В январе Чикаго в пятый раз становится кукольной столицей мира. С 18 до 29 января в городе пройдет Пятый международный фестиваль кукольных театров (The 5th Chicago International Puppet Theater Festival) — крупнейший смотр достижений кукольного искусства в Северной Америке. На разных площадках Чикаго будут сыграны более ста представлений. В этот раз программа фестиваля разнообразна как никогда. В числе участников — театральные компании из Франции, Норвегии, Японии, Чехии, Южной Африки, Финляндии, Канады, Бразилии, Испании, труппы из Нью-Йорка, Бостона, ведущие кукольные коллективы Чикаго.
В прошлом выпуске нашей газеты я рассказал о спектаклях фестиваля. Сегодня — о других событиях.
Как и на прошлых фестивалях, поздно вечером по выходным работает популярнейшее кукольное кабаре “Nasty, Brutish & Short: A Puppet Cabaret”. Артисты разных школ и направлений собираются после спектаклей, чтобы встретиться друг с другом, подурачиться, поэкспериментировать. Они исполняют скетчи, импровизируют и наслаждаются жизнью, а мы смотрим и радуемся вместе с ними… 20-21 и 27-28 января, 10.30 pm, Links Hall.
20-21 и 27-28 января начинающие артисты смогут принять участие в программе “Catapult Artist Intensive”. Предусмотрены семинары, обмен опытом с артистами, возможность побывать за кулисами и многое другое.
20-21 и 27-28 января в помещении Studebaker Theater состоятся встречи и беседы с артистами и режиссерами (The Ellen Van Volkenburg Puppetry Symposium) о планах и направлениях развития кукольного театра. Билеты на эти мероприятия не требуются, вход свободный. Беседы будут транслироваться на платформе HowlRound.
Центром фестиваля (как говорят организаторы — “Pop-Up Puppet Hub”) станет Chicago’s Fine Arts Building (410 S Michigan Ave). Если окажетесь там, поднимитесь на последнем, оставшемся в Чикаго ручном лифте на четвертый этаж и зайдите в кафе “The Spoke & Bird” (комната 433), где подают кофе, чай, зимние супы и вкусную выпечку в уютной “кукольной” атмосфере. На время фестиваля название “The Spoke & Bird” поменяется на Кукольное кафе (“Working Puppet Cafe”). Там же, на четвертом этаже (комната 403), загляните на кукольное шоу Дана Харлина “MOTEL”, зайдите на выставку (комната 433) оригинальных раскадровок кукольных персонажей, миниатюрных декораций и реквизита, созданных Чикагской кукольной студией (Chicago Puppet Studio) для Кукольного театра Ванкувера и Ma-Yi Theater Company, и посетите крошечный зал, рассчитанный на семь (!) зрителей (комната 402). Обязательно остановитесь на втором этаже Exile in Brookville (комната 210), где пройдет специальная выставка книг о кукольном искусстве.
“Puppet Hub” станет местом проведения двух выставок, объединенных темой “Американский кукольный театр сегодня”: “Фотографии Ричарда Термина” (фотограф из Нью-Йорка Ричард Термин уже более тридцати лет делает фотографии спектаклей американских кукольных театров, комната 410) и “Искусство Бэзила Твиста” (комната 404). 26-29 января в помещении Logan Center for the Arts пройдет презентация еще одной работы Твиста — его японского “панно” “Dogugaeshi”. Так что в этом году на большом фестивале пройдет мини Твист-фестиваль.
Семь лет назад перед Первым фестивалем его основатель и бессменный художественный руководитель Блэр Томас (Blair Thomas & Company) говорил: “Мне бы хотелось видеть Чикаго в качестве лидера возрождения древнего искусства кукольного театра. Наш город хорошо известен особым интересом публики к театру. Зрители не только посещают спектакли, но и поддерживают новые формы развития театрального искусства. Надеюсь, они не останутся в стороне и от кукольных театров”.
