух животворящий” в Первой части Восьмой симфонии — это мировая гармония, а высшее воплощение гармонии — Музыка.

Восьмая симфония Малера — страстное, взволнованное послание композитора человечеству. Это великолепная ода музыке и ода любви. Судя по отношениям Малера и Альмы, не только “вечная женственность” в духовном смысле слова волновала композитора, но и вполне приземленные сексуальные отношения. В 1910 году, узнав о любовной связи Альмы с архитектором Вальтером Гропиусом, Малер записался на прием к одному небезызвестному доктору. Звали этого доктора Зигмунд Фрейд. Малер приходил в его венский кабинет, в дом 10 на улице Берггассе. Об этом можно прочесть в записях Фрейда. Он пишет, что то ли в 1912, то ли в 1913 году консультировал дирижера и композитора Густава Малера. С годом Фрейд ошибся, поскольку Малер умер в 1911 году, однако это не меняет сути — Малер консультировался с Фрейдом по поводу интимной стороны жизни с Альмой. При этом Фрейд был поражен тем, как быстро и точно Малер ухватил самую суть психоанализа.

По мысли композитора, исполнение Восьмой симфонии должно было принять вселенский характер. В письме к своему другу, дирижеру Виллему Менгельбергу (впоследствии — многолетнему главному дирижеру Амстердамского симфонического оркестра “Концертгебау”) Малер писал: “Восьмая симфония — сочинение настолько своеобразное по содержанию и форме, что о нем невозможно даже рассказать в письме. Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнце и планеты”.

Во время первых репетиций Симфонии продюссер Эмиль Гутман в целях рекламы придумал ей название “Симфония тысячи исполнителей”. Малер был страшно недоволен, однако название прижилось и стало визитной карточкой Симфонии. Мировая премьера состоялась в Мюнхене лишь в сентябре 1910 года, за полгода до смерти Малера. Это исполнение стало последним выходом Малера на дирижерский подиум в Европе, последним величайшим триумфом композитора и его музыки! Летом 1907 года от дифтерии умерла четырехлетняя дочь композитора Мария Анна. Одновременно врачи обнаружили у Малера хроническое заболевание сердца. Спустя несколько месяцев после мюнхенской премьеры, в феврале 1911 года у Малера неожиданно поднялась температура и сильно заболело горло. Лечащий врач композитора доктор Джозеф Френкель обнаружил значительный гнойный налет на миндалинах и предупредил Малера, что в таком состоянии он не должен дирижировать. Малер пренебрег советом врача и продолжил выступать с концертами в Америке. С каждым днем болезнь принимала угрожающие очертания. Ангина дала осложнения на сердце, и Малер угас буквально за три месяца. Он умер в ночь на 18 мая 1911 года в возрасте пятидесяти лет.

Американская премьера Восьмой симфонии Малера состоялась в марте 1916 года в Филадельфии. Главный дирижер Филадельфийского симфонического оркестра Леопольд Стоковский собрал 1068 инструменталистов и певцов. Малеровская симфония буквально взорвала город. Восторженные отзывы о премьере вытеснили с первых страниц филадельфийских газет даже сообщения о Верденском сражении. Зрители устроили настоящую драку в борьбе за билеты, цена на которые доходила до ста долларов. Говорят, были даже погибшие. Вместо одного концерта Стоковский провел девять, и на всех был оглушительный успех! После триумфа в Филадельфии армия исполнителей на двух частных самолетах десантировалась в Нью-Йорк, где критики не преминули отметить, что Филадельфия добралась до вершины оркестровой пирамиды. Правда, после этого Восьмая симфония почти не звучала в симфонических залах Америки. Огромный оркестр, дорогостоящие солисты, дополнительные репетиции, расширение сцены (обычные размеры сцены не позволяют посадить тысячу участников) — далеко не каждый менеджер пойдет на такие расходы…

Премьера Восьмой симфонии Малера в Равинии состоялась в 1974 году. С тех пор это произведение звучало в парке еще шесть раз, и каждый раз ее исполнение превращалось в событие музыкальной жизни. В 1975, 1984 и 1992 годах “тысячей исполнителей” дирижировал Джеймс Ливайн, в 2004 году — Кристоф Эшенбах, в 2008 году — Джеймс Конлон.

27 июля, 7.30 pm. Павильон. Концерт “Ленни: музыкальный портрет в музыке, песнях и историях” продолжает двухлетний цикл празднования столетия со дня рождения великого музыканта и человека Леонарда Бернстайна. В программе: Первый фортепианный концерт Ф.Листа и произведения Бернстайна — увертюра и фрагмент “Make Our Garden Grow” из мюзикла “Кандид”, Ламентация из Первой симфонии (“Иеремия”), фрагменты музыки из бродвейских шоу. Исполнители: ЧСО, Windy City Performing Arts. Солисты: Эндрю Уоттс, фортепиано; Мишель Деянг, меццо-сопрано; Пауло Сзот, баритон. Дирижер — Марин Алсоп. Вечер ведет дочь композитора Джейми Бернстайн. На этом концерте на лужайке будет установлен огромный экран.

