4 августа, 8.30 pm. Павильон. Традиционное, ежегодное выступление патриарха американской эстрады Тони Беннетта. Уникальное творческое долголетие певца поражает: его первая успешная запись состоялась в 1951 году, а в 2011 году Беннетт с новым альбомом “Duets II” вновь возглавил чарт Billboard 200! В 2015 году в Равинии состоялся совместный концерт Тони Беннетта и Леди Гага. Мировой тур кумиров разных поколений, посвященный выходу совместного альбома “Cheek to Cheek”, за который музыканты получили премию “Грэмми” в категории “Лучший традиционный вокальный поп-альбом”, прошел с феноменальным успехом.
3 августа 2017 года певцу исполняется девяносто один год. Подобно прошлогоднему юбилею, очередной день рождения певец встретит на сцене в Равинии.
Подробности биографии и творчества Беннетта – на его сайте https://tonybennett.com/.
5 августа, 7.30 pm. Павильон. Концерт певца и композитора, бывшего солиста группы “Hootie & the Blowfish” Дариуса Ракера. В вечере принимает участие вокалист и композитор Рэдни Фостер.
Журналист Уилл Хермес, навестивший Ракера в городке Маунт-Плезант (пригород Чарльстона, штат Южная Каролина), рассказал о своих впечатлениях в журнале “Rolling Stone”. Вот выдержки из этой статьи.
“Наследие прошлой жизни Ракера свалено на одной полке: несколько “Грэмми“, космонавт MTV и статуэтка — сертификат бриллиантового статуса альбома 1994 года “Cracked Rear View“, подтверждающая, что диск разошелся тиражом десять миллионов копий. “Такие больше не выдают“, — говорит Ракер.
В отличие от его бриллиантового трофея, самого Дариуса никак нельзя назвать обломком шоу-бизнеса прошлого века. В 2006 году он подписал с Capitol Nashville контракт на запись кантри-альбома. В отличие от большинства кроссовер-исполнителей, он с ходу выдал хит номер один — “Don’t Think I Don’t Think About It“, а затем еще один и еще один. Как же рокеру из девяностых удалось так удачно перезапустить свою карьеру? Ракер сам не до конца уверен в ответе. “Чувак, я не думаю, что сам бы себя подписал в такой ситуации“, — говорит он со смехом.
Ракер любил кантри, когда рос в Южной Каролине. Когда Hootie в середине нулевых временно перестали выступать, Ракер решил записать кантри-альбом с друзьями в своем родном городе. Однако его тогдашний менеджер Док Макги рассказал об этом в Нэшвилле, и неожиданно, даже не записав демо, Ракер оказался подписан на серьезный проект. Когда в 2008 году Ракера, сверхуспешного рок-музыканта, позвали на весьма скромный, открывающий, двадцатипятиминутный слот на тройной тур с молодыми кантри-исполнителями Дирксом Бентли и Брэдом Пэйсли, он согласился, не думая. “Я сказал людям с лейбла: “Я хочу делать все вещи, которые делают новички“, — рассказывает он. — Я был на ста двадцати радиостанциях, я занимался этим по пять дней в неделю, обходя по четыре или пять станций в день“.
Когда разговариваешь с Ракером, понимаешь, что у него были свои времена разочарований и обид. “Люди говорят: “Ты очередной поп-музыкант, который начал петь кантри. Я говорю им: “Назовите мне еще одного поп-исполнителя, который добился как кантри-певец того, чего добился я. Таких просто нет“.
Немного удивительно видеть Ракера выражающим обиду (также удивительно было слышать от него кокаиновые истории и байки про загулы девяностых — все это уже давно осталось позади). Спокойное, непринужденное дружелюбие Ракера было ключом к триумфу Hootie, и оно явно помогло ему найти контакт с аудиторией мейнстримного кантри. Но при том, что он отличный парень, он еще и неукротимый боец, как его приятель Тайгер Вудс, на чьей свадьбе он пел. Ракер с увлечением играл в гольф с самого детства. Он планирует свои гастроли, отталкиваясь от местоположения полей, на которых он хотел бы сыграть. Когда он просыпается на следующее утро после концерта, автобус уже припаркован в нужном месте, так что Дариус может начать играть сразу после завтрака. “Не буду врать, — признается он. — Это — отличная жизнь“.
Подробности жизни и творчества Ракера – на его сайте http://www.dariusrucker.com/.