Блэр Томас любит кукольный театр с детства. В десять лет он создал в своем родном Джексонвилле (штат Алабама) первую кукольную труппу The Palace Puppeteers и на протяжении трех лет выступал с ней в церквах и школах. В 1990 году Томас создал в Чикаго новый театр — Redmoon Theater, до 1998 года был его художественным руководителем. Первым спектаклем театра стала кукольная версия “Моби Дика”. Впоследствии Томас еще не раз возвращался к роману Мелвилла. так что моя фраза в прошлом выпуске Театрального обозрения, что кукольного “Моби Дика” в Чикаго не было, неверна. (Спасибо театральному критику Михаилу Гуревичу, который знает о театре все и даже больше.)
В 2002 году Томас основал фирму “Blair Thomas & Co.”. Томас преподает кукольное искусство в Школе при Арт-институте Чикаго. Он участвовал в создании кукол для спектаклей Lookingglass Theatre “Mr. and Mrs. Pennyworth” и “The Steadfast Tin Soldier”, а также для оперы “Волшебная флейта” в Лирик-опере Чикаго. Симпатичный дракон — его рук дело.
В прошлом уже предпринимались попытки создания кукольного фестиваля. С 1986 по 1994 годы кукольные спектакли были частью Международного театрального фестиваля. В 2000 году Арт-институт провел четырехдневный Международный фестиваль кукольных театров. Наконец, в 2001 году под эгидой департамента по делам культуры мэрии Чикаго состоялся десятидневный фестиваль “Puppetropolis”. К сожалению, все эти фестивали не имели продолжения, поэтому я очень рад, что новая попытка оказалась успешной! Инаугурационный фестиваль 2015 года прошел при переполненных залах с огромным успехом. На восьмидесяти трех спектаклях, в которых участвовали более пятидесяти артистов из разных стран мира, побывали более четырнадцати тысяч зрителей. Еще больший успех сопутствовал фестивалям 2017, 2019 и 2022 годов. Сто девять спектаклей, почти пятнадцать тысяч зрителей, гости из Гонконга, Чили, Италии, Австралии, Швеции, Израиля, Польши. Мексики, Канады… С 2022 года фестиваль проходит в ежегодном формате, и Блэр Томас надеется, что двенадцать дней в январе Чикаго будет жить фестивалем. Он даже договорился с официальным отелем фестиваля Warwick Allerton Hotel насчет скидок. Только с 18 до 29 января цены в этом отеле значительно снижены. Не верите? При регистрации введите промокод PUPPETFEST2023 и убедитесь сами.
В Америке многие считают Чикаго родиной современного кукольного театра. В самом деле, до 1912 года в английском языке даже не существовало такого термина — “кукловод”. В том году в историческом Fine Arts Building на Мичиган авеню открылся Маленький театр (Little Theater of Chicago). Для спектакля “Сон в летнюю ночь” режиссер Эллен Ван Волкенбург хотела использовать кукол-марионеток. Тут-то и выяснилось, что никто из актеров не знает, что такое марионетка. Тогда кукольных артистов называли “шоуменами”, их работа была связана, в основном, с цирковыми аттракционами. Именно Ван Волкенбург впервые использовала слово “кукловод” применительно к театру кукол.
Сегодня Чикаго может похвастаться разнообразием передовых театральных форм, в том числе в кукольном театре. В рамках фестиваля, как и в прошлые годы, запланированы семинары, мастер-классы, беседы об истории кукол, секретах их изготовления и много других интересных мероприятий. Не пропустите уникальную возможность увидеть все лучшее, что есть в кукольных театрах. Встретимся на фестивале, штаб-квартира которого находится в том самом Fine Arts Building на Мичиган авеню, где больше ста лет назад началась история кукольного театра в Америке.
Nota bene! Подробная информация и билеты на спектакли Пятого международного фестиваля театров кукол — на сайте chicagopuppetfest.org.