24 февраля, 7.30 pm; 25 февраля, 1.30 pm; 26 февраля, 8.00 pm; 27 февраля, 3.00 pm. Впервые с 2014 года Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) под управлением музыкального руководителя маэстро Риккардо Мути исполнит монументальную Девятую симфонию Бетховена. Солисты: Лизет Оропеза, сопрано; Дженнифер Джонсон Кано, меццо-сопрано; Даниэль Йоханссон, тенор; Тарек Назми, бас. Чикагский симфонический хор (хормейстер – Дуэйн Вульф).
Как известно, в финале Девятой симфонии звучит величественная ода “К радости”. Вот небольшой фрагмент в переводе В.Коломийцева: “Радость, ты источник жизни, Жаждут все к тебе прильнуть! Злых и добрых, без изъятья‚ Всех влечет твой светлый путь! Нам даны вино, веселье, Ласки жен, друзей сердца. Червь в земле находит счастье, Ангел в небе зрит Творца!” Остановив свой выбор на тексте Фридриха Шиллера, Бетховен хотел обратить внимание публики на гуманистическую идею всеобщего братства. Он добавил к оркестру живые голоса: четырех солистов и смешанный хор. Страстная и мощная музыка произвела неизгладимое впечатление во время первого исполнения 7 мая 1824 года. Закончив дирижировать, Бетховен остался стоять, перелистывая партитуру. Он не знал, что творится у него за спиной. Один из певцов потянул его за рукав и заставил оглянуться. Бетховен повернулся к залу и увидел, что люди повскакали с мест и устроили ему настоящую овацию. Он ничего не слышал…
Как всегда у маэстро Мути, интересен состав солистов. Самое известное имя в четверке – лирическое колоратурное сопрано Лизет Оропеза. Она произвела на меня сильное впечатление в партии Манон в одноименной опере Ж.Массне в МЕТ (серия “Метрополитен-опера в кино”, сезон 2019-20 годов). Оропеза родилась в Новом Орлеане в семье выходцев с Кубы. К вокалу пришла после двенадцати лет занятий на флейте. Училась в Луизианском университете. Занималась в учебной программе молодых артистов при МЕТ. В главном оперном театре Америки дебютировала в 2006 году в эпизодической партии в “Идоменее” В.А.Моцарта. Там же, в МЕТ, в возрасте двадцати двух лет началась ее международная карьера. Она исполнила партию Сюзанны в “Свадьбе Фигаро”. В 2018 году году критики писали о ее необыкновенной Адине в одноактной опере Дж.Россини на Россиниевском оперном фестивале в Пезаро. Сегодня Оропеза – одна из самых востребованных оперных певиц. Приведу ее расписание на этот сезон: Джильда (“Риголетто” Дж.Верди) и Виолетта (“Травиата” Дж.Верди) в Ковент-Гарден, Джульетта (“Монтекки и Капулетти” В.Беллини) в Ла Скала, Фьорилла (“Турок в Италии” Дж.Россини) и Виолетта в Баварской опере, Констанца (“Похищение из Сераля” В.А.Моцарта) и Лючия (“Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти) в Венской опере, Эльвира (“Пуритане” В.Беллини) в Театре Сан Карло (Неаполь). Прибавьте еще камерные концерты и европейский тур с ораторией Г.Ф.Генделя “Теодора” (Вена, Милан, Париж, Люксембург, Эссен). С ЧСО Оропеза выступала лишь однажды, в 2012 году.
Подобно Оропезе, Дженнифер Джонсон Кано тоже окончила учебную программу молодых артистов при МЕТ. Активно выступает на оперных сценах. Мы слышали ее прошлым летом на Музыкальном фестивале Равиния в совместном с Мэтью Поленцани мастер-классе.
Немецкий бас кувейтского происхождения Тарек Назми запомнился мне по партии Зарастро в “Волшебной флейте” В.А.Моцарта. С этой партией осенью он дебютировал в Лирик-опере. Назми – выпускник Музыкального института при фестивале Равиния. Он начал свою оперную карьеру в Баварской опере, исполнял ведущие партии в европейских театрах, гастролировал с Оркестром сэра Джона Элиота Гардинера.