6 августа, 5.00 pm. Павильон. Концерт Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) под управлением Стивена Райнеке называется “CSO: Mancini & Moon River“. Он составлен из популярных американских мелодий. Солисты: флейтисты сэр Джеймс Голуэй и леди Джин Голуэй; вокалисты Эшли Браун и Тони Десаре.
Семидесятисемилетний сэр Джеймс Голуэй — один из самых выдающихся флейтистов XX века. Он играл в оркестрах драматических театров и в симфонических коллективах, выступал в камерных ансамблях и записывал музыку к кинофильмам, преподавал и писал книги… В настоящее время предпочитает давать концерты со своей женой.
Нью-Йоркский дирижер Стивен Райнеке является музыкальным руководителем базирующегося в Карнеги-холл оркестра “New York Pops Music”. Он проводит концерты популярной музыки в Вашингтонском Кеннеди-центре, активно работает с Торонтским симфоническим оркестром. Закончил Майамский университет по отделению игры на трубе и композиторскому отделению.
Родители с маленькими детьми, приходите пораньше! С 3.00 pm до 4.30 pm детей будут развлекать в северной части лужайки (программа Ravinia’s KidsLawn). Предусмотрено много интересных конкурсов и представлений.
7 августа, 2.00 pm. Беннетт Гордон холл. Мастер-класс американского бас-баритона Морриса Робинсона. Когда-то он был профессиональным футболистом, но любовь к опере победила. Свои первые вокальные уроки он получил после тридцати, а к сорока уже сделал впечатляющую оперную карьеру. У него замечательный бас, сильный и глубокий голос. В Равинии он дебютировал летом 2012 года в партии Зарастро в опере В.А.Моцарта “Волшебная флейта”, спустя год вернулся с партией Рамфиса в “Аиде” Дж.Верди. Это были времена, когда тогдашний музыкальный руководитель Джеймс Конлон организовывал концертные исполнения опер. К сожалению, после ухода маэстро традиция оказалась прерванной…
Вход на мастер-класс свободный. Билеты не требуются.
7 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин“. После выступления с ЧСО супруги Голуэй — сэр Джеймс и леди Джин — приглашают нас на камерный концерт, составленный из произведений для флейты композиторов разных стран и эпох. Партия фортепиано — Филип Молл.
8 августа, 8.00 pm. Павильон. ЧСО и хор представляют ораторию Йозефа Гайдна “Сотворение мира” (“Die Schoupfung”) – одно из самых величественных сочинений в истории музыки. Сочинение исполняется на немецком языке с английскими субтитрами. Дирижер — Джеймс Ливайн. Солисты – Надин Сиерра, сопрано; Мэтью Поленцани, тенор; Джон Релайа, бас-баритон.
Гайдн признавался, что “никогда не был так благочестив, как во время работы над ораторией. Я ежедневно падал на колени и просил Бога, чтобы Он дал мне силы для счастливого выполнения этого труда”. Первое исполнение оратории состоялось 30 апреля 1798 года в Вене во дворце мецената князя Йозефа Шварценберга. Он был одним из тех, кто заплатил гонорар композитору. Биограф Гайдна пишет: “Дворец был расположен на площади мучного рынка. Чтобы обеспечить удобный для гостей подъезд ко дворцу, торговцы мукой и бобами вынуждены были убрать свои лотки. За это князь выплатил им десять гульденов и пятьдесят крейцеров компенсации. Для регулирования движения перед началом концерта на площадь были направлены двадцать четыре полицейских — конных и пеших”. Первое публичное исполнение оратории состоялось год спустя, в день именин Гайдна, 19 марта 1799 года в венском Императорском придворном театре. Желающих послушать ораторию оказалось так много, что перед входом возникла давка, в которой едва не погиб ребенок. “Сотворение мира” стало первой в истории светской ораторией, написанной на немецком языке. Это оказалось настолько непривычным для венцев, что сразу же был сделан итальянский перевод. Именно с “Сотворения мира” 24 марта 1802 года в Петербурге открылось Филармоническое общество. (Источник – А.Кенигсберг.)
Последний раз ЧСО исполнял Ораторию в Симфоническом центре в сезоне 2011-12 годов. Дирижировал Бернард Хайтинк. На этот раз в Равинии снова выступит любимец публики Джеймс Ливайн. С 1973 до 1993 года Ливайн был музыкальным руководителем Равинии, а с 2018 года он становится первым в истории фестиваля “дирижером-лауреатом“. Он будет дирижировать ЧСО две недели каждое лето.