Леонард Бернстайн с дочкой Джейми. Фото - The New York Times
Леонард Бернстайн с дочкой Джейми. Фото — The New York Times

28 июля, 4.00 pm. Театр “Мартин“. Еще один интереснейший концерт этого лета — совместное выступление Рене Флеминг и Струнного квартета Эмерсон (Emerson String Quartet). В программе: Пятьдесят пятый струнный квартет Й.Гайдна, Струнный квартет С.Барбера и чикагская премьера “Пенелопы” — последнего сочинения французского композитора Андре Превина для сопрано, струнного квартета и фортепиано на слова Тома Стоппарда. Превин сочинил “Пенелопу” по заказу фестиваля в Равинии и Музыкального фестиваля Танглвуд специально для Рене Флеминг. Композитор умер 28 февраля 2019 года в возрасте восьмидесяти девяти лет, не дожив до премьеры. “Пенелопа” прозвучит в Равинии и на фестивале Танглвуд.

Струнный квартет Эмерсон. Фото - Ravinia Festival
Струнный квартет Эмерсон. Фото — Ravinia Festival

28 июля, 8.30 pm. Павильон. Весь вечер на арене — Странный Эл Янкович (“Weird Al” Yankovic) собственной персоной! Самый популярный пародист в американской истории, обладатель четырнадцати номинаций и четырех премий “Грэмми”, легендарный певец, композитор, музыкант-мультиинструменталист выступает в Равинии в своем привычном жанре пародий. Концерт в Равинии проходит в рамках нового мирового турне “Strings Attached”. В концерте принимает участие Фестивальный оркестр Равиния под управлением Эрика Рота.

Странный Эл Янкович. Фото - Ravinia Festival
Странный Эл Янкович. Фото — Ravinia Festival

На этом концерте на лужайке будет установлен огромный экран. Все подробности — на сайте артиста http://weirdal.com/.

29 июля, 7.30 pm. Театр “Мартин“. Камерный концерт прославленного немецкого баритона Маттиаса Герне и не менее прославленного российского пианиста Даниила Трифонова. В программе: Четыре песни для голоса и фортепиано А.Берга, вокальный цикл “Любовь поэта” Р.Шумана, Три песни на стихи Микеланджело Г.Вольфа, Три песни из “Сюиты на стихи Микеланджело” Шостаковича, “Четыре строгих напева” И.Брамса.

Маттиас Герне. Фото - Ravinia Festival
Маттиас Герне. Фото — Ravinia Festival

Маттиаса Герне давно называют музыкальным наследником великого баритона XX века Дитриха Фишер-Дискау. В основе репертуара певца — произведения немецких композиторов-классиков. В прошлые годы в исполнении Герне мы слышали вокальные циклы Ф.Шуберта, песни Л.ван Бетховена и Г.Малера, вокальные циклы ”Любовь и жизнь женщины” и ”Круг песен” Р.Шумана. В 2017 году в Чикагском симфоническом центре Герне был одним из исполнителей Реквиема Г.Форе. ЧСО дирижировал Шарль Дютуа.

В интервью российской газете “Ведомости” Даниил Трифонов признался, что любит выступать с Герне: “Он — потрясающий музыкант. Все время есть элемент импровизации, когда ты находишься внутри текущего момента. Это всегда ценно. Я вообще люблю камерную музыку. Может, потому, что редко ее играю”.

30 июля, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Музыкальный спектакль “Mad Scene” в исполнении американской певицы Монтальво Марисоль. Прозвучат фрагменты из произведений Гуно, Берга, Доницетти, Моцарта, Лернера и Лоу, Роджерса и Хаммерстайна. Партия фортепиано — Уильям Хоббс. Автор сценария и режиссер — Джеффри Роберсон.

Монтальво Марисоль. Фото - Ravinia Festival
Монтальво Марисоль. Фото — Ravinia Festival

В Европе Монтальво Марисоль гораздо известнее, чем на родине. Она регулярно выступает в крупнейших оперных театрах Германии, Австрии, Швейцарии. Среди своих любимых дирижеров певица называет К.Эшенбаха, В.Юровского и Ю.Темирканова. В США она прилетит после мировой премьеры новой камерной оперы немецкого композитора Филиппа Майнца “Тереза”, состоявшейся в мае в Филармонии на Эльбе (Гамбург). Опера создана по мотивам романа Э.Золя “Тереза Ракен”. Марисоль исполнила в спектакле главную партию.

Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты в павильон на большинство концертов ЧСО продаются по цене $25, билеты на лужайку стоят $10. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета — $10.