Единственное новое для нас имя в четверке – шведский тенор Даниэль Йоханссон. Несколько лет он был солистом Норвежской оперы (Осло). С 2011 года началась его международная карьера. Он исполнил партию Каварадосси в концертной версии “Тоски” Дж.Пуччини в Шведском королевском оперном театре (Стокгольм). Запись оперы транслировалась на европейском оперном канале Operavision. Из других достижений певца отмечу партии Нарработа в “Саломее” Р.Штрауса и Фро в “Золоте Рейна” Р.Вагнера в Дрезденской опере (обеими операми дирижировал Кристиан Тилеман), Гофмана в “Сказках Гофмана” Ж.Оффенбаха на Музыкальном фестивале в Брегенце, Тристана в спектакле “Tristan XS” Филармонии Эссена (сокращенная версия “Тристана и Изольды” Р.Вагнера).
Все солисты, кроме Оропезы, впервые выступают с ЧСО.
Для дирижера и многолетнего хормейстера Чикагского симфонического хора Дуэйна Вульфа Девятая симфония станет последним произведением перед уходом на пенсию. Он возглавлял хор более четверти века (с 1994 года), подготовив за это время более ста пятидесяти программ для концертов в Симфоническом центре, на Музыкальном фестивале Равиния, в парке “Миллениум”, для гастролей в Нью-Йорке и Берлине. Вульф работал с музыкальными руководителями ЧСО сэром Георгом Шолти, Даниэлем Баренбоймом, Риккардо Мути, дирижером-лауреатом Пьером Булезом, Бернардом Хайтинком, музыкальными руководителями фестиваля Равиния Кристофом Эшенбахом и Джеймсом Конлоном, многими прославленными дирижерами, в разные годы стоявшими за пультом ЧСО, готовил хор для многочисленных записей на студиях Deutsche Grammophon, London, Sony, Teldec, CSO Resound.
Дуэйн Вульф родился в городке Хэммонд (штат Луизиана). Окончил Southeastern Louisiana University и University of North Texas College of Music. Какое-то время возглавлял организацию профессиональных хоров Америки (Chorus America).
Чикагский симфонический хор был основан в 1957 году Маргарет Хиллис по инициативе тогдашнего музыкального руководителя ЧСО Фрица Райнера. Вульф – второй руководитель хора за всю его историю. Сотрудничество маэстро с хором началось на фестивале Равиния в августе 1993 года. В феврале 1994 года он впервые работал с хором в рамках сезона ЧСО. Под руководством Вульфа хор исполнил сочинение А.Шенберга “Мир на земле” для смешанного хора a cappella. В том же месяце тогдашний музыкальный руководитель ЧСО Д.Баренбойм предложил Вульфу возглавить хор. Официальное вступление в новую должность состоялось 1 июня 1994 года. Маргарет Хиллис стала дирижером-лауреатом.
Дебют Вульфа в качестве дирижера ЧСО состоялся в 1999 году. Маэстро дирижировал Военным реквиемом И.Брамса. В 2002 году он разделил подиум с Мстиславом Ростроповичем. Исполнялся Военный реквием Б.Бриттена.
Вульф был создателем и дирижером серии новогодних концертов “Welcome Yule!”, которые проходили в Симфоническом центре с 1995 по 2014 годы. Кроме Чикаго, Вульф активно работал с другими хорами и оркестрами США и всего мира. Он является основателем и бессменным руководителем Колорадского симфонического хора (в этом году хор проводит свой тридцать восьмой сезон), дирижером-лауреатом Colorado Children’s Chorale – хора, который он основал и которым дирижировал двадцать пять лет.
Исполнение Девятой симфонии Бетховена в сентябре 2014 года со звездной четверкой солистов (Камилла Нилунд, Екатерина Губанова, Кристофер Вентрис, Эрик Оуэнс) превратилось в мировую сенсацию. Запись, выложенную на YouTube в мае 2015 года, посмотрели свыше тридцати трех миллионов человек. В августе 2017 года Девятая симфония исполнялась на восемьдесят третьем Grant Park Music Festival в Чикаго. Скоро – новая встреча с бессмертной музыкой Бетховена!
Маэстро Риккардо Мути покидает нас на месяц. Он вернется за пульт ЧСО 31 марта. В первой весенней программе – мировая премьера пьесы бывшего композитора-резидента ЧСО Мисси Маццоли “Orpheus Undone”, Вторая симфония А.Брукнера и Пять песен Г.Малера для голоса с оркестром на стихи Ф.Рюккерта (солистка – дебютирующая в Чикаго всемирно известная певица из Латвии Элина Гаранча). Программа повторяется 1 и 5 апреля. Но об этом – в будущих выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org или в кассе Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.