9 августа, 2.00 pm. Беннетт Гордон холл. После масштабной оратории Гайдна бас-баритон из Канады Джон Релайа проводит мастер-класс. Мне он запомнился исполнением партии Генриха Восьмого в опере “Анна Болейн“ Г.Доницетти в Лирик-опере (сезон 2014-15 годов).
Вход на мастер-класс свободный. Билеты не требуются.
9 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин“. Еще одно появление на фестивале Морриса Робинсона. На этот раз он проводит камерный концерт, составленный из произведений В.А.Моцарта, Дж.Верди, Л.Бернстайна и других композиторов. Партия фортепиано — программный директор вокального отделения Ravinia’s Steans Music Institute Кевин Мерфи.
10 августа, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт студентов вокального отделения Музыкального института при фестивале в Равинии (Ravinia’s Steans Music Institute). В программе: произведения Ф.Шумана и И.Брамса.
10 августа, 8.00 pm. Павильон. “Вечер русской музыки“ — так называется концерт ЧСО, в котором прозвучат Третий фортепианный концерт С.Рахманинова (солист — Гаррик Олссон) и Десятая симфония Д.Шостаковича. Оркестром дирижирует тридцатитрехлетний польский маэстро Кшиштоф Урбанский.
Пианист Гаррик Олссон нам хорошо знаком. Он часто выступал с ЧСО как в Равинии, так и в Симфоническом центре. Он родился в Нью-Йорке. В интервью корреспонденту журнала “Фортепиано” (перевод с английского С.Елиной) пианист рассказал о том, с чего все начиналось: “Я не был вундеркиндом, способным сыграть все что угодно в возрасте четырех или пяти лет. Мои родители не были музыкальными людьми, однако они поддержали мое желание учиться игре на фортепиано. Мне было восемь лет, когда я услышал, как другие дети играют на фортепиано в школе. Именно тогда я решил, что тоже должен заниматься музыкой. Возможно, мои родители отнеслись к моему решению как к еще одной части моего образования, но я думал иначе! Каждое произведение, за которое я брался, затрагивало душу, и учитель Том Лишман, будучи убежденным в моей одаренности, организовал обучение в консерватории Весчестер, недалеко от моего дома. Должно быть, я учился хорошо, раз в возрасте тринадцати лет меня приняли в Джульярдскую консерваторию, где я боготворил своих профессоров и занимался, занимался, занимался! Хотя мне легко давались математика и иностранные языки, музыка всегда была на первом месте. Моим основным педагогом в Джульярде был Саша Городницкий, но это не мешало мне периодически брать уроки у легендарной Розины Левиной, которая продолжала преподавать, несмотря на свой почтенный возраст (тогда ей была за девяносто). Я с благоговением слушал ее рассуждения о музыке и рассказы о том, как Иосиф Левин, ее муж, работал над тем или иным произведением, и как часто она не соглашалась с его трактовками. Одновременно, я старался расширять свой репертуар и искал любые возможности приобретать концертный опыт. Меня больше ничего не интересовало, и в этом я не отличался от всех сокурсников в гигантском инкубаторе зарождающихся талантов, каким был Джульярд”. Напомню, что Саша Городницкий и Розина Левина – крупнейшие американские педагоги русского происхождения, воспитавшие целую плеяду замечательных пианистов. В активе Олссона — Первые премии Международных конкурсов пианистов имени Бузони (Больцано, 1966 год) и Шопена (Варшава, 1970 год).
Дирижер Кшиштоф Урбанский родился в Варшаве. Закончил Варшавскую консерваторию. В 2007 году завоевал Первую премию на Международном конкурсе дирижеров в Праге. С сезона 2010-11 годов является главным дирижером Симфонического оркестра Трондхайма (Норвегия), с сезона 2011-12 годов — музыкальным руководителем Симфонического оркестра Индианаполиса, с апреля 2013 года — главным приглашенным дирижером Токийского симфонического оркестра. Урбанский — профессор отделения дирижирования The Indiana University Jacobs School of Music. В Равинии Урбанский дебютировал летом 2014 года.
Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета — $10.
(Все фото – Ravinia Festival)